Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, имеет свое особое наименование, как, впрочем, и всякий воскресный день, совершающийся Великим постом и в дни пресветлого торжества спасительной Божией Пасхи. Сегодняшний воскресный день именуется неделей о Самаряныне, или о Самарянке. И сегодняшнее евангельское повествование, которое огласило своды храмов Божиих, повествует именно об этом необыкновенном, удивительном и очень трогательном событии, которое произошло в Самарии. Это описывает святой евангелист Иоанн Богослов, и этому посвящена практически вся четвертая глава Евангелия от Иоанна. Мы с вами слышали о том, как Спаситель, в окружении учеников, шел из Иудеи в Галилею, и путь Его лежал через Самарию.

Как мы слышали сегодня в евангельском повествовании, определенная вражда была между иудеями и самарянами, ибо одни не сообщались с другими. Иудеи считали ниже своего достоинства общаться с самарянами. Без сомнения, повод для этого был, поскольку самаряне уклонились от чистоты вероучения, и поэтому иудеи с высокомерием смотрели на самарян, и потому гнушались даже обыкновенного, бытового, человеческого общения с ними, не говоря уже о чем-то большем. И вот, Христос пришел в селение, называемое Сихарь, близ колодца Иаковлева. Этот колодец был сооружен патриархом Иаковом, и именно здесь Господь укрылся от палящего солнечного зноя.

Ученики Христа оставили Его, отойдя в иное селение, чтобы купить пищи. Спаситель по-человечески испытывал жажду и чрезвычайную усталость от того долгого пути, который Он совершил. И к этому колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом, чтобы привычным образом набрать воды из колодца. Спаситель обращается к этой женщине с просьбой, чтобы она утолила Его жажду, чтобы дала Ему пить. Самарянка удивляется, удивляется, по крайней мере, двум обстоятельствам. Впрочем, это же самое удивление выразят и ученики Христовы, которые придут к этому месту и увидят Господа, беседующего с этой женщиной.

Самарянка удивилась тому, что Он, будучи иудеем, обращается очень просто, обыкновенно, как ни в чем не бывало к ней, к самарянке, к представительнице чуждого для иудеев народа. С другой стороны, мужчина тоже считал ниже своего достоинства обратиться к женщине с какой-то прямой просьбой. И это удивляет эту женщину. Она так и говорит, в простоте своего сердца: Как Ты, будучи иудеем, просишь воды у меня, женщины-самарянки. Но Господь возражает ей: Если бы ты знала, Кто с тобою говорит, то ты сама бы просила у Меня воды, ибо Я могу дать такую воду, вкушая которую ты никогда не вжаждешься более, ибо та вода, которую Я могу дать, приводит в Жизнь Вечную.

Женщина в недоумении, она изумлена разговором, который происходит у колодца с Этим незнакомым Человеком. Она говорит: У Тебя, Господин, нет и почерпала, чтобы набрать воды, впрочем, если Ты говоришь об этой воде и о том, что Ты можешь дать такую воду, дай мне этой воды, чтобы я сюда более не ходила. В этом, наверное, усматривается вполне предсказуемое, вполне обыкновенное объяснение: эта женщина, наверное, по меньшей мере, каждый день ходила к этому колодцу, чтобы набирать воды, потому, в силу забот и попечений о доме, без воды ей не обойтись. И, быть может, не единожды в день она приходит к этому колодцу среди дневного зноя. Это очень утомительно и изнурительно.

Дай мне этой воды, – говорит она. И здесь Господь призывает ее к тому, чтобы она пошла и привела своего мужа. И именно здесь начинается самое главное в этом евангельском повествовании. Слова, которые произнесла эта женщина, и которые произнесет в ответ Спаситель Господь, могут ободрить и воодушевить любого человека, который призван и стремится к тому, чтобы быть честным в своих отношениях с Господом. Эта женщина вдруг как бы поникла главою, но говорит не без стеснения: У меня нет мужа. На что Христос ей говорит слова, на которые я обращаю особое внимание: Это ты хорошо сейчас сказала, это ты правду сказала, это ты истину сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, а тот, которого ты имеешь сейчас, не может называться тебе мужем, ни по закону Божьему, ни по человеческому закону.

