Сегодня за Божественной Литургией, дорогие братья и сестры, мы слышали всем нам знакомое евангельское повествование об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом двух гадаринских бесноватых. Это евангельское повествование читается дважды в году. Сегодняшним собеседником нашим является святой апостол и евангелист Матфей. В другой раз об этом же говорит святой евангелист Лука, повествуя о событии, совершенном Господом, приблизившись в пределы Гадары и Гергесы, городам языческим.

Мы видим в этом необыкновенном чуде, которое совершил Христос то состояние, к какому может приблизиться каждый без исключения человек. Сегодняшнее евангельское повествование — страшная иллюстрация того, чем может стать человек без Бога. Во что он может превратиться, в какое страшное, жалкое, ничтожное состояние он может быть ввержен, если в его жизни нет Христа. И вместе с тем, Господь, совершая это чудо, являет, в противоположность тому, как возможно человеку избежать власти темных, нечистых духов, смысл существования которых заключается не только в том, чтоб посеять рознь и ненависть в человеческих отношениях и в отношениях человека с Богом, но и всецело поработить человека себе. Как омрачить образ и подобие Божие и подчинить его врагу рода человеческого, и как соделать человека наследником той же страшной доли, на какую обречен враг рода человеческого диавол.

Мы видим с вами, что есть только лишь одна возможность и одна есть сила, способная разрушить козни духов злобы поднебесной, это сила Христа. Не даром мы видим всемогущество Господа в этом евангельском повествовании. Вместе с тем, всегда, когда мы говорим на эту тему, мы видим, что сегодняшнее евангельское повествование затрагивает очень многие грани и взаимоотношений с Господом, и грани самой человеческой жизни и того, чем является состояние богоотступничества, когда человек лишен поддержки Божией.

Мы видим с вами несчастных гадаринских бесноватых, и даже говорится, что окружавшие их люди пытались их связывать, сдерживать их злобу, их неистовство, но все это было бесполезно, и любые человеческие попытки что-либо изменить в их жизни заканчивались одними тем же. Эти одержимые люди разрывали любые оковы, какими бы они не были связаны, будь то узы любви и человеческого сострадания, будь то вынужденные грубые проявления, которые пытались сдерживать этих людей. Их связывали веревками, их сковывали цепями, но все это было бесполезно, потому что все узы разрывались, и несчастные бежали прочь.

И, в конце концов, они нашли некое пристанище на безлюдном берегу Галилейского озера, где их встретил Христос. Это было городское кладбище, погребальные пещеры, которых было во множестве на берегу озера, где хоронили усопших. Трудно найти слово, которое могло бы было выразить состояние, которое они испытывали в этом месте. Кончено же, это, отнюдь, не умиротворение. Но, по крайней мере, некоторое относительное успокоение они могли найти только здесь, в этом страшном безлюдном месте, в пристанище мертвых. Там они жили, скрываясь в этих гробах. Мы видим в этом необыкновенный, но вместе с тем очень предсказуемый образ того, к чему влечет враг рода человеческого, разрывающий всяческие узы, связующие человека с Богом и его ближними.

С позволения сказать, для этих несчастных бесноватых, место, где они обитали, это была их естественная среда. Никакого другого общества, кроме общества мертвецов, они не могли для себя найти, ибо все человеческое им было чуждо, было невыносимо и невозможно для существования. В этом страшном, необъяснимом и, слава Богу, непонятном для нас состоянии эти несчастные бесноватые находились.

Следует сказать, отчасти у каждого из нас бывают такие состояния, когда мы, в силу разных причин, но прежде всего, по причине духовного помрачения, не хотим никого видеть вокруг себя. Согласитесь, такие мгновения бывают в нашей жизни. Дай Бог, чтобы это ограничивалось лишь мгновениями, а не всецелым состоянием нашей души.

Так вот, эти несчастные бесноватые были одержимы именно таковым состоянием. Им было нестерпимо никого видеть вокруг себя, потому что все их раздражали и всех они ненавидели. Повторяю, любые попытки человеческой любви и сострадания тоже были беспомощны по отношению к ним. Все это было бесполезно. И вот в этом страшном, безлюдном обществе мертвых они нашли себе пристанище.

