Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали Евангельское повествование в устах святого Богоглаголивого евангелиста Луки о сеятеле. Господь Иисус Христос произносит эту удивительную притчу Своим ученикам и окружающему Его народу, при этом ученики спрашивают и говорят Христу: почему Ты говоришь притчами? На что Христос отвечает: Вам дано знать тайны Царствия Божьего, а прочим людям в притчах, т. е. в более понятных формах словесного изложения, каковые доступны обыкновенному простому человеку. Действительно, Господь раскрывал тайны Царствия Божьего ученикам Своим, и поэтому им многое было откровенно, и потому, наверное, они недоумевали, почему так просто, так обыденно Христос говорит, обращаясь к другим людям.

Каждому из нас понятен тот язык, на котором он изъясняется, на котором он привычнее всего выражает свои мысли и привык воспринимать то или иное обращённое к нему откровение. В этом смысле Христос притчи обращает к простым людям, пользуясь очень обыденными, очень привычными образами, понятными каждому простому обыкновенному человеку. Господь говорит о сеятеле, о человеке, сеявшем семя, которое, попадая в землю, приносит свой плод, потому что люди, в большинстве своём, по преимуществу окружавшие Христа, это были простые люди, не наученные книжной премудрости, и поэтому для них земля, через которую они снискивали свой хлеб, была им понятна и тот труд, который был связан с землей, он тоже был им понятен и очевиден.

То же самое, Господь говорит о неводе, который заброшен в море. Ученики Христа  – это рыбаки, и для них более, чем что-либо, понятно то, о чём им говорит Христос. Если к каждому из нас будут обращаться на языке его профессиональной принадлежности то, конечно же, человеку понятны даже особые нюансы, связанные с тем, чем он повседневно занимается. И вот поэтому «вам дано знать тайны Царствия Божьего, — говорит Христос ученикам, — а прочим, в притчах», т. е. в тех формах словесности, каковые более понятны людям, окружающим Меня. И сегодня Господь предлагает эту замечательную притчу о сеятеле, которая, конечно же, каждому из нас знакома, все мы много раз ее слышали, читали, много раз на эту тему беседовали и говорили.

Итак, вышел сеятель сеять семя, и одно упало при дороге, и птицы небесные тут же склевали это зерно, которое даже не успело углубиться в землю, чтобы принести хоть какой-то плод из себя.

Иное упало на каменистую землю, что нам тоже очень понятно, ибо ничего не способно вырасти на камне, даже если этот камень припорошён сверху землей, и, быть может, упавшее семя попытается в силу заложенной внутри его жизнестойкости пустить корни, но некуда эти корни пускать, потому что внутри камень, внутри гранит, и поэтому невозможно этому семени, при всём его желании, при всех его способностях и возможностях, Богом заложенных в него, дать что-либо из себя.

Иное упало в сорняки, и, в общем-то, и эта земля готова была не только позволить пустить корни посеянному семени, но даже и прорасти чем-то, но сорняки, чертополох, бурьян, который всё собою охватил, всё собою одолел, заглушил доброе семя и не дал ему принести что-то доброе.

А иное, говорит Христос, упало на добрую почву, на добрую землю, землю не замусоренную, не каменистую, а плодородную, и поэтому это семя способно было принести плод сторицею. Одно принесло в тридцать крат, другое в шестьдесят, а иное во сто крат, говорит Господь. Имеяй уши слышати, да слышит, — заключая эту притчу Христос.

Вернёмся к самому началу нашего сегодняшнего разговора. Вопрошают Христа, почему Он изъясняется притчами? Ответ мы уже сегодня услышали в устах Христа, и Господь поясняет им значение притчи, что сердце человеческое бывает столь разным, столь не похожим одно на другое, у одного человека это придорожная канава, где ничего не способно удержаться. У другого это мощёная бетонка, где кроме грязи и вытоптанности ничего не может быть. К примеру, попробуем на асфальтированном проспекте посеять зерно, посеять семя, ничего из этого не получится, потому что не способен этот асфальт принять его в себя.