Даже в наше время, если бы женщина сказала, что она имела пять мужей, а сейчас имеет шестого. Ну, наверное, ставился бы вопрос, по крайней мере возник бы вопрос о нравственном состоянии этой женщины. Если даже в наше, разнузданное, распущенное, беззаконное время и то, это воспринимается чем-то совершенно ненормальным. А уж в то время, представьте себе. И следовательно, вряд ли эта женщина могла пользоваться каким-либо нравственным авторитетом среди своих соплеменников.

Но Господь ее похвалил. Разумеется, не за то, что Он оправдывает грех и подвергает его похвале, отнюдь нет. Мы все, конечно же, понимаем, за что хвалит ее Господь: за честность, за искренность, за то покаянное чувство, которое выражает эта женщина: Нет у меня мужа. И – это правда, потому что живу я во грехе, живу в блуде, нечистоте и скверне. И вот здесь уже начинается самый главный разговор между Христом и самарянкой.

Самое главное в наших человеческих отношениях с Богом заключается в нашей честности пред Ним, в нашей искренности пред Ним, в нашем покаянии пред Ним. Если нет покаяния, все разговоры о Боге, все разговоры о чем-то возвышенном – пустой звук. Эти разговоры ни о чем, потому что эти разговоры ровным счетом никого ни к чему не обязывают, это только лишь одно сплошное лицемерие. Мы об этом всегда говорим, быть может разные примерты приводим, пользуемся иными, разными способами, чтобы к этой мысли прийти и ее утвердить в своем сердце, но ее итог является одним и тем же: без покаяния, без нашей честности перед Господом и без честности и искренности в видении себя таковым, какой ты есть на самом деле, невозможно состояться диалогу между Господом и нам.

И здесь мы видим замечательный и яркий пример этой честности, этой правдивости, этой искренности, которую являет женщина-самарянка, женщина грешная, женщина, совершавшая многие жизненные ошибки, и, тем не менее, она готова их признать. Она не знает Кто перед ней, это чуть позже произойдет, но она видит, что перед ней непростой Человек, быть может пророк, быть может высокой духовной жизни Человек, и она честно и искренне признается, наверное, в самом болезненном состоянии своей души. Она видит свой грех, она его осознает, она, быть может, в силу разных человеческих обстоятельств, как это бывает и в нашей жизни, не может решить эту проблему. Человек порой не способен сам, самостоятельно с чем-то справиться. Быть может, он и желал бы этого, он все прекрасно понимает, но исправить себя в данный момент, при данных сопутствующих жизненных условиях он не способен и не может. Но он кается в этом, он признается в этом: Господи, я грешный человек, ты видишь, Господи, что обстоятельства моей жизни не всегда зависят в полноте от меня, я был бы рад изменить что-то в своей жизни. Иногда так мы этого говорим. Нам, по крайней мере, это более или менее знакомо.

Так вот, мы видим, что эта женщина признается своему Собеседнику, неведомому пока ей. Она признается, наверное, в самом тяжелом своем душевном настроении и состоянии. Она хотела бы изменить свою жизнь, но она пока ничего не может сделать чтобы что-то изменить в своей жизни, и поэтому говорит и признается искренне и честно Христу о том, что нет у нее мужа. И вот тогда, повторяю и вновь и вновь возвращаю свою и вашу мысль к этому: Господь хвалит ее за то, что она признается, а тем самым кается в своем заблуждении и своем грехе. И вот после этого начинается совершенно иной разговор, разговор в совершенно иной плоскости, совершенно о иных, не земных, не житейских делах и заботах, а о самых главных, которые наполняют сердце этой женщины.