И именно сюда приходит Христос Господь, неслучайно приходит. Он никогда никуда случайно не приходит, Христос приходит туда, где Он необходим, где необходима Его Божественная помощь. И здесь Господь видит этих несчастных беснующихся людей, бьющихся головою о камни, которые не могут ничего терпеть и видеть вокруг себя. А они, в свою очередь, тоже видят Христа.

Евангелие замечательно, в кратких фразах передает их состояние и что происходит при виде Христа с этими несчастными людьми. Они бросаются к Нему, они не могут бежать от Него, хотя, наверняка, существа, овладевшие их несчастными душами и их волей, готовы были бежать прочь от Христа. Но не могут, потому что перед ними Творец, перед ними не обчный проповедник, не возвышенный моралист, а Предвечный Бог, Создатель и Творец неба и земли. И поэтому, бесы, демоны, желавшие бы бежать прочь и никогда не видеть Христа, вынуждены идти к Нему, кланяться Ему и говорить эти страшные слова: зачем Ты пришел прежде времени мучить нас, что Тебе до нас?

Это действительно очень страшное состояние, когда разумные существа не могут терпеть своего Создателя, когда все их существо пронизано такою злобою к Нему, что они не способны быть рядом с Ним. Но и бежать прочь от Него они тоже неспособны. Они готовы и желали бы скрыться от Него навсегда и на веки, но в этом бессильны. И вместе с тем они все это понимают, все это осознают: Зачем Ты пришел прежде времени мучить нас? Они прекрасно понимают, что их удел, это удел вечного мучения и страдания.

Им относительно известны времена и сроки, потому что врагу рода человеческого кое-что из судеб Божиих известно. Если нам с вами известны многие вещи, которые ожидают каждого из нас и род человеческий в целом, поскольку об этом Господь пророчески свидетельствует в Священном Писании, то наипаче духи злобы поднебесной, которые некогда лицезрели Бога, и знают многое из того, что должно произойти. Все прекрасно понимая и осознавая, но что не мешает им оставаться тем, кем они являются.

Они не требуют, потому что здесь нет места требованиям. Они жалкие существа по своей сути, несмотря на всю ненависть, на всю злобу, на всю одержимость, они ничего не могут сделать без воли Божией, о чем сегодняшнее евангельское повествование нам говорит и утверждает нас в этой мысли. Заметьте, они умоляют Христа, чтобы Он послал их в пасущееся неподалеку свиное стадо. Обратим внимание, что даже малого они сделать не могут сами по себе. Они даже в свиное стадо войти не способны без разрешения и позволения Божия, и поэтому просят Его, чтобы Господь им это позволил. Христос позволяет им это сделать. И тогда гнездилище, души несчастных бесноватых, в котором находились эти смрадные, злобные, падшие духи, освобожлается от их гнета, и бесы устремляются в свиное стадо.

Это стадо в буквальном смысле взбесилось, потому бесы вошли в свиней. Свиньи, взбесившись всем стадом, низринулись с крутизны берега в пучину вод и утонуло. Мы видим, какая ненависть, какая злоба наполняет глубины этих существ. Златоуст, рассуждая на эту тему говорит: Обратите внимание, с какой ненавистью они погубили свиней, а если бы Бог, предположим, позволил бы им, то с какой бы ненависть они бы уничтожили, разорвали на клочки и стерли с лица земли людей, если бы это было им позволено. Такова злоба и ненависть у врага рода человеческого к людям.

Но у них есть определенная власть и могущество, вспомним слова преподобного Серафима Саровского: малый из них единым коготком своим может вселенную перевернуть, но только лишь тогда, если ему будет это позволено. Но Бог этого не позволит. И если позволяет, то настолько, насколько допущено Его Промыслом, Его волей по отношению к тому или иному человеку. Причиной того, почему духи злобы поднебесной способны владеть разумными существами, именуемыми людьми, является грех, это тот канал, который способен привлечь падших духов и овладеть человеческой волей.

По разным причинам Бог попускает подобного рода испытания людям.  Вспомним того же самого преподобного батюшку Серафима и его служку, как он сам себя называл, Николая Александровича Мотовилова, который был очевидцем необыкновенных откровений от преподобного старца Серафима. И вместе с тем, ему была попущена страшная бесовская одержимость, которая несколько десятилетий держала его в этом страшном состоянии, и этот благочестивый человек претерпевал ужасные мучения.