Часто сердце современного человека похоже именно на этот род почвы, что даже почвой нельзя назвать эту дорогу, эту колею, потому что она настолько уже безжизненна, где постоянно снующие машины и топот человеческих ног, и более ничего. Поэтому, конечно же, эта земля не способна ничего принести из себя.

Иное человеческое сердце Христос уподобляет камню, которое тоже, быть может, и желало бы своим умом, рассудком своим принять живительное слово Божие, но не способно этого сделать, потому что в сердцевине камень и он не способен из себя ничего произрасти.

Иное, — говорит нам Спаситель, похоже на поле, исполненное сорняками, и сама земля могла бы что-нибудь доброе дать, но это невозможно, потому что тот чертополох, который полностью захватил это доброе поле, не даёт этому семени произрасти. Именно этому уподобляет Господь сегодня сердце человеческое.

Как по-разному мы сегодня можем воспринимать слово Божие.

Как-то я приводил слова одного священника, который рассуждал в пору своей  молодости, что люди делятся на разные категории. Одни подобны тем, которые напоминают дорогу, где всё туда-обратно снуёт, поэтому не способно дать ничего. Другие напоминают камень, гранит, который тоже не способен ничего доброго вырасти из себя. Иные похожи на мусорную яму, где чего только не найдешь, в этом  сердце человеческом. А иные подобны доброй земле. А потом спустя время, — продолжал этот священник, рассуждая, — я понял, что речь идёт о каждом из нас без исключения. Потому что сегодня или в это мгновение моё сердце может быть готовым к тому, чтобы услышать слово Божие, а спустя некоторое время, это же самое сердце превратится в кусок бесчувственного булыжника, совершенно не способного  ничего доброго воспринять. И потому каждый из нас без исключения, постоянно должен возделывать почву своего сердца с тем, чтобы слово благодати Божией, слово Христово способно было войти вглубь него.

Сегодняшнее евангельское повествование говорит всем нам, дорогие братья и сестры, о той глубине нашего сердца, которая способна  воспринимать слово Божие, обращённое к нам. И вот, начнём с того, о чём мы должны сейчас в первую очередь сказать, о том, что мы должны слышать это слово постоянно, мы должны всегда, каждый день своей жизни читать хотя бы по одной главе Священного Писания, а в первую очередь Евангелия.

Неслучайно в монастырях, многие из вас посещали прославленные обители Русской Православной Церкви – Троице-Сергиеву лавру, Псково-Печерский монастырь, Оптину Пустынь, многие другие святые обители нашей Церкви, где мы явственно черпаем подлинную во Христе радость, где мы можем видеть указанный настоящий целожизненный ориентир, по которому должны двигаться в своей повседневной жизни.

И если, кто на исповедь подходил, в монастырях особенно,  беседуя со священником, слушая среди многих назиданий и советов, неизменный совет, ежедневно читать Евангелие, ежедневно читать Священное Писание. Без этого немыслима и невозможна духовная жизнь, это основание, это фундамент нашей жизни.

Вот мы сегодня говорим о сеятеле, которое сеет слово Божие, но если мы не будем читать Евангелие, мы даже будем лишены возможности услышать этот голос, обращённый вглубь нас. И поэтому, дорогие братья и сестры, понимаю, что я говорю вещи совершенно элементарные, а кому-то может показаться, обыденные, но здесь нет, и не может быть никакой поверхностности, потому что чтение слова Божия составляет основание всей нашей духовной жизни. Этим, конечно же, не исчерпывается наша духовная жизнь, это лишь часть ее, но часть очень важная.

 Но, к сожалению, есть и в этом большая проблема. Мы можем  читать Евангелие, и некоторые из нас читают его повседневно, но вот спроси иного из нас, прочитавшего только что положенную ежедневную главу из Евангелия, о чём он прочитал, он может, встрепенувшись, даже и не найтись, что ему ответить, потому что так формально и обыденно пробормотал эти святые слова.

Вот сегодня именно об этом говорит Христос: как мы читаем, как мы слышим слово Божие, на какой глубине мы способны принять этот глагол Христов, чтобы он прошёл вглубь нашего сердца? А насколько действенно чтение Священного Писания немыслимо и невозможно переоценить.