Казалось бы, кто бы мог о ней это подумать, кто бы мог о ней сказать, что она такими глубокими и серьезными вопросами была занята? Казалось бы, ее единственный удел — это житейские заботы и хозяйство, это водонос, с которым она постоянно и каждодневно приходит к этому колодцу, вот, собственно, те самые заботы житейские, заботы, свойственные каждой женщине. Но ее жизнь, как человека, ищущего Господа, ограничивается не только повседневными заботами и хозяйством, а глубоким, вдумчивым и серьезным рассуждением о том, что является самым главным в жизни человека. Она говорит, что вы, то есть иудеи, говорите, что покланяться Богу должно в Иерусалиме, а мы покланяемся на этой горе, горе Гаризим. Где правда, как правильно, как должно Богу покланяться, где должно Ему правильно покланяться? На что Христос говорит о том, что наступит время, и не в Иерусалиме, и не на этой горе будете покланяться Богу, потому что истинно поклоняющиеся Господу, поклоняются Ему в Духе и истине.

И вот здесь эта женщина произносит еще более замечательнейшие слова, которые еще более поражают Господа, ибо Он на ее ответ отвечает еще более сокровенными словами. Она говорит: Когда придет Миссия, тогда Он научит нас и скажет нам, как и где должно покланяться Богу. И здесь Христос открывает ей Себя, говоря: Я пред тобою. Я — Миссия. Вдумаемся в это: сколько раз Господь отказывался, и не отвечал на вопрос, когда приступали к Нему законоучители, книжники, фарисеи, чтобы Он признался Кто Он есть. Господь им не говорил, Господь безмолвствовал. Когда к Нему приступил некто со словами: Учителю Благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь отвечает ему: Зачем ты называешь Меня Благим, никто не Благ, как только один Бог. По-видимому, Господь как бы отказывается от Своего Божественного достоинства в глазах этого совопросника.

А здесь, простой, обыкновенной, грешной женщине, единственный раз это происходит на страницах Евангелия, Он называет Себя Миссией. Он называет Себя Спасителем, называет Себя Христом, именно ей говоря, этой женщине. Почему? Потому что эта женщина свидетельствует глубочайшую искренность, глубочайшую правдивость, честность и покаяние в своих грехах. Господь сердцеведец, Господь смотрит не на лицо человеческое, а смотрит на сердце каждого из нас и видит, чем это сердце полно, чем оно занято. И Он увидел, что сердце этой женщины ищет и алчет главного на потребу, как Господь сказал это Марфе, заботившейся и проявлявшей попечение о многом, говоря: Господи, тебе нужды нет, что сестра моя оставила одну трудиться. На что Христос ей говорит: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее.

И эта самарянка тоже избрала благую часть: она хлопотала, заботилась о мирском и житейском так, как делаем это мы в нашей повседневной жизни. Но внутренний, сокровенный человек этой самарянки, сердце ее, избрав благую часть, стремилось к тому, что есть на потребу. И Христос, взирая на сердце этой самарянки, этой женщины, открывает ей то, кем Он является по существу, Он открывает ей то, что не открыл никому, что Он Спаситель мира Христос Господь.

И вот, уже забыто все: забыт водонос, забыт колодец, забыты все те житейские нужды и заботы, которые привели ее сюда, к этому колодцу в этот знойный день. Она бежит, все это бросив, бежит вновь в селение, в котором она жила и говорит жителям этого селения: Пойдите, посмотрите, не Он ли Христос, потому что Он, Этот Человек, Этот, незнакомый мне Собеседник, у колодца Иаковлева говорил мне такие вещи, которые являются содержанием лишь моего собственного сердца, Он открыл мне все, что лежит у меня на сердце. И жители поспешили вслед за нею.

Я сегодня слушал за литургией Евангелие, которое все мы сегодня слышали, и меня эти слова как-то особенно тронули. Прежде всего то, что жители откликнулись на зов этой женщины: они вышли все увидеть Христа своими глазами. Такое ощущение, что это было селение святых людей. Например, если к нам обращаются с теми или иными благочестивыми просьбами и призывами, то мы, зевнув, говорим: Да, да, конечно, я подумаю когда-нибудь об этом, но сейчас я очень занят, мне сейчас не до того. А эти жители ни о чем другом не помышляли, они все за ней побежали, видимо их сердце тоже было полно тем чаянием, каковым было полно сердце этой самарянки.

