Дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником памяти преподобного Симеона Столпника, удительного святого, который стоял почти в начале истории монашества, но уже тогда, для своих современников, он был удивительным образцом молитвы, веры и преданности Богу. У апостола Павла есть такие слова: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Эти слова, как никакие другие, точно передают нам смысл церковного почитания святых. Прежде всего, это подражание их добродетели и следование их пути. Конечно, если буквально понимать подражание добродетелям преподобного Симеона, то и самые строгие монахи могут ужаснуться этому нелегкому пути. Святых в Церкви много, все они как звезды, которые друг от друга отличаются в славе, украшают духовное Небо, но всех их объединяет одно, чему собственно мы и призваны подражать – это их верность Христу, их последование всецелое, всежизненное Слову Божию. Это их отношение к словам Христовым всерьез, стремление жить по Евангелию, а не только лобзать его. Вот в этом отношении – какой может пример нам подать преподобный Симеон Столпник, молитвенник, предстоящий перед Богом?
Именно пример молитвы, пример молитвенного предстояния перед Богом, что необходимо делать каждый день, снова и снова находить время, если даже трудно его найти в суете повседневной, вспоминать о Боге хотя бы краткой молитвой: «Господи благослови!», «Господи помоги!», «Слава Тебе за все!». И даже такие краткие молитвы будут освящать время нашего дня, да и в целом – время нашей жизни. Подвиг преподобного Симеона чем-то напоминает нам слова пророка Аввакума, где он говорит: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне…» (Авв. 2:1).
Вот и мы тоже призываемся внимать воле Божией, слову Божию, чтó говорит Он нам, к чему нас призывает. Иногда создается впечатление, что мы молимся, обращаемся к Богу и не слышим ответа. На самом деле, прежде всего, надо понимать, что наша молитва, наша обращенность к Богу, наше предстояние перед Ним – это уже наш ответ на то, что Господь сделал для нас, сотворив этот мир, даровав нам спасение, каждый день окружая нас своими дарами и благодеяниями.
Наша молитва – это уже ответ Богу на Его Слово, обращенное к нам, Котрым и мир создан, и все мы существуем для вечности. И при этом сама наша молитва, сам наш ответ тоже не остается неуслышанным. И нужно постараться вверить себя в послушание Богу, чтобы услышать Его ответ, Его волю, то, к чему Он призывает и каждого из нас, и всю Церковь в целом.
Сегодня, как уже было отмечено, совершается церковное новолетие. Когда-то, в допетровской Руси это и было основное празднество Нового года – 1 сентября по старому стилю. А традиция этого празднования, которая пришла к нам из Византии, на самом деле уходят корнями еще в ветхозаветную Церковь. Народ Израильский в храмовом богослужении на праздник новолетия, прежде всего, вспоминал сотворение мира, как Бог все призвал из небытия в бытие Словом Своим, и в этом молитвенном переживании народ приносил Богу жертву за грехи, благодарил Бога за этот мир, за эту жизнь, и просил благословения на новые страницы этой жизни, на новое лето, новый год. А в христианской Церкви новолетие освящается еще одним, более высоким смыслом, который заключен в евангельском чтении положенном на церковное новолетие.
Это рассказ из Евангелия от Луки, где Господь Иисус Христос в начале своего общественного служения пришел в назаретскую синагогу: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:16-21).
«Лето Господне благоприятное» (Иса. 61:2) – это библейское выражение. Господь здесь цитировал пророчество Исайи о наступлении дня Господня, и об этом дне, или лете Господнем, говорили многие пророки, как о времени спасения, о времени избавления, о времени, когда Господь посетит народ Свой. И вот, это время настало с пришествием Спасителя. «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21).
С пришествием в мир Спасителя, действительно, начинается новое лето, новая эра, Новый Завет, и уже христианское празднование новолетия связано в большей степени с Рождеством Христовым, с этим событием, которое, может быть, не меньше, а на порядок больше, чем творение мира. Как говорит апостол Павел: «… кто во Христе, тот новая тварь…» (Кор. 5:17). Бог явился в этом мире, чтобы сделать нас причастниками Своей жизни, Своей благости, Своей любви. И вот эту спасающую Любовь Божию, которая взыскует человека, которая сходит даже до ада, чтобы спасти Адама, провозглашает Церковь, начиная со времен апостольских и до сего дня. И не просто провозглашает, а приводит нас, каждого человека, кто ищет, кто взыскует Бога, к единению с Ним. Христос – Бог, ставший человеком, сотворивший мир и спасающий этот мир – это ответ не только на чаяния иудеев, которые по-своему представляли наступление Дня Господня. Иудеи думали, что придет земной владыка, и принесёт политическое могущество этому народу. А когда поняли, что это не так, что это не тот царь, которого они ожидают, они отвергли Христа. Но Он продолжает быть настоящим исполнением всех чаяний каждого человека, всех народов. В Нем ответ на все наши самые потаенные чаяния, ответ на самые требовательные взыскания философствующего ума.
В Нем находит исполнение все наши ожидания справедливости, правды, милости и любви. Будем об этом помнить, не будем никогда отчаиваться, не будем думать, что Господь нам не отвечает. Его ответ – Он сам, явившийся в этом мире. Он сам, Господь, с нами. И это явление не просто событие двухтысячелетней давности, а это реальность, которой уже не будет быть конца. Свет во тьме светит, и тьма не может его объять. И более того, мы знаем, что торжество и победа за Ним, за этим Светом – за правдой, за милостью и за любовью Божией. Аминь.
14 сентября 2024 года,
Храм преподобного преподобного Симеона Столпника за Яузой