Проповедь протоиерея Георгия Климова в Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоаннa

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоаннa. 

Всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Иоанна Крестителя!

Господь в Евангелии сказал, что не восставал из рожденных женами больший, чем Иоанн Пророк. «Кого смотреть ходили вы в пустыню? – обратился Христос к людям, – Пророка ли?». И ответил: «Да, и больше Пророка» (см.: Лк. 7, 24-28).

Почему Господь называет Иоанна Крестителя Пророком и тем, кто больше Пророка? Потому что Креститель не просто как ветхозаветный пророк указал на Того, Кто есть Христос, Спаситель мира, но, самое главное, сказал о том, что принципиально важно для человека, чтобы в Царство Мессии войти.

И первые слова Иоанна Крестителя были такими же, как первые слова Господа Иисуса Христа, а в силу этого мы понимаем предельную важность этих слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Конечно, для ветхозаветного Израиля слова эти были очень неожиданные, потому что иудеи, выросшие в национально-религиозной гордости, думали, что поскольку им дана Богооткровенная религия, то Господь всегда с ними, и они считали себя праведниками. Значит, чтобы в Царство Мессии войти, им нужно только одно – дождаться прихода Мессии. И когда придет Мессия, Он не просто может, Он должен, обязан их ввести в Свое Царство.

И вдруг приходит Иоанн и, обращаясь к ним, говорит: «Покайтесь!», – то есть измените не только свой внешний вид, но, самое главное, образ мыслей. И дальше говорит им: «Не думайте глаголати в себе: отца имеем Авраама». А потом призывает их сотворить плоды, достойные покаяния (см.: Мф. 3, 7-9). И очень важно, что, когда к Иоанну Крестителю подходили простые люди – воины, мытари – с вопросом: «Что делать, чтобы в Царство Мессии войти?», – Креститель говорил простые слова, которые можно свести к одному: будьте милосердными по отношению к людям (ср. Лк. 3, 10-14).

Евангельская простота законов спасения зиждется для человека на двух правилах: это покаяние и милосердие по отношению ко всем окружающим. Вот, пожалуй, стержень проповеди Иоанна Крестителя.

Но сегодня мы говорим о его рождестве, мы говорим о том, что он Предтеча. Славянское слово «предтеча» обозначает того, кто шел впереди или «тёк впереди», как говорили в древности. Миссия предтечи, который шел перед императорами или вельможами, заключалась не только в том, чтобы возглашать, что за ним идет великий человек, но в том, чтобы, предупредив людей, заставить их выйти на ту дорогу, по которой великому человеку надлежало пройти, и, взяв орудия труда, сделать эту дорогу достойной. С одной стороны, сравнять с землей неровности и холмики, с другой стороны, засыпать ямы, углубления, чтобы путь был прям и гладок.

И мы говорим, что Предтеча готовит путь Господу, но не внешний путь, а путь через человеческое сердце. Когда евангелисты цитируют пророка Исаию: «Всякий холм до понизится, и всякая яма или углубления да повысятся, и выпрямятся пути, и стези станут ровными», – то они призывают каждого из нас работать над своим сердцем (ср. Лк. 3, 3-6). Чтобы те углубления, которые символизируют низменные страсти, и те холмы, которые есть образ грехов, связанных с гордостью, были изменены. Чтобы сердце стало простым, податливым к слову Божию и Господь мог войти в нас Духом Святым.

И сегодня, прославляя Иоанна Крестителя именно как проповедника покаяния, как крайнего из пророков, как исполнение всякого пророчества, мы вспоминаем слова Христа: «От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Божие нудится и употребляющие усилие входят в него» (см.: Мф. 11, 12).

Что это значит, почему от дней Иоанна Крестителя? Потому что, как мы сказали, Иоанн все очень точно и четко народу показал, сказал и объяснил – что нужно сделать, чтобы в Царство Мессии войти.

Именно поэтому Святая Церковь всегда будет призывать нас к покаянию. Когда она перестанет это делать, она перестанет быть Церковью. А мы, когда перестанем каяться, перестанем быть христианами.

Так вот, Церковь, призывая нас к покаянию, говорит о том, что Царство Божие нудится, то есть нужно употреблять усилие над собой, чтобы в Царство Божие войти. И этот труд часто очень непростой, изнурительный, неслучайно греческий термин, который обозначает этот труд, может быть дословно переведен как «подвиг». Вот к чему нас Святая Церковь призывает. Конечно, не всегда нам этим хочется заниматься, но все-таки, если вдуматься в то, что нас ждет и какое Царство нам уготовал Господь, то можно и потрудиться. Чего всем вам, дорогие братья и сестры, особенно в сегодняшний день желаем. И пусть в сердцах наших почаще звучит короткая, но спасительная молитва: Предтеча Спасов Иоанне, моли Бога о нас!

Аминь.

 

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Рождество Пророка, Предтечи

 и Крестителя Господня Иоаннa.

 

07.07.2020