Всех вас, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом!

Сегодня Святая Церковь празднует установление Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии, Таинства благодарения. Вспоминает Великую Вечерю, на которой Господь сначала умыл ноги ученикам, затем преподал им учение о смирении, затем установил Таинство Евхаристии (см.: Ин. 3, 1-17).

Конечно, современному человеку, когда мы говорим об омовении кому-то ног, это кажется чем-то не совсем удобоприемлемым. Представим себя, умывающим ноги другим, причем не незнакомым, а именно тем, кто с нами живет. Мы будем ловить себя на неожиданных чувствах, скорее, отрицательных, которые нам не захочется воплотить в жизнь.

Но Христос идет на то, чтобы Своим ученикам ноги умыть. И мы видим, как апостол Петр пытается противостоять этому, потому что он тоже понимает неприемлемость того, что хочет сделать Христос. Только после слов Господа: «Если Я тебе ноги сейчас не умою, то не будешь иметь со Мною части в Царствии Божием», – апостол Петр выражает желание, чтобы были умыты также его голова и руки, пусть его всего умоет Господь.

Христос словами Петру засвидетельствовал Свое величайшее смирение, открыв в лице присутствующих на Тайной Вечери учеников всему человечеству нечто очень важное: вне смирения и без смирения в Царстве Божием человеку абсолютно нечего делать, он не сможет там себя ощущать блаженствующим, переживать рай Господень как место блаженства. И та крайняя степень смирения, которую проявляет Господь, умывая ноги Своим ученикам, настраивает и каждого из нас на готовность это делать нашим ближним.

Далее Господь устанавливает Таинство Евхаристии и говорит апостолам, чтобы они творили это таинство в Его воспоминание. Как известно, это Таинство совершалось уже в самые первые моменты существования Церкви Христовой: верующие приступали к вкушению Честных Тела и Крови Господних, причащались Божества, становясь частью Господа.

Перед Святым Причастием священник читает тропарь Великого Четвертка: «Вечери Твоя тайные днесь, Сыне Божий, причастника меня прими…». Совершается величайшее чудо: Господь силою Божественного Духа дает нам возможность каждый раз, когда мы приступаем к Святой Чаше, быть участниками именно той Евхаристии, на которой Он причастил Своих учеников. Не она, Евхаристия, приходит к нам сюда сегодня, но силою Божества мы оказываемся на Евхаристии той Тайной Вечери, когда Господь проявил величайшую любовь к апостолам, причастив их Чаше Своих страданий.

Мы знаем, что с Тайной Вечери одиннадцать учеников вышли как последователи Христа, а один вышел как предатель Господа. И здесь зрится важный момент. Сионская горница полна света, любви и радости, когда Господь находится с учениками, но и Он, и ученики уже знают, что любовь человека к Богу имеет всегда обратную сторону. В сионской горнице свет и блаженство, но за ее порогом на Христа и на апостолов обрушиваются ненависть мира, тьма и мрак. И не будет никогда по-другому.

Если христианин хочет быть со Христом, то он всегда должен помнить: там, где Господь, всегда свет, там, где Его нет, – ненависть мiра.

В Великий Четверг по-особому открывается то, что фундаментом духовной жизни является благодарение. Мы благодарим Господа за то, что Он по Своему милосердию дарует нам Свою любовь, в которой и заключается наше спасение. Чувства, которые рождаются в сердце верующего человека в ответ на проявление этой любви, и есть благодарение.

Чем же это чувство возгревается? Об этом говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (см.: 1 Кор. 11, 28-29).

Достойная подготовка к принятию Тела и Крови Христовых, как мы знаем, это покаяние, сопровождаемое тщательнейшей исповедью в грехах, это осознание своей греховности с чувством искреннего раскаяния. Именно через такое делание и открывается в человеке благодарение Господу. Чем больше человек осознает свою греховность, тем больше он осознает и невозможность самому избавиться от страстей и грехов. Душа его начинает стенать, искать того, кто бы мог его от этих грехов избавить, и человек приходит ко Христу. Чувство радости, что есть Избавитель, рождает в сердце благодарность.

Желаем всем вам, дорогие братья и сестры, чтобы чувство благодарности к Господу за Его великое дело нашего спасения всегда было в наших сердцах, всегда возгревало их. Пусть оно никогда не имеет окончания, не имеет меры, ведь чем больше этого чувства, тем ближе мы к Господу, тем ближе мы к Его Царству, Царству смирения и благодарения.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Страстную седмицу. Великий Четверг.

 13.04.2023