Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В сии продолжающие праздничные дни, торжественно прославляющие  Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего, мы с вами, дорогие братья и сестры, сегодня слышали за Божественной Литургией Евангельское повествование о том, как некий законник, ветхозаветный учитель, приступил ко Христу, вопрошая и испытывая Господа: Какая самая большая заповедь в законе Божием? На что получил ответ: Первая заповедь – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим, всею мыслию твоею и ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях, говорит Христос, зиждется весь закон.

Неслучайно святые отцы эти две основополагающие заповеди называют двуединой. Не исполняя одну из которых, невозможно исполнить вторую, они глубоко взаимосвязаны, о чём мы будем сегодня с вами говорить. Следовательно, если мы с вами исполняем или, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы это было главным деланием нашей жизни, поверьте, ничего более главного быть не может в нашей жизни, нежели научиться этим двум заповедям – любви к Богу и любви к ближним своим. Ибо не исполнив, не научившись этим заповедям, не вобрав их в своё сердце и не исполнив ими свою жизнь, мы не сможем быть в Царствии великой любви, в Царствии радости в Господе, потому что мы сами не способны будем там находиться, ибо это Царствие любви, это Царство торжества Христова, а Бог есть любовь, и поэтому, если мы не научились любви здесь на земле, это будет самая главная трагедия всего нашего человеческого существования.

Преподобный Силуан Афонский говорит очень страшные слова, думаю, многие из присутствующих знают книгу о преподобном старце Силуане и если уж не совсем настольной книгой имеют ее в своей жизни, то, по крайней мере, иногда к ней обращаются, её прочитывают, и знают, что без некоего внутреннего содрогания невозможно читать то, о чём нам говорит преподобный Силуан Афонский.

Этот простой, неграмотный крестьянин возлюбил Господа и ушёл на святую гору Афон незадолго до революции. Мы знаем с вами подробности его жизнеописания. Этот неискусный, книжной премудрости не наученный монах говорит такие совершенно необыкновенные вещи, которые заставляют всякого из нас потупить свой взор и не поднимать, и не дерзать даже поднять его к небу. Вот такие удивительные слова, простые, казалось бы, очень понятные, но вместе с тем жизнью прожитые, говорит этот святой угодник Божий. Он говорит так, что если человек испытывает в своём сердце гнев, если он испытывает дух злобы, то ведомый духами злобы, если не борется с этими духами злобы поднебесной, то этот человек будет наследником того удела, каковой Богом определен этим злобным духам. То есть, если мы не боремся со злом, если мы не боремся с гневом, если мы поддаёмся раздражению (а кого это из нас не касается?), повторяю словами преподобного Силуана, тот будет наследником места, уготованного духам злобы.

Представьте себе (от чего всех нас избави Бог, о чем даже помыслить страшно), что после прожитой жизни мы, представ вечности, представ суду Божию, не научившись здесь на земле любви ни к Богу, ни к ближнему своему, нисходим в ад, там нас встречают атеисты, богохульники, безбожники, распутники, развратники, пьяницы, убийцы, и они говорят нам с вами, христианам: ну мы-то понятно почему здесь находимся, а вы, которым всё было дано от Господа там на земле, прочему вы здесь?

Они будут смеяться, хотя это слово не уместно, ибо там нет места смеху, там есть место вечному страданию и ужасу, который представить себе не способно и невозможно каждому из нас, но именно они нам будут первым укором и обличением в вечности.

Мы христиане, мы ходим в Церковь, мы молимся, мы читаем Евангелие, всё то, о чём говорится в Церкви, нам всем известно. Выходит священник и говорит проповедь, начинает привычно пересказывать какой-то Евангельский отрывок, мы прекрасно знаем, о чём сейчас пойдёт речь, потому что тысячу раз об этом слышали.

Почему об этом говорится тысячу и более раз, да потому что главное не просто знать, вызубрить или воспринимать на слух что-то очень привычное и знакомое, а научиться опытом своей жизни тому, о чём говорит нам Христос. Поэтому мы бесконечно повторяемся в одном и том же, потому что, как говорят, повторение – мать учения. И для того, чтобы это стало хотя бы частицей нашей с вами жизни, нашего человеческого опыта, Церковь неустанно стучит в двери нашего сердца, с тем, чтобы нам никогда не попасть в те страшные уделы, о которых только что шла речь. Ибо, какой выкуп, как мы сегодня слышали замечательные слова в одном из трех Евангельских зачал: какой выкуп даст человек за душу свою? Что проку, если мы весь мир приобретём, а душе своей повредим? Что проку, если мы здесь будем приобретать и стяжевать многое и многое из того, что окружает нас, и к чему стремится наше сердце, но при этом повредим своей душе, ради которой Христос сошёл на землю и умер на Кресте? И все потому что нет в глазах Господа большего сокровища, чем душа человеческая, душа каждого из нас.

