Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю Сыропустную. Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прощеное воскресенье верующий человек приходит в храм для того, чтобы испросить прощения у Господа, у Божией Матери, у святых угодников Божиих, у тех, кого он не может увидеть в силу того, что их уже нет с нами, у своих ближних, которые постоянно перед глазами. Христианин приходит к Богу, чтобы засвидетельствовать перед Ним, что он хочет и готов это сделать – испросить прощения.

Интуитивно душа верующего человека не может не чувствовать всю важность и силу прощения. И сегодня мы с вами слышали Евангелие, где Господь говорит, казалось бы, простые, но стратегически очень важные слова: «Если вы не будете прощать ближним своим согрешений их, то не простит и вам ваших согрешений Отец Небесный» (см.: Мф. 6, 14-15). За этими простыми словами кроется то, что мы называем учением о спасении, потому что прощение со стороны Небесного Отца наших согрешений и есть не что иное, как дарование нам вечной блаженной жизни.

И поэтому недооценить добродетель умения прощать очень сложно, она не может быть и переоценена, потому что чем больше ты прощаешь человеку согрешений его, тем ближе к спасению становишься.

Но если мы внимательно посмотрим на слова Христа, то должны будем признать, что мы призываемся прощать нашим ближним не то, что нам хочется, не то, на что мы способны без каких-либо усилий над собой, а именно их согрешения против нас. Очень сложно простить человеку то зло, которое он намеренно совершил против тебя, это практически невозможно. Но Господь говорит, что если сердце твое не способно будет по крайней мере подвигнуться к этой добродетели, то никакого спасения в твоей жизни быть не может. Оказывается, что добродетель прощения – самая важная, потому что только она может открыть человеческое сердце для дара спасения, сделать так, чтобы Господь вошел туда, и царствовал, и властвовал там, и давал нам возможность вкушать эту райскую блаженную жизнь.

Накануне поста перед нами открывается то, что Святая Церковь, как чадолюбивая мать, печется и беспокоится о том, чтобы мы сумели хотя бы возжелать стяжать эту добродетель. После слов о необходимости прощения Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… И когда молитесь…» (см.: Мф. 6, 16-18). О чем эти слова? Христос показывает нам, что такие добродетели, духовные упражнения, как пост, как молитва, должны быть направлены исключительно на одно – мы учимся получать навык к умению прощать.

А за прощением стоит любовь – любовь к Богу и любовь к ближнему. И поэтому дальше Господь говорит: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Вот ответ на вопрос. Человеческое сердце создано таковым, что оно не может не любить. Оно обязательно кого-то любит или ищет объект, которому отдать любовь, оно не может без любви, как рыба без воды. Но драматизм ситуации заключается в том, что человек понимает, как высока планка любви к Богу и истинной любви к ближнему, и заменяет эту любовь на духовный суррогат: чаще всего начинает любить самого себя, видя самого себя в ближних своих. Человек может убеждать себя – год, два, десять, двадцать лет – в том, что он любит ближних, а на самом деле он будет любить исключительно себя, желая, чтобы ближние эту любовь ему отдавали.

Наступает Великий пост – время, когда происходит по многим параметрам, практически по всем, «перезагрузка» жизни человеческой – личной жизни, семейной жизни, физиологической жизни. Мы разворачиваемся на 180 градусов и начинаем делать то, что не делали в течение года. Приходя в храм для богослужения и слыша совсем другие песнопения, в совершенно непривычной тональности, человек бывает способным выйти из состояния самолюбования, со стороны посмотреть на себя и понять, насколько он ничтожен в деле истинной любви к Богу и ближнему, насколько он немощен. А с другой стороны, христианин открывает для себя, насколько благ Господь и милостив: Он терпит меня год, и два, и десять лет, и ждет не дождется, когда я приду к Нему и распахну двери своего сердца.

Пасха Священная, к которой сейчас уже устремляются сердца и умы многих, способна сделать то, что мы сами никогда не сделаем. Только Церковь способна помочь нам открыть для себя то, что духовные подвиги и упражнения поста – это еще не спасение, это лишь средства научиться главному – прощать ближним согрешения их.

Слово «прощать» однокоренное со словом «просто», это значит, что когда человек прощает ближнему согрешения, то становится простым по отношению к нему, становится как бы прозрачным, как стеклышко. Мы никогда бы не смогли понять, как играет солнечный свет, если бы стекла были грязными и запыленными. Но чем стекло чище, тем больше света вводит оно в нашу жизнь, заставляя нас восхищаться цветовыми переливами и тем, насколько премудро все устроено в этой жизни, как много разливается любви в этом мире.

Святая Церковь накануне Великого поста призывает нас научиться прощать, чтобы через нас мог проникать свет Солнца правды, нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Чтобы радость о Духе Святом не только охватывала наши сердца и умы, но чтобы эта радость была видна и ближним нашим, чтобы они, по слову Господа в Нагорной проповеди, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного, Который есть на небесах (см.: Мф. 5, 16). В этом во многом заключается цель жизни верующего человека.

Предстоя перед поприщем Великого поста, мы желаем всем вам, дорогие братья и сестры, чтобы не всуе это время было потрачено, чтобы призыв Церкви научиться прощать и всеми силами постараться сделать так, чтобы сокровищем нашего сердца стал Христос, а не кто-то другой или что-то иное, нашел в нашем сердце истинный отклик. И к празднику Святой Пасхи, который наступит через пятьдесят дней, мы бы прославляли единым сердцем и едиными устами нашего Бога, даровавшего нам великий дар Воскресения.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю Сыропустную. Прощеное воскресенье.  

01.03.2020