Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, второй Неделей Великого поста!

Традиционно мы чествуем в этот день святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, который подвизался в XIV столетии. Церковь прославляет его и почитает за то, что он отстоял православное учение о том, что Свет Фаворский есть Божественный, а не тварный, он есть та Божественная Сила и Энергия, которую мы называем благодатью.

В XIV веке западные богословы стали сомневаться в возможности того, что афонские монахи-исихасты, делатели умной молитвы, созерцают Божественный свет. Западные ученые стали говорить, что монахи созерцают лишь свет тварный. Тогда монахи попросили святителя Григория, образованного человека и в то же время духовного и опытного, отстоять учение о Свете Божественном. И святитель Григорий Палама засвидетельствовал перед всеми то, что Свет Фаворский есть не что иное, как Божественная сила и Энергия.

С одной стороны, есть церковное учение о Боге, Который непознаваем: человек в силу своей ограниченности никогда не сможет узнать Бога Таким, какой Он есть: для нас сущность Божественная закрыта, поскольку мы тварны и, следовательно, ограничены. Но, с другой стороны, Бог открывается нам в этом мире в Своих энергиях, которые мы называем благодатью. Дар Божественной благодати, или Божественная Сила, постоянно присутствует в мире, во «всяком месте владычества Его», но при этом не соединяется с творением, не срастворяется с ним.

Почему для нас, современных христиан, так важно то, что было утверждено, защищено в XIV веке? Если Бог всегда и везде постоянно присутствует в этом мире Своими энергиями, значит, они пронизывают всякого человека. Мы сейчас стоим в храме и нас пронизывает Божественная Энергия, здесь с нами Господь. Но вопрос в другом: насколько мы чувствуем это и принимаем, рады этому, ищем это? Знание, как свет, просвещает наши умы, поэтому можно смело утверждать, что, если мы Бога не чувствуем, в этом наша вина.

Преподобный Антоний Великий однажды сказал так: если слепой будет жаловаться всем на то, что солнца нет, то причина только в одном – у него закрыты глаза, поскольку все кругом солнце видят. Если мы жалуемся на то, что мы не чувствуем Бога, то есть как бы говорим, что Его нет, это во многом наша проблема, потому что мы духовно слепы. Учение Церкви о том, как стать зрячими, простое: в Евангелии от Иоанна неоднократно описаны беседы со Христом, в которых сказано, что необходимо человеку сделать для того, чтобы прозреть.

В одной из таких бесед Спаситель обращается не только к ученикам, но и к народу со словами: «Истинно говорю вам, если пребудете в словах Моих, уразумеете истину и истина освободит вас» (см.: Ин. 8, 31-32). Вот это уразумение Истины, или просвещение ума светом Христовым, по сути дела, и есть для каждого из нас самое важное делание и в широком смысле всего нашего земного бытия, и особенно в дни Великого поста.

Евангелие от Иоанна передает такие слова Христа: «Я есть Свет миру, ходяй по Мне, не имать ходить во тьме» (см.: Ин. 8, 12). Это же Евангелие начинается с удивительных слов о том, что Христос, Логос-Слово, был Свет мiру, и дальше, говорит пролог, тьма Его не объяла (см.: Ин. 1, 1-5).

В какую бы тьму мы ни были погружены, свет, называемый совестью, невозможно погасить. Это искра, которую Господь вложил в каждого из нас, которая постоянно напоминает нам о том, как мы живем, правильно или неправильно, куда, по направлению к чему мы двигаемся.

В такие дни, как сегодняшний, когда мы чествуем святителя Григория Паламу и учение о Фаворском свете, мы призываемся всеми силами стяжать тот дар, который называется зрением Фаворского света. Ведь если мы называем себя христианами, то свидетельствуем, что хотим попасть в Царство Божие, наследовать вечную блаженную жизнь. Но если эта вечная блаженная жизнь есть Сам Христос, поскольку Он сказал: «Аз есмь Жизнь» (см.: Ин. 14, 6), – то это значит, что слова Христовы мы должны знать и разуметь.

Когда Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (см.: Мф. 5, 8), – Он призывает каждого из нас просвещаться светом Христовым в своих сердцах. И для верующего человека это, конечно, является делом жизни. Ведь если не поставить перед собой такой задачи, если не сдвинуться с мертвой точки, но постоянно пребывать во тьме и в неведении, то кто нам даст гарантии, что мы наследуем вечную жизнь блаженную, а не какую-то иную.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы мы неленостно изучали учение Православной Церкви о спасении, учение о Свете, которым является Христос, и об исполнении Его святых спасительных заповедей.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю Великого поста. 

12.03.2023