Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией слышали Евангельское повествование о событиях, которые удивительным образом явили всемогущество и вместе с тем неизреченное человеколюбие Христа Спасителя по отношению к людям страждущим и просящим Его Божественной милости и помощи. Сегодняшнее Евангелие раскрывает нам содержание двух необыкновенных чудес, каковые Господь совершил перед лицом всего народа.

Ко Христу, в окружении учеников Своих шедшему, приступил начальник синагоги по имени Иаир и попросил, чтобы Господь поспешил в его дом с тем, чтобы Он исцелил его умирающую маленькую дочь. И Господь с поспешностью отозвался на просьбу этого человека. Мы знаем с вами о том, какова была злоба ко Христу и власть имущих и какова была злоба тех людей, которые являлись духовными вождями народа Израилева. Их злоба не останавливалась ни перед чем, и мы знаем с вами, к чему привела злоба, зависть и ненависть ко Христу. Привела к тому, что Господь был распят на Кресте. И вот, быть может, один из них, один из тех, кто роптал на Христа, кто неистовствовал на Него, приступает к Нему и просит, чтобы Господь исцелил его дочь.

Горе многих смиряет, это для всех здесь присутствующих очевидно, горе очень часто ставит человека перед неизбежностью признания самим собою того, что от наших собственных сил мало что зависит. И поэтому человек, осознавая свою немощь, скудость своих ограниченных возможностей и способностей, очень часто смиряясь, обращается к Господу, ибо знает, что кроме Него никто помочь ему в той или иной скорби не сможет.

Видимо таковое состояние было у этого начальника синагоги. Это был особый человек, они были, повторяю, духовными вождями народа. Как они поступали, что они говорили, от этого зависело то, как поступал весь народ. И от того, чему они учили, на страже чего они стояли, каких ценностей держались — в этом воспитывался весь народ, всё общество. И именно этот человек приступает ко Христу, смиряясь перед Ним.

Это происходит тогда, когда уже двери многих синагог, то есть училищ благочестия, молитвенных зданий закрывались перед лицом Христа, когда Его гнали из них, когда грозовые тучи уже сгущались над Господом, и всё это предвещало тот неизбежный конец, который совершился на вершине Голгофской горы, и он был близок. И несмотря ни на что, этот человек припадает к стопам Спасителя и просит, чтобы Господь пришёл в его дом.

Мы очень часто бываем заложниками, так называемого общественного мнения, мы очень часто зависим от того, что о нас подумают окружающие нас люди, и очень часто мы бываем рабами этого мнения, что, к сожалению, лишает нас даже элементарной человеческой искренности. А вот скорби, болезни, невзгоды, жизненные испытания отрезвляют человека и ставят его лицом к лицу с той неотвратимой скорбью, которая посетила его, и человек может стать самим собою.

Конечно же, бывают ситуации разные. Бывает, когда человек, претерпевая страшные страдания и невзгоды, ещё более озлобляется, ещё более коснеет в своей гордыни, которая не позволяет ему смириться пред Господом и перед окружающими его людьми. Но вместе с тем гораздо чаще, когда человеческое сердце способно бывает находиться в сокрушении. Это дает ответ на вопрос, почему Господь попускает человеку те или другие жизненные испытания.

Опытом своей жизни мы прекрасно понимаем и осознаём, что пока не наступят жизненные скорби и невзгоды, до тех пор мы всерьёз, по-настоящему не задумываемся о главном. Такая, с одной стороны, очень простая, но от того очень доступная для нашего понимания русская поговорка говорит о том мужике, который не перекрестится до тех пор, пока гром не грянет. Это действительно очень точное замечание, потому что пока всё благополучно и хорошо, нам не то, чтобы Господь  не нужен, но мы очень спокойно обходимся без Него, мы можем и без Него прожить.

Я как-то рассказывал и не один раз, поэтому сегодня повторяюсь, как один прихожанин в храме, где раньше я служил, очень благочестивый, верующий человек, рассказывал о том, как он пытался обратить к вере своего одноклассника, очень состоятельного и богатого человека, у этого человека был магазин швейцарских часов в ГУМе, можно догадываться, что человек не бедствовал. И вот он говорит ему: когда же мы тебя будем крестить? На что тот отвечает: а зачем? у меня всё есть.

Вдумаемся в это «зачем?». Попробуйте достучаться до этого сердца человеческого, у которого всё есть и ему Бог не нужен. Вот поэтому Господь, желая спасения каждому человеку, изыскивает такие пути, такие возможности, чтобы достучаться до этого глухого человеческого сердца, которому ничего не нужно, потому что ему кажется, что он всё имеет. Потому Господь попускает жизненные испытания и невзгоды.

