Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 31-ю по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Этими словами сегодня весь православный мир прославляет Крещение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Только что мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали в устах богоглаголивого евангелиста Матфея о том, как это событие совершилось, как Христос пришёл на берег Иордана и принял Крещение от рук Иоанна Предтечи, который прежде Него, а потому и именуется Предтечей, благовествовал народу о том, что является главным условием принятием Бога. Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! – вещал святой Иоанн Креститель, и, взирая на грядущего к нему Спасителя, о Котором он сам некогда сказал: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира», идущего принять от него крещение. Он трепещет, ибо он раб, и, видя своего Владыку и Господа, он говорит Ему: Мне должно принимать от Тебя Крещение. На что Христос ответствует ему: Тако нам должно исполнить всякую правду, —  и безропотно, послушливо, смиренно Иоанн Предтеча погружает в воду Иордана Спасителя мира, грядущего во искупление и спасение всего рода человеческого.

Это событие, как мы знаем с вами, именуется не только Крещением Господним, но и днём Богоявления, поскольку Господь являет полноту Своего Божества в трёх ипостасях, в трёх лицах: Отец, благовествующий с неба и говорящий, о том, что это Сын Его возлюбленный, в Котором Его благоволение, Сам Сын Божий, приходящий в образе человеческом на берег Иордана и принимающий крещение от рук Иоанна Крестителя и Дух Святой, сходящий в виде голубине. Таким образом, Господь являет полноту Своего Божества с тем, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это событие, которое сегодня Церковь торжественно воспоминает и празднует, является для нас одним из краеугольных в деле нашего спасения, потому что Господь всех нас призывает прежде всего к крещению, ибо своим неложным евангельским глаголом Господь говорит о том, что кто не родится от воды и Духа, тот не войдёт в Царствие Небесное.

В славянском языке, и только лишь в нём, есть удивительная особенность, два слова, которые имеют разные значения по своему смыслу, в звучании объединяются и их созвучие совершенно необыкновенно и удивительно. Крещение и крест — это однокоренные слова в славянском языке, хотя подчёркиваю, по своему смыслу они имеют разное значение. Для нашего понимания это настолько удивительно, что крещение само по себе уже говорит каждому из нас о том, что путь христианина – это путь креста, путь, ведущий к Господу, через те скорби и страдания, каковые Господь возлагает на наши человеческие рамена.

В сегодняшний день, в Крещение Господне, мы вспоминаем ещё замечательные  слова апостола Петра, который говорит и применяет это уже по отношению к нам. Он объясняет, чем является крещение, ибо все мы с вами, крещёные во имя Святой и Живоначальной Троицы и следующие путём Христовым, должны осознавать и понимать, чем для нас является Таинство Крещения. Апостол Пётр говорит о том, что крещение – это не есть омытие телесной нечистоты, а есть обещание Богу доброй совести. То есть мы принимаем на себя эту благодать, но тем самым обещаем Богу жить по доброй совести, по евангельской совести, и к этому призывается каждый из нас. Мы вспоминаем горькие слова, которые были сказаны некогда апостолом Павлом две тысячи лет назад, которые и до сегодняшнего дня являются обличением каждому христианину. Увы, эти слова мы можем применить и к самим себе. В Послании к Коринфянам он обращается к нерадивым, небрежным христианам: ради вас, — говорит он, — имя Божие хулится у язычников.

Когда юная дева выходит замуж, то она с благоговением, с благодарностью принимает имя того человека, который берёт её в замужество, и она с честью и с достоинством должна пронести имя этого человека, которое принимает на себя. Быть может, кому-то это покажется неким анахронизмом и пережитком, но, по крайней мере так сочетались узами брака.

Христианин же сочетается узами духовного брака с Господом, и Господь дарует каждому из нас называться Его именем, мы называемся с вами христианами. Даже в Священном Писании Нового Завета, по  крайней мере, в трёх местах, два раза в книге Деяний апостольских и единожды в Соборном Послании апостола Петра, звучит это имя – христианин. Вспомним, замечательную сцену, которая происходила во дворце Порция Феста, о чём описывается в 26-й главе книги Деяний апостольских, когда апостол Павел защищает свою веру в распятого и воскресшего Христа, и когда Фест, не знающий, что ему сказать, говорит: безумствуешь ты, Павел, большая учёность доводит тебя до сумасшествия. На что апостол отвечал: Я не безумствую, но говорю слова истинной правды, и царь, – обращаясь к присутствующему там царю Агриппе, – знает, о чём я говорю, потому что это не в углу происходило. Веруешь ли ты? – уже откровенно, открыто, в глаза вопрошает апостол Павел царя Агриппу, – веруешь ли ты в то, что я говорю? На что Агриппа, растерявшись, отвечает: Ты немало убеждаешь меня сделаться христианином. Уже в то время звучит «сделаться христианином», на что апостол отвечает: Мало ли, много ли, молю лишь об одном, чтобы все были подобны мне, кроме этих уз. Вот о чём в первую очередь ревнует и заботится апостол, чтобы все были подобны ему в его исповедании Христа Спасителя, чтобы все сделались христианами.

Вернемся к той горькой фразе того же самого апостола Павла, говорящего, что ради нас порой имя Божие хулится у язычников, потому что очень часто мы бываем нерадивыми христианами, с дурными поступками, и поэтому люди, которые окружают нас, не убеждаются тем, о чём мы говорим. Мы свидетельствуем о Христе, мы говорим и проповедуем о Господе, а люди иногда ухмыляются, иронизируют по поводу того, о чём мы им говорим от того, что мы не являемся для них примером и образцом христианской жизни.

Вспомним, дорогие братья и сестры, сегодня в этот благодатный, благословенный, всесвятейший день Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, что Господь кроме прочих даров даровал нам называться Своим именем. И с каким благоговением, с какою честью, с какою славою мы должны нести это имя через всю свою жизнь. Поэтому дай, Господи, чтобы каждый из нас всегда помнил о том, что Христос благоволил даровать нам Свое имя, чтобы Его Божественным именем мы называясь, доброю совестью своей жизни свидетельствовали о том, что для нас нет иной ценности в жизни нежели то, чтобы знать Господа и следовать своим жизненным путем вослед Ему.

Помоги, Господи, всем нам, пройдя путь этого маловременного земного поприща, быть удостоенными от Господа славы, которую Господь уготовал всем любящим Его прежде сложения мира. Аминь.