Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь. С первым днем Великого поста всех вас, дорогие братья и сестры!

К окончанию первого дня, человек, пребывающий в храме и вошедший в пост, не может не заметить, что в его жизни наступила большая перемена, как будто он оказался на другой планете. Перезагрузка духовная, которую требует от нас Святая Церковь, иногда вызывает даже у верующего человека недоумение. Под гнетом, под грузом заповедей поста он может чувствовать себя в состоянии духовной клаустрофобии, что-то придавило его, и ему непонятно, зачем все это и кто это вообще придумал.

Здесь стоит уяснить одну очень важную вещь.

Святая Церковь, водимая Духом Святым, которая есть Тело Христово, дала нам заповеди. Святая Церковь знает больше нас и лучше нас, что нам для спасения требуется. Мы много знаем о себе и о том, что нам необходимо для нормальной жизни. К сожалению, то, что мы знаем о жизни нормальной, как мы ее называем, то есть удобной, комфортной, мы часто начинаем проецировать и на то учение о Царстве Божием, которое принес Христос. И начинаем видеть объекты духовной жизни или Царство Божие сквозь призму знания того, что нам хочется делать.

И когда Святая Церковь просит нас о чем-то, оказывается, что мы часто не в состоянии не просто это сделать, но даже и понять. Чтобы вывести себя из этого состояния непонимания, недопонимания, зададимся другим вопросом: с чего начать Великий пост? Что являет нам собой Великий пост? Это вопрос непраздный.

Да, мы говорим, что это подготовка к празднику Пасхи, который будет на пятидесятый день после начала поста, когда мы возликуем, наедимся, посмеемся, порадуемся. Это будет. Но Церковь нам дает Великий пост как своего рода концентрацию определенной подготовки к той Пасхе, которую мы называем невечерней, вечной. Потому что скорбь и теснота, в которую погружается человек не только через внешние ограничения, а именно через призывание к тому, чтобы войти внутрь себя и посидеть под этой «духовной плитой, придавившей нас», открывает перед нами необходимость дальнейшей тотальнейшей подготовки к переходу в вечность.

Сейчас мы слышали Покаянный канон святого Андрея Критского и видели, как рыдает душа человеческая, которая осознает, что скоро будет поставлена перед Господом. Какая разница, по сравнению с вечностью, сколько осталось кому – двадцать, тридцать, десять лет, год, месяц – все равно это произойдет.

Если закрыть глаза и представить себя на месте человека, который оказался вдруг перед Великим Судией, пожалуй, кроме непонятной пустоты, человек не в состоянии ничего почувствовать. Но он понимает, что что-то другое должно происходить с ним в такую важную минуту. Что же? И на этот вопрос непросто ответить.

Каждый раз, когда мы входим в поприще Великого поста, Святая Церковь призывает нас заняться собой и не только на эти вопросы ответить, но попытаться поверить Церкви. Церковь не может нас насильно заставить поступать так, как она просит, но она говорит, что это единственное исключительное условие для вхождения в вечность – сделать то, что требуется, а не то, что нам хочется. Как у одного поэта сказано:

Демократичней всех растений
Величие простой травы.
И две мозоли на коленях
Иным полезней головы.

В пост мы постимся, молимся, ходим в храм в определенное время, вычитываем с вниманием и полностью правила утренние, вечерние молитвы – и ни о чем больше в каком-то смысле думать не надо. От этой размеренности, в которую мы войдем, она не очень сложна, успокаивается душа. И тогда человек начинает видеть в себе то, над чем ему нужно серьезно работать. В сегодняшний день, когда перед нами лежит практически все поприще Великого поста, хочется пожелать, чтобы мы были, самое главное, послушными нашей матери-Церкви.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в понедельник 1-й седмицы.