С Великой Средой всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня отслужена последняя Литургия Преждеосвященных Даров. Сегодня закончилось чтение Псалтыри, сегодня мы последний раз сделали поклоны, положенные при чтении молитвы преподобного Ефрема Сирина. Иными словами, Святая Церковь вводит нас уже непосредственно в самые важные дни богослужебного круга года – это Великий Четверг, Великая Пятница, Великая Суббота и, конечно, Пасха.

Для верующего человека среда и пятница – особые дни. Некогда Господь на вопрос фарисеев, почему Его ученики не постятся, ответил так: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (см.: Лк. 5, 33-35). Святая Церковь установила в течение всего года два постных дня – среду и пятницу, поскольку в эти дни был отнят Жених.

Иуда пошел к первосвященникам и фарисеями и сказал, что знает, когда и куда их можно привести, чтобы взять Иисуса не при народе и погубить. Он пошел на предательство, и для христианина предательство Иуды – очень страшный и сильный образ того, на что способен человек. Иуда в течение трех с половиной лет находился при Господе, слышал Его учение, беседы, видел великие чудеса, которые сотворил Господь, вместе с другими апостолами Иуда получил власть от Господа недуги исцелять и бесов изгонять и он творил чудеса благодатью Христовой. Но, несмотря на все это, он решается своего Учителя погубить.

Когда священник выходит с Чашей причащать верующих, то читается молитва, в которой есть важные слова, заставляющие внимательного человека содрогнуться: «…не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Встают вопросы: какую тайну и кому мы можем ее поведать, чтобы уподобиться Иуде? Это тайна великой любви Господа к нам и нашей любви к Господу.

Если мы приступаем к Святой Чаше, то есть принимаем Пречистое Тело и Пречистую Кровь нашего Господа, не в суд и не в осуждение, то во что? Во свидетельство того, что любим Господа и дорожим этими бесценными Телом и Кровью. Тогда еще вопрос: как можно, причастившись, выйти за двери храма и тут же пойти грешить, пойти удовлетворять свои страсти, что и значит поведать тайну чужим, непосвященным, попрать эту тайну любви, через которую я с Господом соединяюсь?

Святая Церковь в песнопениях Великой Среды и Великого Четверга утверждает, что Иуда причастился и в момент причастия в него вошел сатана. То есть совершилось нечто противоположное тому, что должно было совершиться. Произошло это именно в силу того свободного волеизъявления, которое Иуда имел. Он понадеялся на то, что хорошо знает тайну спасения, что вместе с другими учениками прекрасно понял, что хочет от них Господь, и даже знает нечто большее, чем прочие апостолы. Почему?

Может, потому, что Господь ему доверил носить ковчежец, в который люди вкладывали деньги, назначенные на пропитание Христу и апостолам во время проповеди? В силу акта этого доверия Иуда посчитал, что он особо приближенный, а в силу особой приближенности он больше других знает о деле спасения. И вот он идет на предательство Христа, полагая, что тем самым приблизит дело Мессии и дело спасения к развязке. Какое это дело и в чем заключается ошибка Иуды?

Многие святые толкователи объясняют, что Иуда посчитал, что чем быстрее он предаст Христа на смерть священникам и книжникам, тем быстрее Господь проявит Свою Божественную силу – вызовет, например, двенадцать легионов ангелов, сотрет в порошок и Понтия Пилата, и полки римских воинов, находившихся в Иерусалиме, и начнет освобождать Израиль. Предав Воплотившуюся Любовь, он понял, что серьезным образом ошибся. Однако, в отличие от других апостолов, Иуда ответной любви ко Господу не имел, он имел только свои надежды и знание о Боге. Поэтому он впал в страшное уныние и удавился, сказав: «Предал я кровь неповинную» (см.: Мф. 27, 3-5).

Святая Церковь просит каждого из нас, упреждает, чтобы мы были очень внимательны к своим знаниям о Боге, своему отношению, все время проверяли свое сердце: имеется ли в нем любовь ко Христу? И если не имеется, следует очень об этом беспокоиться, стараться всячески, чтобы эта любовь в сердце имелась и согревала сердце.

Другой образ сегодняшнего Евангелия – это Мария, сестра Лазаря, которая помазывает Христа драгоценным миром. Это миро Иуда оценивает в триста динариев. В переводе на наши деньги небольшая бутылочка такой жидкости стоила несколько миллионов рублей. Любовь, которую женщина проявляет, не страшась, не смущаясь, отдавая самое дорогое, что у нее было, заслуживает великой похвалы. Господь говорит: «Где ни будет проповедано Евангелие в мире сем, будет и об этой женщине сказано, потому что она помазала Меня, подготовив к погребению» (см.: Мф. 26, 6-13).

Христос понимал, что, когда Он умрет на кресте, времени для Его погребения практически не останется в силу закона субботнего покоя, на который приходилась Пасха, когда труд любой запрещался. Господь также понимал, что Он как изгой, как проклятый человек в глазах первосвященников и книжников, несомненно, будет лишен религиозной властью возможности быть полноценно подготовленным к погребению. Поэтому Господь допускает, чтобы Мария совершила помазание.

Для каждого из нас это важный образ отношения ко Христу. Иногда мы думаем, как потратить свои деньги или ресурсы, силы, куда их деть, как поступить. Нищих мы имеем всегда рядом, а Христа не всегда имеем. Храм, в который мы приходим, в котором участвуем в богослужении, в таинствах церковных, в святой Евхаристии, требует нашей заботы. В храме мы имеем Христа, поэтому это самое дорогое, что в нашей жизни есть. Если мы хотим быть подобными Марии, нужно не жалеть для Господа и для храма самого дорогого.

Желаем, дорогие братья и сестры, чтобы грядущие несколько дней до Святой Пасхи мы провели во всяком благочестии и чистоте, в мире и спокойствии, назидаясь во время богослужений дивными песнопениями, молитвословиями, стараясь и дома среди наших ближних вести себя достойно того высокого имени христианина, которое мы носим.

С Великой Средой всех вас, дорогие братья и сестры!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Страстную седмицу. Великая Среда.

 

12.04.2023