Мы не знаем о том, кем был Иаир, но мы знаем о том, что он был человеком действительно высокого положения, и вот он смиряется, потому что в его жизни, в его семье произошло горе, единственный ребёнок, может и не единственный, по крайней мере, можно так предположить. Ребёнок, маленькая девочка, двенадцатилетняя отроковица лежит на смертном одре, умирая, и никакие человеческие способности, никакие медицинские искусства и врачевства не способны изменить что-либо, она просто на глазах у всех тает и уже находится на последнем издыхании. Приди, потому что дочь моя умирает, – смиряясь, говорит этот человек, и Христос идёт в дом Иаира. Здесь заключается удивительная особенность  сегодняшнего Евангельского повествования — в   готовности Христа прийти в дом Иаира, что ещё более оживляет Евангельское повествование, потому что по дороге на пути к дому Иаира, происходит ещё одно важное событие.

Толпа окружает Христа, теснит Господа, и женщина, о которой повествуется в этом же Евангельском отрывке, столько же лет, двенадцать лет, сколько прожила отроковица, дочь Иаира, страдала кровотечением, страшной, изнурительной болезнью.

Согласно закону ветхому, закону Моисееву она была нечиста, она не имела права выходить из своего дома, и всё своё имение, все свои деньги, все свои сбережения она истратила на всевозможных лекарей и врачей, чтобы хоть что-то изменить в своей жизни, но всё это было бесполезно. Ни в чём она не преуспела, кроме того, что потратила все свои деньги. Но услышав о том, что идёт Христос, тот дивный Чудотворец, о Котором все говорят. Она сказала сама себе: если я лишь к краю ризы, к краешку одежду Его прикоснусь, и этого мне будет вполне достаточно, и я исцелюсь. Вот именно такая вера была у этой больной женщины. И она, протискиваясь сквозь толпу людей, которая обступала Христа, всё же смогла, несмотря на все эти внешние видимые препятствия, приблизиться ко Господу, и действительно, лишь коснуться к краю Его ризы, и как сказано в Евангелии, «иссяк ток крови её». Т.е. тот изнуряющий её, губящий её источник крови, который в течение двенадцати лет мучил её, он прекратился, она почувствовала себя здоровой и исцелившейся.

Христос, это тоже евангелисты отмечают, почувствовал, что сила изошла от Него. Господь остановился и спросил: кто прикоснулся ко Мне? Какой странный вопрос, и странность этого вопроса тут же обнаруживает апостол Пётр, он говорит: Господи, о чём Ты спрашиваешь, Тебя толпа людская теснит, Тебя люди сжимают со всех сторон, и Ты спрашиваешь, кто ко Мне прикоснулся. На что Христос говорит: Я почувствовал силу, исшедшую от Меня, Я знаю, что ко Мне прикоснулся некто. И обозрев окружающих, воззрел на эту женщину, тем самым подвигнув её к тому, чтобы она исповедала свой поступок. И она, видя, что невозможно сокрыться от очей этого дивного Чудотворца, призналась в содеянном.

Она испугалась и боялась. Почему боялась? Об этом было сказано, потому что тот же самый Ветхий закон говорит, что всякий, кто прикоснётся к нечистому, тоже становится нечист. Т.е. все эти люди, которые находились рядом с нею, вольно или не вольно касаясь ее, тоже становились по закону Моисееву нечистыми, и тем самым, она могла снискать не только злобу, но даже осуждение, и побиение камнями. Вместе с тем, зная, что невозможно сокрыться от очей этого дивного Серцеведца, от прикосновения к краю одежды Которого она получила исцеление, женщина призналась в содеянном, трепеща, боясь, и Господь говорит ей удивительные, замечательные слова: Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Господь эти слова всем нам говорит: Дерзай, дщерь, дерзай, вера твоя спасла тебя.

Я хочу обратить внимание на очень важное обстоятельство этой замечательной Евангельской подробности, на слова, которые каждый из нас вместе с апостолом Петром может сказать: Господи, тут же толпа людей, они Тебя теснят, каждый из них  желает к Тебе прикоснуться, а Ты спрашиваешь, кто ко Мне прикоснулся.

Вот так нужно ко Христу прикасаться, чтобы Христос Господь это почувствовал, а не так, как это бывает в толпе людской. Очень часто мы себя можем уподобить этой толпе, потому что мы тоже теснимся в храме, норовим вперёд всех приложиться к иконе, к святыне и так далее, но часто ли мы получаем то, чего жаждет наше человеческое сердце. Мы очень часто бываем подобны той толпе, которая теснит Христа, но Господь говорит: Я почувствовал ту, которая прикоснулась ко Мне. Не нужно осязательно прикасаться к святыне даже, потому что эта женщина сказала себе: если я к краю ризы Господа прикоснусь, этого будет вполне достаточно. Её вера не посрамила её, и она получила то, что уже отчаялась когда-либо получить, и Господь, ободряя её, говорит ей: Вера твоя спасла тебя.

Это удивительное чудо, которое происходит на пути Господа с учениками Его в дом Иаира, где умирает страждущая его дочь. И Господь, продолжая Свой путь, исцелив эту несчастную и вместе с тем осчастливленную Им женщину, приближаясь к дому, вдруг слышит скорбные вопли, стоны и плач и видит  горестного вестника, который приближается к Иаиру и говорит: Не утруждай Учителя, ибо дочь твоя умерла.