А в это время пришли ученики, и между Господом и учениками происходит своя беседа, свой разговор, и они удивлены тем, что Христос беседует с женщиной-самарянкой. А Господь отвечает и говорит им замечательные, удивительные слова о жатве, о том, что жатва уже созрела, а делателей мало. Вы прозываетесь, – говорит Христос, обращаясь к ученикам Своим, чтобы им стать жнецами этой побелевшей нивы, чтобы ее сжать для Царствия Небесного. И вот здесь вновь возвращается самарянка и приходят с нею ее односельчане, горожане, находившиеся с нею в том же селении. Они своими собственными глазами взирают на Христа и просят Его остаться у них. Тоже удивительная черта, удивительная деталь.

Обратим внимание и вспомним еще один евангельский образ: когда Христос исцелил гадаринских бесноватых, то жители Гадары и Гергесы – близ лежащих мест, просили, чтобы Христос ушел прочь из их городов: Уйди, Ты нам не нужен. Какая разная реакция, какая абсолютно взаимоисключающая реакция одних и других людей. Одни видят явное, совершенно очевидное чудо, которое Христос на их глазах совершает и просят, чтобы Христос ушел прочь. Он мешает им в их жизни, мешает жить им с свиньями, с ними им было привычнее жить.

А эти люди никакого чуда, собственно, не видели, они лишь только словам самарянки вняли, чтобы пойти и своими собственными глазами увидеть. И они не просят удалиться Христа, а наоборот, просят остаться в их городе и рассказать им все то, что Он ей поведал и рассказал.

И Христос, как об том говорит евангельское повествование, два дня пробыл в этом городе и после того удалился. А жители, уверовав во Христа сказали самарянке замечательные слова: Мы уже не потому веруем, что ты нам об этом рассказала, а потому, что своими собственными ушами слышали и своим собственными глазами видели, что Он воистину Христос Спаситель мира. Вот это удивительное свидетельство того, каким разным может быть сердце человеческое. Оно может быть полно лишь исключительно земным, и тогда в этом сердце места Христу нет, Христос здесь не нужен, и потому человек отодвигает Его на задний план и говорит: Уйди, давай не сейчас, давай как-нибудь потом, еще ведь у меня столько жизни впереди, я еще успею о самом главном подумать, а пока подожди там, где-нибудь в стороне.

А есть другое сердце человеческое, которое открыто и отверсто, и которое жаждет того, чтобы в этом сердце воцарился Христос. И сегодняшние самаряне, о которых идет речь в евангельском благовестии, как раз являют категорию тех людей, которые жаждут Христа, ждут Его и просят, чтобы Он остался в их жизни.

А от нас же с вами, дорогие братья и сестры, требуется задуматься о двух основных моментах и двух основных вещах. Первое, наверное, это то, чтобы в нашей жизни был такой человека, а может в нашей жизни и был такой человек, и были такие люди, которые так нам о Христе когда-то рассказали, что мы не захотели быть вне Его, и захотели, чтобы Христос был в нашем сердце. А второе, чтобы нам самим стремиться к тому, чтобы быть такими же людьми, от слов о Христе которых, люди, окружающие нас, тоже желали бы быть с Ним и никогда не оставлять Его. И нам бы, подобно той самарянке сказали: Уже не по вашим словам мы веруем в Господа Иисуса Христа, а потому что своими собственными очами, своею собственною жизнью увидели и поняли, что нет другой жизни вне Его.

И дай Господи, чтобы мы хоть как-то, хоть каким-то образом смоги стать такими людьми, которые жизнью своею свидетельствовали и благовествовали, что Христос есть истинный Бог — Спаситель мира. Аминь.