Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 Сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем возможность преклонить колени своего сердца, склонив свою главу, пред миролюбезным Древом Крестным, которое вчера за Всенощным Бдением торжественно изнесено было из Алтаря и возложено посреде храма. Предстоящая седмица, называющаяся Крестопоклонной, является средопостной, как она именуется в священных книгах, потому что разделяет на две половины уже преполовивший себя Великий пост, святую Четыредесятницу. Всегда и неизменно говорю об одном и том же, что не успев начаться посту, мы уже с вами, не заметив того, прошли это поприще наполовину и осталось ровно столько же, для того чтобы усердно потрудиться для спасения своей бессмертной души.

Мы об этом говорим неустанно и сегодня я об этом тоже скажу, что нет такого другого времени в течение года, нет второго времени в течении всей нашей жизни, нежели время Великого поста, когда мы можем действительно потрудиться для спасения, для очищения, для освящения своей души. И это время действительно необходимо для каждого из нас. При всех трудностях и сложностях, тем более ещё извне навалившихся на всех нас мы видим с вами, насколько непросто идти ко Христу, сколько всевозможных препятствий, всевозможных барьеров вырастает на пути каждого христианина к Господу.

Но всё же это время благое и  лёгкое, потому что Господь на этом пути поддерживает и укрепляет каждого из нас, только нужно правильно настроить свою душу к тому, чтобы не тягота наполняла наше сердце, а радость и ликование в Господе.

Кто-то из нас скептически пожмёт плечами и скажет, какая может быть радость Великим постом. Я думаю, что те люди, которые стремятся к тому, чтобы стяжать благодать Всесвятого Божьего Духа, они если и не опытом целожизненным, то, по крайней мере, умом, понимают, что это соответствует действительности, потому что Господь взамен на те труды и поты, которыми мы стараемся приложить во время этого святого времени, даёт Свою благодать, а с нею ничто не способно сравниться.

Неслучайно святые отцы всегда говорили: отдай кровь и прими дух. Мы конечно стараемся. От нас Господь не требует каких-то особых жертв, но вместе с тем взамен на то малое, на что каждый из нас без исключения способен, Он дарует Дух, радость в Господе, радость в Боге. И сегодняшний день, Неделя Крестопоклонная, когда мы с вами поклоняемся Кресту, на котором был распят Христос Господь и Спаситель мира, это есть нам утешение в тех трудах, которые мы с вами подъяли на себя в течение этого святого великопостного времени.

Господь неслучайно показывает нам Свои страдания, указывая на Крест, который Он нас ради человек и нашего ради спасения подъял на Себя и понёс на Голгофу, с тем чтобы там на Кресте искупить всех нас от вечного проклятия и смерти.

Говоря об этом, мы понимаем, и это — очевидная данность, у каждого из нас есть свой жизненный крест, та жизненная ноша, которую Господь возлагает на плечи каждого христианина, и не только христианина. Каждый человек без исключения, вне зависимости от того, верует ли он во Христа Спасителя или отрицает Его, всё равно неизбежно несёт свой жизненный крест. Только лишь с огромной, диаметрально противоположной и взаимоисключающей разницей — христианин несёт свой крест, свои жизненные скорби и страдания осмысленно. Он понимает, что это сораспятие Христу позволяет ему как верующему во Христа Спасителя вместе с Господом и совоскреснуть.

А для человека, который не верует во Христа, все жизненные скорби, все жизненные испытания являются неким нелепым стечением жизненных обстоятельств, они для него обессмысливаются, и он идет в противоположную сторону от Христа.

Как-то я рассказывал, может даже и не единожды, в том числе и с этого святого места и в частных беседах, случай, который мне один замечательный священник, уже ныне покойный, рассказывал. Однажды он в Неделю Крестопоклонную говорил проповедь, обращаясь к народу, было очень много людей, и вот, говоря о крестоношении, батюшка сделал паузу, что часто бывает, священник замолчал, и вдруг в этой образовавшейся тишине обнаружила себя хулиганская выходка. Какой-то пьяница зашёл в это время в храм, какие-то обрывки уловил из слов батюшки и в эту создавшуюся паузу он сумел как-то вклиниться и сказал громко, на весь храм: «Ты врёшь, поп».

Конечно, это обескуражило проповедника, на меньшие вещи ты реагируешь, сбиваешься с мысли, теряешь её, а этот священник не растерялся, он выдержал еще одну паузу, посмотрел со скорбью на этого несчастного человека и сказал: «Этот человек тоже несёт свой крест, только он его несет не за Христом».

Этот пьянчужка действительно несёт свой крест, у каждого есть свой крест, только лишь с огромной разницей, к этой мысли возвращаю себя и вас. Либо  мы за Христом несём крест своих жизненных скорбей и за это увенчиваемся вечной радостью с Господом. Либо бессмысленно, бесцельно идём в противоположную сторону. И скорбей ведь никто не отнимет, ведь эти скорби, болезни никуда не денутся, но они бессмысленны, они не имеют в этом случае никакого значения для неверующего человека.

Поэтому, дорогие мои, мы должны всё, что Господом нам посылается, воспринимать как благословение Божие. Как бы всё внутри у нас не переворачивалось и не бунтовало против этого, мы должны понимать, что всё происходящее с нами в этом мире – это всё не случайно, это всё не стечение бессмысленных обстоятельств. Это Промысл Божий, это попущение Божие, это произволение Божие, как бы мы не назвали это, но в любом случае за этим всё равно стоит глубокий смысл.

Это нам Господь дал понести в нашей земной жизни и это называется нашим крестом, человеческим, земным крестом, но который способен нас уподобить Тому великому Крестоносцу, Который несёт Крест на Голгофу во искупление всего рода человеческого.