Что может испытывать несчастный отец от полученного известия о смерти своей дочери? Конечно же, скорбь и страх и ужас наполняет сердце этого человека, но Господь и здесь строго говорит Иаиру: не бойся, только веруй. Господь заставляет его отложить все человеческие переживания, все эмоции, все прочии страшные впечатления, каковые поразили  его с известием о смерти его дочери. Не бойся, только веруй, – говорит Христос  и  окружающим Его, потому что здесь окружают Христа не только Его ученики, не только Иаир, но и прочие, которые находились в доме этого человека.

Уже в этот дом поспешили свирельщики. Раньше в древности в течение нескольких дней, совершая чин погребения усопшего человека, эти свирельщики на флейтах,  свирелях издавали очень трагичные, очень печальные звуки, этим сопровождалось погребение. Очень гнетущее, очень тяжёлое, унылое состояние наполняло всех. И вот им всем говорит Господь: Девица не умерла, она спит. И стали смеяться над Христом, начали злословить Его. По-славянски это гораздо более ярко звучит, сегодня мы слышали в Евангельском повествовании, «ругахуся» Христу, ибо знали, – я всегда обращаю внимание именно на это слово, – ибо знали, что она умерла.

Как мы часто знаем, всё знаем, мы знаем, что невозможно мёртвому воскреснуть, мы знаем, что невозможно в той или иной жизненной ситуации что-либо изменить, мы знаем, мы уверены, мы всё с вами знаем. Но мы не знаем того, к сожалению, что Христос над всем этим нашим человеческим знанием, Он говорит, не умерла, она спит. И поэтому, обратим на это внимание в сегодняшнем Евангельском повествовании, не всех Он приглашает в горницу, где лежит бездыханное тело девочки. Христос знает, что по-человечески, физически она умерла, её тело бездыханное, но вспомним, Господь говорит, когда Он получает весть о смерти Лазаря: друг наш Лазарь успе, т.е он уснул.

И это тоже вызывает негодование, но Христос прекрасно знает, что действительно, физически он умер, душа покинула его, рассталась с его телом. Но Христос Господь – Владыка смерти, Он Владыка жизни, и Он властвует над жизнью и смертью, и поэтому те же самые слова говорит здесь, у гроба этой умершей девочки: Она не умерла, она спит. И не всех, не эту праздную толпу, злословящую, смеющуюся над Христом и гневящуюся тому, что Христос произнёс,

Он приглашает в эту комнату только лишь трёх из своих учеников, Петра, Иоанна и Иакова и лишь родителей девицы, Иаира и его жену. И восходит в эту горницу, в эту комнату, где лежит бездыханное тело их дочери, и повелительно, властно говорит ей: Талифа, куми, т.е. девица, тебе говорю, восстань! И девица восстала, и попросила есть, чтобы не создалось ни у кого впечатления, что это некое видение, а чтобы они действительно удостоверились, что воскресшая девочка голодна, она нуждается в подкреплении своих естественных телесных, физических сил.

На глазах у этих людей Господь воскрешает дочь Иаира, и многие из присутствующих здесь уверовали во Христа и исповедовали Его Сыном Божиим.

Вот эти два чуда, которые сегодня нашему мысленному взору, дорогие братья и сестры, предлагаются Церковью, говорят нам о том, чтобы мы были тверды в перенесении наших жизненных невзгод и скорбей, чтобы мы всецело доверяли Господу в любых жизненных испытаниях и невзгодах. Эти два замечательных призыва, которые Христос произносит, сначала кровоточивой женщине и потом Иаиру, чтобы они были твёрдым и незыблемым утверждением для каждого из нас, для каждого верующего христианского сердца.

Когда мы подпадаем духу уныния, духу малодушия, мы очень часто опускаем беспомощно руки, мы считаем, что выхода из той или иной сложившейся жизненной ситуации уже нет, мы должны помнить, что говорит Господь Иаиру: Не бойся, только веруй; и то, что Он говорит женщине кровоточивой: Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя.

Мы должны не малодушествовать, но веровать. Не бояться, не страшиться, а веровать, что над всеми и над всем Господь, тогда Господь действительно по вере этой, твёрдой и несомненной, дарует нам то, в чём нуждается сердце каждого из нас.

Поэтому, дорогие братья и сестры, взирая на это сегодняшнее дивное, очень богатое по своему содержанию Евангельское повествование, будем всегда тверды в нашем несомненном уповании на милосердие Божие.

Будем знать, что нет такой печали, нет такой скорби, нет таких жизненных скорбей и невзгод, из каковых бы Господь не вывел бы того, кто обращается к Нему.

Чтобы мы всегда в своём сердце, как в некой сокровищнице хранили эти благоуветливые глаголы Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и через это несомненное упование на Него удостоились той радости, к каковой Господь каждого из нас ведёт через стогны, через распутья этого земного маловременного поприща.

Чтобы мы, пройдя этот путь нашего земного жития, удостоились от Господа доброго глагола, призывающего нас: Приидите ко Мне, благословенные, и будьте наследниками вечной жизни и Царствия Небесного, яже уготовал вам от сложения мира. Аминь.