У преподобного Ефрема Сирина есть такие совершенно потрясающие слова, он говорит, обличая самого себя, конечно же, читая его творения, мы обличаем себя вместе с ним. Он говорит: Как лукавый, ленивый раб, я ухищряюсь против того, чтобы не служить Господу. Это он о себе говорит, и каждый из нас может это сказать, мы делаем всё для того, чтобы навредить своей душе. Потому что мы всячески уклоняемся от Господа.

И вот сегодня нам говорит Господь о том, что нет больше этих двух основополагающих заповедей, заповеди о любви к Богу и любви к ближнему своему.

Что значит любить Бога? Ну, я думаю, каждому будет, что сказать из прочитанного и услышанного на эту тему, но вместе с тем, сегодня Господь, обращаясь к нам именно этим Евангельским глаголом, спрашивает каждого из нас: что значит любить Бога, любить Господа? Вот тот же самый преподобный Силуан Афонский, о котором сегодня шла речь, в привычной ему простоте приводит такой каждому знакомый пример: Если человек любит другого человека, он о ком больше всего думает? Конечно же, о том, кого он любит. Вот юноша влюбился в девушку. Понимаю, совершенно несопоставимые примеры, абсолютно не равнозначные, это всем очевидно, но для нашего скудного разумения это очень понятно и очень привычно. О ком он думает? Он ест – о ней думает, он пьёт – он о ней думает, он спит – он не перестаёт о ней думать, он учится, работает, чтобы он не делал, он думает о том, кого он любит. Это нормально, это естественно.

Вот когда мы говорим о любви к Богу и говорим о том, что мы Его любим, мы зададим себе вопрос, как часто мы думаем о Боге, как часто мы о Нём размышляем? Не погружаемся ли мы в самую глубину повседневности, обыденности, того, из чего состоит наша жизнь. Мы даже с вами в Церковь Божию приходим и умудряемся забывать о том, где мы находимся. Конечно здесь духовная брань, здесь враг рода человеческого делает всё, чтобы похитить наше внимание, нашу сосредоточенность, увести нас прочь от того, ради чего мы сюда все пришли. Мы ведь ведомы были, не побоимся этого сказать, любовью к Господу, иначе, зачем человек ходит в храм Божий, но и здесь враг, похищая наши помыслы, заставляет нас думать о чём угодно. Ведь согласитесь, можно спохватиться в конце службы и вспомнить, что оказывается, я стою на Божественной Литургии, а за всё это время я уже все свои дела в мыслях переделал и со всеми переговорил, и со всеми встретился, и где только я не был во время этой службы.

С одной стороны, это враг, это его намерения отлучить нас от Господа, но и наше сердце, сердце расслабленное, сердце не способное сохранять в себе самое главное, говорит нам о том, что у нас нет настоящей и подлинной любви к Богу и любви к ближнему.

Чем ещё проверить свою любовь к Богу? Тем, о чём сегодня уже мы с вами говорили, о чём говорит святой апостол евангелист Иоанн Богослов в своем Соборном Послании в четвёртой главе. Если человек говорит, что он Бога любит, а брата своего ненавидит, он лжец, ибо как он может любить Бога невидимого и презирать и ненавидеть брата своего. Это тоже всем нам понятно. Всем нам свойственна и гневливость, и раздражительность, и неприязнь к тому или иному человеку, но вместе с тем, Господь так обстоятельства нашей жизни устраивает, даёт нам таких людей, которых нам необходимо терпеть. Они, прежде всего нам необходимы, а не мы этим людям, пускай даже злобствующим по отношению к нам,  потому что, претерпевая все эти укоризны, всевозможные неудовольствия и прочее, мы с вами приобретаем терпение, а через терпение мы приобретаем, опять же не побоимся этого слова, любовь к ближнему своему.

Тот же самый преподобный Силуан Афонский (я уже несколько раз это святое имя сегодня произносил) говорит очень категоричные и очень жёсткие слова по отношению к каждому из нас, он говорит так, что христианин познаётся только лишь потому, любит ли он своих врагов или нет. Если мы врагов своих не любим, то мы не христиане, говорит преподобный Силуан Афонский.

Конечно же, нам комфортно любить людей приятных, остроумных. благодушествующих, к нам хорошо относящихся, это то, о чём Господь говорит в Евангелии: Какая вам благодать за то, если вы любите любящих вас, не так ли и язычники поступают. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь о творящих вам напасти.