Мы говорим о том, что причиной является грех, но не всегда, иногда Господь попускает эти испытания только Его ведомыми путями и судьбами. Целью и вершиной этих испытаний и скорбей является спасение бессмертной души самого человека. Видимо, Господь попускает таковые скорби, чтобы человек, претерпевая таковые, стал наследником вечной радости в Господе. Что и было с Николаем Александровичем Мотовиловым, в которого вошел демон, мучивший и терзавший его. Он видел те страшные мучения, которые ожидают душу нераскаянного грешника за гробом. Он уже здесь на земле претерпевал многие из тех страданий, вечных и никогда не прекращающихся, ожидающих за гробом нераскаянных грешников.

Но в то же время, мы видим насколько велика сила Божия, насколько велико милосердие Божие ко спасению каждого из нас без исключения. Повторяю, что в сегодняшнем евангельском чтении очень трудно предпочесть какую-то одну основную тему, потому что их очень много и они разнообразны. В этом очень кратком, казалось бы, евангельском отрывке, заложено столько необыкновенных и удивительных образов, каждый из которых побуждает к самостоятельному говору. Но мы остановимся на том, что с одной стороны, сколь велика злоба врага рода человеческого. Она беспощадна, она неумолима, она не перед чем не останавливается, она терзает и готова уничтожить человека. Но настолько, насколько Господь позволит овладеть падшим духам сознанием, волей и сердцем человека.

И одновременно мы видим, что Господь близ всякого страждущего человеческого сердца, Господь рядом с ним, и Господь готов уврачевать, исцелить и избавить несчастного человека от духов тьмы, как это показано в сегодняшнем евангельском повествовании.

Еще один замечательный образ предлагается нам этим небольшим евангельским отрывоком — это поведение и состояние людей, которые жили в этих городах. Многие из них, наверняка знали этих несчастных бесноватых, потому что эти города были весьма небольшими, и столь страшное агрессивное поведение двух несчастных бесноватых не могло остаться незамеченным. Горожане их успокаивали, пытались их сдерживать и ограждать вниманием и заботой, но все это было беспомощно и бесполезно. Но поражает другое, поражает то, что когда весть об исцелении несчастных одержимых достигла самих городов Гадары и Гергесы, то все население высыпало на берег, где произошло это чудо. И они, увидев исцеленных одержимых бесами, не могли не порадоваться, но увидев утрату своего собственного имущества, свиней, которые паслись на этом безлюдном берегу, предпочли свиней, нежели ту милость, которую Господь явил к их несчастным ближним. И жители просили Христа, чтобы Он ушел и оставил пределы их городов.

Вот это очень страшное состояние, о котором мы тоже должны с вами, дороги братья и сестры, задуматься. Эти люди не захотели, чтобы Христос был рядом с ними. Даже несмотря на очевидное чудо, которое, можно сказать, совершилось на их глазах, они не захотели больше видеть Христа. Они просили удалиться Его из их пределов. Потому что то земное, материальное благополучие, это свинство, к которому они прилепились всем своим существом, было для них гораздо дороже, нежели Тот, Кто пришел исцелить и избавить от вечной смерти погибающего человека.

Это очень страшное состояние, и любому из нас в той или иной мере оно может быть свойственно. Пусть, не в такой красочной форме, каковую мы слышали сегодня в Евангелии. Не при таком радикальном выборе: здесь свиньи, а там Христос — кого я предпочту? Конечно же, здравый смысл, да и вообще, элементарное человеческое приличие не позволит человеку предпочесть свиней, но то, к чему прилепляется наше сердце здесь на земле и отторгает нас от Живого Бога, как правило, оказывается не в пользу нашей бессмертной души.

Поэтому, дорогие братья и сестры, всегда будем помнить сегодняшний евангельский образ, сегодняшнее евангельское повествование. Будем как можно чаще ставить себя пред судом сегодняшнего евангельского глагола, вспоминая о том, как человек может предпочесть земное, суетное, временное, скоропреходящее, скорогибнущее, житейское богатство тому сокровищу, которое предлагает ему Христос для спасения его бессмертной души.

Дай, Господи, нам, став христианами, сделать этот правильный, верный, трезвый и здравый выбор в своей жизни, и никогда не терять его из вида, а всегда, возогревая в себе любовь к Богу, любовь к ближним нашим в молитве и сердечном покаянии, шествовать этим путем для спасения своей бессмертной души. Аминь.