Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали евангельское зачало от Луки об исцелении согбенной женщины (см.: Лк.13, 10-17). Событие это произошло в одной из синагог иудейских, где Господь проповедовал: в эту синагогу, можно сказать, вползла женщина, которая была 18 лет скорчена, пригнута к земле. Спаситель по Своему неизреченному милосердию исцелил ее, сказав, что она освобождена от недуга. Тем временем начальник синагоги воспылал завистью ко Господу, но, понимая, что не может обличить Его в очевидном благодеянии, обратился к народу со словами: «Имеете 6 дней, в которые можно приходить и исцеляться, вот тогда это и делайте, а в субботу это делать нельзя». Таким образом, он прировнял чудо исцеление к труду.

Но Господь, обличая этого фарисея, сказал: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас осла или вола в день субботний и не ведет ли его поить, а сию дочь Авраамову, которую сатана связал на 18 лет, не надлежало ли освободить в день субботний от недуга?». Писание говорит о том, что постыдились все противящиеся Иисусу, а все, кто видел исцеление и узрел в нем знамение Божие, исполнилось духовной радости.

Господь же, видя реакцию присутствующих на произошедшее, сказал: «Чему подобно Царствие Божие и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. И еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (см.: Лк. 13, 18-21). Какая связь этих двух притч с исцелением, которое совершил Господь? Важно понять это, так за этим стоят законы спасения.

Царство Божие уподобляется горчичному зерну, посаженному в саду садовником. Важно помнить, что сад – это место, где не просто что-то бросают в землю и оно само собою потом всходит, нет, нужно ухаживать за ростком, взращивать, окультуривать. И только при этом условии что-то может вырасти. Исцеленная женщина то горчичное зерно, которое дал ей Господь, смогла взрастить – это откровение о Боге, о Его любви, она ухаживала за ним денно и нощно.

Ей противопоставлен фарисей, который зерно откровения о Боге бросил, оставил на попрание в своей душе, совершенно не ухаживал за ним, думая, что все само собой произрастет. А в результате выросло духовное чудовище, усомнившееся в явившимся перед ним Боге во плоти, чудесным образом совершившим очевидное чудо на его глазах.

Горчичное семечко, невзрачное, самое малое из семян, является важным символом Священного Писания. На самых первых страницах Евангелия сказано о проповеди Христа, Он говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (см.: Мф. 4, 17). Покаяние как изменение себя, как самый главный вектор нашей жизни, указывающий на верность Господу даже до смерти, и есть то зерно, за которым надо наблюдать и ухаживать. Если этого не делать, ничего не получиться. А как это сделать?

Апостол Павел в Послании к ефесянам дает нам очень четкое указание на то, как это зерно в саду духовном взращивать, но, к сожалению, слова эти для нас настолько привычны, что мы их воспринимаем как банальность: в одно ухо влетело, в другое вылетело. Апостол обращается с просьбой к каждому из нас: «Умоляю вас, братья, я, узник во Христе, поступать достойно того звания, к которому вы призваны, со всяким смиренномудрием, со всяким терпением и кротостью, снисходя друг ко другу любовью, стараясь хранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3).

Вот инструментарий ухаживания за горчичным зерном-покаянием: через добродетели смиренномудрия, кротости, терпения, любви, хранения единства духа в союзе мира.

Вторая притча о закваске и тесте. Интересно, что в ней сделан акцент на женщине, которая положила закваску в три меры муки до тех пор, пока не вскисло все тесто. Может быть, Христос имеет в виду женщину, которую Он исцелил: она смогла «вскиснуть», как тесто, чтобы быть готовой к тому, что над ней Господь совершил. Святые толкователи говорят, что три меры муки являются образом человеческого естества: это дух, душа и тело. И если эта женщина свое больное тело заставила с неимоверными усилиями прийти в синагогу, конечно, и ее дух, и ее душа созрели для того, чтобы Богу угождать.

Но тесто само себя не испечет, даже если очень захочет. Точно так же и человек себя не спасет, даже если очень захочет. Тесто превратить в хлеб может только человек, а человека спасти может только Бог. А если из теста ничего не печь, то какой смысл в тесте, кто будет его есть? Сырым тесто не едят. А если тесто пусть плохо, но все-таки закисло? Если его запечь, что будет? Захочется ли вкусить такого хлебушка?

Вот притча для каждого из нас: мы получили в Таинстве Крещения зерно покаяния, малое на вид и невзрачное, практически не существующее. И вот вопросы: занимаемся ли мы тем, чтобы его взращивать со всяким смиренномудрием, терпением и кротостью, снисходя друг ко другу любовью, храня единство духа в союзе мира? Или только надеемся, что оно само где-то как-то прорастет и все получится? Кто может гарантировать, что это тесто заквасится качественно, что оно вообще заквасится? А если это произойдет, готовимся ли мы к тому, чтобы из этого теста Господь что-то испек? А что Он испечет из теста?

Конечно, хлеб – это символ жизни, вкушая хлеб, человек живет. И мы знаем евангельский образ, который Господь к Себе применяет и говорит: «Аз есмь Хлеб Животный» (см.: Ин. 6, 51). Господь хочет, чтобы мы были вместе с Ним, тоже стали тем хлебом, вкушая который, можно наследовать вечное блаженство.

Скорченная женщина где-то в глуши, в тишине, при неимоверных страданиях занималась тем, чем должен каждый человек заниматься: взращивала горчичное зерно покаяния, и этот подвиг пронизал ее всю, как закваска, вскисло ее естество, готовое к делу богоугождения. И в том момент, когда все это случилось, Господь привел ее в храм и засвидетельствовал перед каждым, как должен человек поступать.

А на примере начальника синагоги мы видим, как поступать не надо. Христос обличил его как лицемера, потому что лицемерие или лицедейство – очень страшная вещь. Она дает возможность человеку поверить в то, что спасение –это игра, и очень увлекательная. И человек много воздушных замков в деле своего спасения может построить. Но критерием того, строишь ты что-то на самом деле или нет, спасаешься ты или нет, являются слова апостола Павла о смиренномудрии, терпении, кротости. Если в жизни твоей их нет, если тебе на них наплевать, можешь точно быть уверенным в том, что ты ничем абсолютно для своего спасения не занимаешься, наоборот, удаляешься от него.

Сегодняшнее евангельское зачало призывает каждого из нас заниматься своим спасением, быть очень внимательным к тому зерну, которое вложено в нас Господом, мы понесем за него ответ. Слова же апостола Павла к ефесянам, которые сегодня за Литургией прозвучали, верующему человеку было бы неплохо выучить наизусть и присоединять к молитвенным правилам.

Аминь.