Есть такой замечательный пример, многим из вас известна книга, наверняка кто-то из вас читал её, она очень известная, её авторство приписывают нескольким очень ярким церковным личностям девятнадцатого века, и, в частности, святителю Феофану Затворнику. Эта книга называется «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Замечательная книга, посвящённая молитве Иисусовой. Главное действующее лицо, некий странник, человек, ищущий духовного назидания, он хочет научиться молитве Иисусовой, подлинному молитвенному деланию. Он странствует по разным монастырям, по разным весям, городам, он встречается с разными людьми и черпает опыт молитвы, потому что ни о чём другом не хочет думать, ему важно стяжать молитвенное, умное делание Иисусовой молитвы.

И вот однажды он встретился с одним полковником, офицером, с которым они разговорились, начали беседовать, и главный герой поделился с тем полковником чаянием своего сердца, горячим желанием научиться молитве Иисусовой, не зная другого пути, который был способен преобразить жизнь человеческую. И вот этот полковник, его собеседник, отвечает ему: вот вы знаете, мне хочется поделиться опытом своей жизни, что не только молитва Иисусова, но и чтение Евангелия, способно преобразить, исправить, изменить коренным образом всю жизнь человека. Я, — продолжал полковник, — хочу поделиться опытом собственного переживания. И рассказал о том, что когда-то он служил в полку, а будучи человеком храбрым, мужественным, решительным, во время военных действий, не единожды, неоднократно доказывал своё мужество в боях с врагом, за что был поощряем воинскими званиями. Но при этом человеком был очень легкомысленным, широкой натуры, никому ни в чём не отказывал, был душой любой компании. А в любой компании, во многих, по крайней мере, любят выпить, и он мало-помалу пристрастился к пьянству.

Сначала в силу былых заслуг ему прощали его нарушения дисциплины, а потом он уже настолько стал этим злоупотреблять, потому что привык к пьянству и уже ничего сделать с собой не мог. Тогда его разжаловали в рядовые. И та карьера, которая так успешно, очень блистательно начиналась и развивалась, она была разрушена им же самим.

И вот однажды в их полк пришёл монах-книгоноша, были такие до революции монахи-странники, которые ходили по городам и селам, в том числе и в воинские части и бесплатно раздавали Евангелие солдатикам и офицерам, чтобы те читали. И вот этот монах, увидев такого почти уже спившегося, разжалованного в солдаты бывшего офицера, говорит ему: возьми, брат, Евангелие, читай. – Да что мне твоё Евангелие, на мне уже все крест поставили, я уже отчаялся. 

– Ты знаешь, — говорит монах, — я тебе не буду ничего говорить, чтобы ты не пил, это твоё дело, ты взрослый человек, как хочешь, так и поступай, я просто тебе дам один совет, задумайся над тем, что я тебе скажу. Когда тебе захочется выпить, ты прежде прочитай главу из Евангелия, а потом, хочешь, пей, хочешь, не пей, твое дело. Солдат посмеялся, взял Евангелие и бросил в свой сундук походный. Через некоторое время ему увольнительная выдаётся, он побежал за деньгами, про Евангелие и думать даже забыл, а увольнительные тогда очень многие возможности открывали, в трактир, например, сходить, о другом он и не мыслил.

Побежал к сундуку за деньгами, вдруг видит, там поверх всего Евангелие лежит. Вспомнил, чего это мне тот монах говорил про главу Евангелия, возьму, говорит себе, и прочитаю. Взял и начал читать, одну, вторую, третью главу, настолько увлёкся, что не заметил, как уже трубят сбор и увольнительная закончилась. Ну, надо же, целую увольнительную так бездарно провёл, — подумал он. Забросил Евангелие и стал ждать следующую увольнительную. Я, конечно, очень схематично пересказываю эту историю жизни человеческой. А потом он стал каждый день читать, и действительно, Господь мало-помалу освободил его от пленения этой страсти.

И потом этот полковник рассказал, что с того времени, с Божьей помощью, благодаря чтению Священного Писания, перестал вовсе пить и в благодарность Господу, каждый день своей жизни прочитывает одного евангелиста.

Ну, кто из нас себе это представляет? Самое короткое Евангелие от Марка шестнадцать глав, и то, наверное, часа два потребует непрерывного чтения.

