Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, только что мы с вами едиными усты и единым сердцем воспели величание ныне празднуемым Первоверховным апостолом Петру и Павлу, восклицая им: Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившии и вся концы ко Христу приведшии. Поистине, эти два человека совершили необыкновенное в мироздании, ибо они привели ко Христу, к подножию Креста Господня все языки, все народы, и соделали этот мир исполненным благодати Христовой и любви и поэтому Церковь благодарно, всеусердно празднует и прославляет их святую память.

Эти два человека вместили в себе такое разнообразие человеческих характеров, что вряд ли кто-либо способен был бы оправдать свое неверие и нежелание следовать за Христом тем, что он ему недоступно столь высокое и возвышенное учение о Христе. Или найти иное объяснение или самооправдание в нежелании быть с Господом. Мы видим с вами удивительный пример двух совершенно разных и непохожих друг на друга людей, вместивших в себя то, что столь узнаваемо каждому из нас. Наверное, в некоторых поступках святых первоверховных апостолов, описанных в Священном Писании, мы можем в некоторой степени увидеть черты, присущие и нам. Не те, к сожалению, черты, которые возвысили и соделали их первоверховными свидетелями славы Божией, а те немощи, которые свойственны были и им, и без исключения каждому человеку.

Если мы посмотрим на личность апостола Петра, то увидим и проявление малодушия, и проявление трусости, что свойственно каждому человеку без исключения. Но вместе с тем, все эти примеры, говорят нам о том, чтобы мы не отчаивались, чтобы мы не опускали беспомощно своих рук, чтобы мы видели, что есть путь к исправлению, есть путь к тому, чтобы избавиться от недостойных качеств, свойственных грешному человеку. Чтобы ми видели, как отрясти прах, запинающего нас греха и следовать за Христом в совершенно ином, обновленном состоянии.

Или же мы взираем на события, связанные с первыми упоминаниями об апостоле Павле. Он именуется в Священном Писании еще не Павлом, а Савлом. Впрочем, в этом нет никакого противоречия, я на это многократно обращал внимание, потому что и до сегодняшнего дня, например в Европе, можно встретить, когда человек при рождении дают сразу несколько имен. Это вполне узнаваемая традиция, какаовая имела место и в древности. Некоторые считают, что Павлом он стал после крещения. Это не так. И Савл, и Павел были усвоенными ему именами от рождения. Имя Савл для еврейского слуха было более восприемлемо, как производное от имени Саул — это вполне узнаваемое в Ветхом Завете имя. А Павел — это имя скорее западное, поскольку он был римским гражданином, о чем он сам неоднократно свидетельствует в особенных случаях своей жизни.

Когда он стал проповедовать язычникам, когда он пошел в пределы Европы, тогда он стал именоваться Павлом, и с этим именем он вошел в историю. Когда мы соприкасаемся с упоминанием о нем на первых страницах Библейского повествования, мы видим черты, которые являются весьма отталкивающими — это жестокий, фанатично настроенный человек, беспощадно намеренный гнать всякого, кто упоминает имя Христа, и именно таковым Господь встречает его на пути в Дамаск. Мы часто вспоминаем это необыкновенное событие, о котором апостол Павел и сам неоднократно говорит и свидетельствует, восклицая, что не он нашел Христа, а Христос нашел его, как некоего изверга. Вот это совершенно необыкновенное и удивительное свидетельство о самом себе.

Когда мы видим перечисленные качества в обоих апостолах, мы видим, собственно говоря, и в себе эти же недостойные и греховные состояния. Но вместе с тем, мы видим, как возможно человеку победить грех в себе, и победив, воцарить в своем сердце Христа. Апостол Павел неоднократно говорит в своих посланиях о том, что уже не он живет, но живет в нем Христос. Удивительное свидетельство живого ощущения Христа в своей жизни. И именно Господь, обретя его на пути в Дамаск, соделывает его одним из самых вернейших Своих служителей. И та сила и та мощь, с которой он вел борьбу против христиан и против Христа в их лице, обернулась той необыкновенной ревностью, которую он пронес до конца своих дней и запечатлел мученическим подвигом.

Эти дивные качества апостолов Христовых  говорят нам о том, что человек никогда не должен отчаиваться в своем спасении, даже если он в своей жизни совершает малодушные и легкомысленны поступки, спотыкается и не всегда является на высоте своего человеческого, а уж тем более христианского звания. Каждый из нас должен взирать на то покаяние, которое являли эти святые первоверховные мужи. До конца своих дней, даже, будучи величайшими проповедниками слова Божьего, они свидетельствовали о глубоком, сердечном, целожизненном покаянии, в котором нуждались и без которого не могли быть проповедниками слова Евангельского.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, празднуя день их памяти, молимся, чтобы Господь их святыми и богоприятными молитвами и в наших сердцах воспламенил ревность о Господе. Чтобы Господь их святыми, дерзновенными и богоприятными молитвами и нам с вами даровал следовать за Христом, переступая через любые жизненные испытания и невзгоды. Вспомним слова апостола Павла, которые мы часто вспоминаем, слова, которые являются определенного рода гимном нерушимой верности Христу. В восьмой главе послания к Римлянам он именно этими словами свидетельствует незыблемость и нерушимость своего упования на Христа, вопрошая и сам же отвечая на поставленные вопросы: Кто ны разлучит от любви Божией, скорбь ли, теснота, гонения ли, глад? Ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни настоящее, ни грядущее, ни что не способно отлучить нас от любви Божией, яже во Христе, Господе нашем.