Это есть фундамент христианского понимания того, кто окружает нас. Повторяясь, ещё к  этой мысли возвращаю себя и вас, Господь нам даёт таких людей, которых нам необходимо научиться любить, научиться понимать, почему они так по отношению к нам поступают. И если мы будем стремиться к этому, если мы будем каяться в своём несовершенстве, каяться в том, что мы не способны исполнить Евангельскую заповедь о любви к ближним, к людям окружающих нас, если мы будем, понимая то, о чём нам постоянно говорит Господь, стремиться к тому, чтобы исправить свою жизнь, то мало-помалу мы способны будем с Божией помощью научиться любить тех людей, которые нас окружают.

Что значит — враги? У нас нет, слава Богу, таких откровенных врагов, которые бы творили нам страшные, злобные напасти. Но вместе с тем, в Евангелии Господь  произносит очень горькие слова, вспомним их. Господь говорит в одном месте: Враги человека – это домашние его.

Вдумайтесь, можно ужаснуться этим словам, что означает, что наши домашние нам враги? А это то, когда жена говорит: у меня муж горький пьяница, я уже не знаю что с ним делать, у меня уже сил нет терпеть его. Когда какая-нибудь несчастная старушка говорит: дочь моя хочет сдать меня в дом престарелых, и я не знаю, как её умолить, как утолить её злобствующее сердце, чтобы она потерпела меня и доходила мою старость. Когда какая-нибудь женщина говорит: у меня страшное горе, приведу пример: буквально несколько дней назад, приходит пожилая женщина и в отчаянии говорит: я не знаю, как быть, у меня внук наркоман, он всё из дома несёт, я не знаю, куда мне деваться, что мне делать?

Вот это называется враги человеку домашние его, когда человек вынужден терпеть страшные испытания и скорби от близких. Что делать, куда деваться? Никуда не денешься, это твоя крест, это твоя ноша и тебе нужно нести эту ношу. Тебе надо молиться Богу за своих домашних, за домашних врагов своих, молиться, чтобы Господь не дал им погибнуть со беззакониями их, чтобы Господь имиже веси судьбами их помиловал, а тебе даровал терпение, чтобы претерпевая все эти несправедливости, все эти жизненные скорби, неурядицами это не назовёшь, потому что это жизненная трагедия, чтобы Господь тебе дал терпение, пронести это как свой жизненный крест, который Господь возложил тебе на плечи с тем, чтобы, навыкая в терпении, достичь любви к людям. Ведь ближе этих людей, досаждающих тебе, как никто другой досаждает, у тебя никого нет.

Вот я сегодня обратил внимание, казалось, на такую маленькую, очень обыденную и очень привычную деталь. Господь говорит: Возлюби ближнего своего, как самого себя. Как по-славянски звучит эта заповедь? Возлюби искреннего своего как самого себя. По-славянски «ближний», значит «искренний». Какой смысл мы вкладываем в слово искренний? Это человек настолько близкий, дорогой, честный, всем своим существом подчёркивающий свою близость к нам.

Так вот ближний, в широком смысле, это все люди кто нас окружает, это очень абстрактно, очень отвлечённо, а в очень узком, практическом смысле этого слова, это самые близкие люди, это члены нашей семьи, это ближайшие наши родственники, это наши друзья, сослуживцы — это наши ближние, наши искренние.  И есть множество примеров тому, о чем мы с вами уже сказали, когда тот, кто должен быть искренним, является врагом.

Ужасная констатация факта, но мы должны несмотря ни на что, научиться всё-таки воспринимать своего ближнего, как искреннего, как самого родного, дорогого и близкого человека. Молиться за него Господу неустанно, постоянно и терпеть то, что Господь попустил тебе в близости с этим человеком. Тогда действительно, мы мало-помалу способны будем научиться тому, что называется любить ближнего своего. А если мы научимся этому, научимся хотя бы понимать человека, хотя бы оправдывать его, вот тогда мы сможем научиться любить Бога. И без этого невозможно приблизиться к Нему и находиться в том Царствии любви Христовой, о которой мы с вами в самом начале говорили.

Вот этот крест, который лежит посреди храма Божьего, как знамение победы Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа над смертью, будет всем нам тем вдохновляющим началом, которое способно будет и нас с вами вдохновить к тому, чтобы переступая через своё самолюбие, преодолевая свою гордыню, свою самость, свой эгоизм, научиться увидеть ближнего своего, как искреннего своего, и через это научиться любви к нему и к Господу. Аминь.