И сегодня в Евангелии мы слышали замечательные слова о том, что говорит Христос по поводу креста: всякий кто желает следовать за Мной, кто хочет идти за Мною, да отвержется себя и возьмёт крест свой и по Мне грядет. Т.е. мы, если желаем идти вослед Христу, должны отвергнуться себя. Это очень сложно, наверное, тяжелее этого нет ничего.

Что значит отвергнуться себя? Это значит отказаться от себя, от своей самости, от своего эгоизма, от своего самолюбия, от того, что мы центром всей жизни, всего мироздания считаем самих себя. Вот от всего этого нужно отречься, отвергнуться и только тогда уже можно, взяв свой крест, следовать за Христом.

Очень важно, об этом мы всегда говорим с вами, это самая главная наука для каждого человека, тем более для христианина, который стремится к этому, – стяжать мир в своём сердце. Наше сердце подобно бушующему во время шторма океану. Этот шторм не даёт покоя всем нам, мы раздражаемся, мы гневаемся, мы злимся, нас какие-то мелочи и пустяки выводят из себя, мы теряем самообладание.

Как научиться стяжать в своём сердце мир? Как научиться смирению? Это то, о чём мы говорим всегда, без устали, ссылаясь на те, или иные примеры святых угодников Божьих. Но, вместе с тем, ответом на этот же тяжелейший вопрос, как стяжать в своё сердце мир, ответом является, о чём уже сегодня было сказано, слова Христовы – отвергнуться себя, бороться с собой, бороться со своим самолюбием, себялюбием, и, прежде всего, со своей гордыней.

Если мы будем постоянно бороться с этими страстями, то Господь мало-помалу воцарит в наше сердце мир, и тогда никакие жизненные скорби, никакие даже самые сильные потрясения не способны будут  взволновать и обуревать наше сердце, оно будет мирным и тихим.

Я не помню, приводил или не приводил этот пример, замечательный и очень известный: в Оптиной пустыне ещё до революции, в позапрошлом веке был такой монах, Онисим по-моему его звали. В ранней юности он повредил зрение, но его слепоту медицина того времени способна была исправить и улучшить.

Когда он уже подвизался в Оптиной послушником, потом монашество принял, ему говорили: отец, поедем, в Петербурге есть замечательный врач, светило, он поправит тебе зрение. А тот знаете, что отвечал? Отказавшись ехать в Петербург, ответил: А зачем мне это нужно, ну прозрею я, и что я буду видеть? Я увижу грех и всякие безобразия. А мне сейчас так хорошо, я ничего греховного не вижу, в моём сердце мир, в моём сердце согласие, и никуда я не поеду, останусь в монастыре.

Вот что значит мир в сердце. Когда, казалось бы, без зрения жить невозможно, это же один из величайших, драгоценнейших даров, которым Господь наделяет человека. А здесь слепцу дается возможность восстановить своё утраченное зрение, а он говорит: не нужно это мне, потому что я потеряю самое главное, я потеряю мир в душе.

Нам этого не понять. Мне, например, очень трудно это понять, но я верую и благоговею пред этим удивительным примером, который я вам рассказал.

Или в той же самой Оптиной пустыни был иродиакон Мефодий, который был очень и очень болен, он был расслаблен, был парализован, и вот он настолько смирился, стяжав эту болезнь, через которую Господь даровал ему особую благодать, так что к нему приходили как к какому-то прославленному старцу.

Он просто лежал, ибо был недвижим и единственное, что он мог говорить, это два слова, «Господи, помилуй», косноязычно он мог проговаривать только эти два слова. Так вот к нему приходили как к величайшему подвижнику, чтобы на него лишь посмотреть. Он ничего не мог сказать в назидание, никаких поучений, никаких советов дать, просто выдавливал из себя едва-едва «Господи, помилуй». А люди смотрели на него и видели, что их скорби ничто в сравнение с тем, что несёт этот монах, но при этом, он благодушествует, он всегда улыбается, всегда радуется, как апостол Павел говорит нам: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите.

Это дар Христов смирившемуся человеческому сердцу — за всё благодарить Бога, всегда радоваться, всегда ликовать. И поэтому никакие другие долгие, правильные поучения, правильные слова, касающегося того, как мы должны терпеть свои жизненные невзгоды и скорби, там были не нужны совершенно, потому что своим собственным примером этот человек показывал, как нужно всегда радоваться. А научишься этому возможно только тогда, если в твоём сердце будет мир.

Наверное, это самая главная задача не только этого поста, но и всей жизни нашей, стяжать мир в своё сердце. Поэтому батюшка Серафим говорит нам всем известные слова: смысл человеческого существования, смысл человеческой жизни заключается в стяжании Всесвятого Божьего Духа.

И если мы будем к этому стремиться и этого у Бога просить, чтобы Господь взамен на нашу постоянно взрывающуюся раздражительность, гневливость, озлобленность, осуждение, порицание других людей, даровал нам мир, вот тогда вокруг нас будут спасаться тысячи, по тому же неложному слову преподобного Серафима Саровского.

Крест, который лежит сегодня посреди храма, это есть назидание и напоминание всем нам, каким путём ради нашего спасения, во искупление всего рода человеческого пошел Сын Божий, Сын человеческий, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, чтобы нас избавить от вечного проклятия и смерти.

И Господь показывает нам Своим Крестом, что это и есть путь, ведущий к Нему. Путь согласия с самим собой и согласия с окружающими нас людьми, а через это, согласия с Самим Господом, чего сподоби всех нас, Христе, в это святое благословенное, великопостное время приобрести и в своё сердце вместить и через эту радость, никогда не утрачиваемую, быть всегда с Господом. Аминь.