Величайшее свидетельство того, что и мы, внимая благоуветливым, богоглаголевым словесам этих святых Божиих человеков, следуя их святой ревности о Христе, просили, чтобы они вознесли свои дерзновенные молитвы ко Престолу Благодати, дабы и нам была дарована эта верность и преданность Господу и Спасителю Иисусу Христу до нашего последнего издыхания.

Эти два святых мужа, проведя жизнь, наполненную величайших скорбей, невзгод и прочих испытаний, скончали ее в один день. Именно в этот день, 29 июня по старому церковному календарю и 12 июля, соответственно, по новому календарному исчислению. Они оба умерли в Риме. Насколько разными были их пути и настолько разными были их труды, наверное, и сравнивать не стоит. Но вместе с тем, у апостола Павла есть замечательные слова, которые мы тоже очень часто вспоминаем, и эти слова можно соотнести к их святым подвигам.

Апостол Павел говорил: Дары различны, но Дух один и тот же. У каждого из них были различные дары, как у каждого человека, как у каждого из нас различные дары, но Дух один и тот же. По крайней мере, мы должны стремиться к тому, чтобы все наши дары, прещедро дарованные нам от Бога, были исполнены единого Духа во Христе Иисусе Господе нашем.

Они трудились на разных поприщах, но целью этого служения было одно намерение – привести всех ко Христу, в подчинение Христу, в служение Христу. Они в большей степени знали друг о друге понаслышке. Впрочем, тот и другой в своих послания вспоминают друг друга. Апостол Павел говорит в послании к Галатам во второй главе о том, что он встречался с великими среди апостолов: Петром, Иоанном и Иаковом. И даже вспоминает конфликт, который произошел между ними. Сейчас не время уделять этому особое внимание, прочитайте первую и вторую главы Послания к Галатам, где апостол Павел говорит о себе, что он был призван не человеческим призванием, а Самим Христом был призван к апостольскому служению. Это его собственное свидетельство о призвании к апостольскому служению.

А апостол Петр тоже, с свою очередь, в одном  из своих соборных посланий упоминает апостола Павда, который настолько его потряс своими поучениями, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные превращают к своей погибели», свидетельствуя, насколько велик в своем Богопознании апостол Павел.

Конечно же, они знали друг о друге. Их пути были разными, и труды свои они несли в разных местах. Апостол Павел однажды сказал, что он не хотел трудиться там, где до него кто-то уже сеял слово Божие, а там трудился, где еще не знали о Христе. Они были заняты своим, особенным служением апостольским в разных местах. Но так случилось, что Промысл Божий сводит их в 69 году от Рождества Христова, во время лютых гонений, развязанных Нероном в Риме. Они оба были пленены, оба были заключены под стражу, у каждого из них была своя особая история, о которой мы тоже с вами знаем, каждая из которых наполнена удивительными подробностями. Последнюю ночь перед казнью, к которой оба были приговорены, они провели в одной темнице.

Эта темница в Риме сохранилась до сегодняшнего дня. Если кому-то из вас посчастливилось быть в этом городе, то в самом центре Рима, неподалеку от Колизея, есть так называемая Мамертинская тюрьма. В этой темнице, в одной из камер, провели последнюю ночь перед смертью святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Эту темницу показывают, она очевидна, можно зайти в нее и видеть те камни, которые осязали длани святых апостолов. Также, Предание повествует о том, что они крестили своих темничных стражей. В шестнадцатой главе книги Деяний повествуется о том, как апостол Павел крестил темничного стража, который уверовал от проповеди апостола Павла. И вот, также, в последнюю ночь своей земной жизни, они крестили темничных стражей, которые охраняли их.

Наверняка они могли бы воспользоваться тем, чтобы те стражи, которых они крестили в последнюю ночь своей земной жизни, выпустили их. Они могли бы этим воспользоваться ради великодушия и духовного восторга, которые испытывали стражники от проповеди, которую слышали. Наверняка могли бы устроить возможность бежать из темницы, но апостолы остались здесь, и на утро каждый из них принял мученический венец.

Апостола Павла, поскольку был римским гражданином, мы об этом сегодня упоминали, не имели и права казнить казнью простолюдина, поэтому его вывели за стены города и обезглавили. А апостол Петр был распят, по-славянски, стремглав, то есть вниз головой. Он сам просил об этой смерти. Мы знаем это трогательнейшее и удивительнейшее повествование.

Когда апостола Петра хотели распять, подобно прочим простолюдинам, принимавшим именно эту страшную, жуткую и чудовищную крестную смерть, он просил чтобы его распяли не так как распяли его Господа, а чтобы распяли вниз головой. Ибо, он считал себя недостойным принять такую же смерть, какую принял Спаситель мира Господь Иисус Христос.

И именно так он вкусил мученическую смерть и принял мученический венец. В один день, в сегодняшний день, они оба были казнены в Риме. И эта двоица духовных братьев вместе празднуется и прославляется Церковью Христовою.

И, возвращаясь к уже не единожды произнесенной мысли, вновь говорю о том, что мы должны молится этим святым угодникам Божиим, просить их, чтобы они просветили нас тем учением, которое проповедали народу Божию и всей вселенной.

Чтобы через эту вдохновенную, бесстрашную, безбоязненную, ни перед чем не останавливающуюся апостольскую проповедь, вдохновляли многих и многих людей.

Чтобы и в нас воспламеняли и возогревали дар Христовой любви, который все мы получили от купели Крещения.

Чтобы мы, взирая на их святой подвиг, шли тем же путем, не страшась ничего, чем бы Господь нас ни посещал в этой жизни к наследию Царствия Небесного. Аминь.