А тот человек каждый день положил себе правилом прочитывать одного евангелиста, потому что Господь ему даровал,  ради этих Священных Божественных глаголов, освободиться от страсти, которая пленила его. А потом этот солдат стал опять возрастать в табеле о рангах, начальство обратило внимание, что среди всех его достоинств, он оставил душепагубную страсть винопития, которая уже, казалось бы, свела его в вечную могилу.

Рекомендую и советую почитать эту книгу. Есть, правда, некая критика этой книги, но не будем на это обращать внимания. Эта книга (я делюсь и собственным переживанием и впечатлением и опытом других людей, которые об этом писали и говорили) заставляет и побуждает полюбить молитву.

Как нам всем известно, что значит, на молитву понудить себя встать, это целая духовная брань. Поэтому, почитайте «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», дорогие братья и сестры, один из примеров которой я сегодня позволил себе вам привести.

А вот ещё один пример из жизни, пример из нашей реальности, это могло быть и в нашем храме. Это произошло в одном из московских храмов, не буду его называть, нет в этом особой необходимости. В одной семье произошла трагедия, семейная драма.

Была замечательная семья, прекрасные люди, молодые, любящие друг друга, поженились, повенчались, радовались совместной жизни, детки были. Но через несколько лет произошла трагедия, в буквальном смысле этого слова — муж изменил своей жене, загулял. Она в отчаянии, что ей делать? Любые внушения, любые вразумления абсолютно беспомощны. Муж, как безумец, умом всё понимает, а ничего с собой поделать не может, потому что омрачён этой страстью. Обманутая жена поехала в Оптину пустынь. С одной стороны разводиться не хочет, потому что осталось чувство, но вместе с тем, жить с ним уже невозможно, как можно жить дальше с таким человеком, если он изменник, предатель, всё самое светлое, святое, чистое, что может быть в человеческих отношениях, разрушил, и в грязь втоптал.

Она с батюшкой в монастыре беседовала, говорила, что чувства есть, что ни смотря ни на что, любит своего мужа. Как быть дальше, что делать, не знает. Думает о разводе, но, и хочет помочь ему. Такая сложилась безвыходная ситуация. Монах ей говорит: ты знаешь, почитай Евангелие, по главе в день (опять-таки та же самая глава в день). Читай, но запомни одно, если хочешь сохранить семью, если хочешь, чтобы он вернулся, читай по главе в день Евангелие, но если он вернётся, ты его не прогоняй, вот тебе мой совет.

Эта женщина, послушав совет монаха, стала читать по главе Евангелия в день. Представьте себе, начав читать с первой главы Евангелие от Матфея, мало по малу дошла до двадцать первой главы от Иоанна. Прочитана последняя глава Евангелия, звонок в квартиру, открывает, на пороге муж, весь потрёпанный, никому не нужный, с понурой головой, говорит: прости меня ради Христа, прости меня, вот такого, какой есть. На колени встал, заплакал.

Представляете,  какое чудо, это чудо Божие. По молитве жены, которая не отвергла родного человека, пускай даже ставшего прохвостом и проходимцем, изменившего ей. И Господь дал ей это по её молитве, по  тому слову Божьему, которое Господь обращает к каждому из нас.

Поэтому, дорогие мои, как это важно в нашей жизни, чтобы центром, сосредоточием нашей жизни было слово Божие.

Мы люди ограниченные, мы люди страстные, мы люди, не способные понести то, что Господь заповедует нам нести своими собственными скудными способностями и возможностями. Но если слово Божие в нашей жизни царствует, если мы свои жизненные поступки пытаемся соотносить к тому, что Господь нам говорит, что Господь нам велит, вот тогда в нашей жизни происходит чудо, чудо живого присутствия Бога.

И то, что невозможно человеку, как Христос говорит в Евангелии, то возможно Богу. Нам  многое с вами невозможно, соприкасаясь со многими жизненными проблемами и скорбями, мы впадаем в отчаяние, но если Господь в центре нашей жизни, то все эти скорби, все эти жизненные проблемы, недоумения преодолеваются силою, властью, могуществом и любовью Христа Спасителя, Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.