Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с первой Неделей по Пятидесятнице, с Неделей всех Святых, так она традиционно именуется.

Мы сегодня прославляем всех от века Богу угодивших святых угодников, всех тех, кто подвизался в Завете Ветхом, в Новом Завете, всех тех, кого Церковь знает и прославляет, а также всех тех, о ком мы не знаем, но которые святы у Господа. Святая Церковь устанавливает это празднование во свидетельство того, что Бог Дух Святой был ниспослан в глубины человеческих сердец и все те, кто захотели принять благодать Святаго Духа, стать храмами для Него, сделать так, чтобы Бог Дух Святой стал дыханием жизни в их сердцах, сподобились этого.

Для каждого из нас святость воспринимается по-особому, но важно понимать: наследовать вечное блаженное Царство, к которому каждый из нас призван и в которое каждый хочет войти, сможет только тот, кто стяжет святость. Возникает важный вопрос: а тот, кто не станет святым, сможет ли войти в Царство Божие? Верующему человеку следует знать о том, что, говоря о святости и о спасении, по сути дела, мы рассуждаем о тождественных вещах. И поэтому, когда мы говорим, что хотим спастись, мы перед Господом исповедуем простую истину о том, что хотим стать святыми.

И сегодняшнее Евангелие четко и просто обозначает критерии, без которых не войти в Царство Божие. Господь говорит: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). И дальше Господь говорит о том, что тот, кто любит мать, отца, чад своих больше, чем Его, тот недостоин Его (см.: Мф. 10, 37).

Рассуждая над этими словами Христа, мы должны понимать, что исповедовать Господа, не стыдиться Его исповедовать – это значит исповедовать любовь к Нему в ответ на то, что Он сделал для каждого из нас: святые отличаются от простых людей именно решительностью в исповедовании своей любви ко Господу. Вот что от нас требуется.

Но проблема заключается и в другом. Не всегда мы эту любовь чувствуем и верим в нее. Мы знаем из жизни, что любить можно только того, с кем ты однажды встретился, и твое сердце по отношению к этому человеку откликнулось радостью. Если этой встречи не было, если радости никакой не было, то как можно любить?

И тогда человек ставит вопрос: как можно встретить Господа? Вот в этом и заключается чудо, которое сотворяет Господь ниспосланием Святаго Духа на человечество, тем, что Бог Дух Святой приходит, вселяясь в сердце человека, просветляя, очищая его, делает человека способным эту встречу узреть и возрадоваться той любовью, которой требуется радоваться, когда мы встречаем Господа. Господь говорит о неизреченной радости, о том, что эту радость никто у нас отнять не сможет (см.: Ин. 16, 22).

И когда мы идем навстречу Господу, у нас должен быть определенный настрой. Но часто мы хотим не с Господом встретиться, а себя показать перед Ним, чтобы засвидетельствовать еще и еще раз абсолютное нечувствие, то, что нет у нас ни любви к Нему, ни радости о том, что мы готовы наследовать блаженную вечную жизнь.

А еще проблема заключается в том, что блаженство, в которое мы хотим попасть, не то, о котором нам сказал Господь, которое пообещал и открыл, а то, которое часто мы сами для себя придумали, то блаженство, которого нет. Оно, может быть, есть здесь, на земле, то блаженство, в котором мы постоянно варимся, крутимся, хотим больше и больше, но такое ли оно там, в пакибытии?

Сегодняшнее апостольское чтение, предваряющее евангельский текст, говорит нам о том, что все святые претерпели серьезные страдания и мучения, чтобы спастись и войти в Царство Божие, – они пролили свою кровь (см.: Евр. 11, 33-40). И неслучайно в Неделю всех Святых, от века Богу угодивших, среди которых есть и преподобные, и юродивые, и святители, и великие князья и княгини, Святая Церковь поет тропарь мученикам, потому что все святые как мученики пролили свою кровь, обагрив ею Церковь.

Кто из нас хочет пролить кровь ради Господа? Пожалуй, никто, потому что никто не хочет любить Его так, как Он нам заповедует. Неслучайно Христос говорит о том, что будет мало тех, кто войдет в Царство Небесное (см.: Мф. 7, 13-14), и многие первые будут последними, а последние первыми (см.: Мф. 19, 30).

Как можно научиться любить Господа, с чего начать? Догматы, законы, каноны, которые дает Святая Церковь, направлены исключительно на одно – на то, чтобы мы в своих сердцах научились взращивать и взрастили в конце концов истинную, правильную любовь к Богу, которая спасает нас, а не ту, которая нам кажется приятной, но спасти не может. Жизнь по этим правилам и канонам должна в нас вызывать чувство ненависти ко всему тому, что встает на пути между нами и любовью ко Господу, между нами и Господом.

И одним из серьезных, страшных препятствий, которое незаметно входит в глубины нашего мироощущения, является мир, во зле лежащий. Неспроста апостол Петр спрашивает Христа: «Вот, мы оставили все и вслед за Тобой пошли, что будет нам там, в пакибытии?». Господь акцентирует внимание на том, что значит «оставили все», и говорит: «Все те, кто оставили – и начинает перечислять – отцов, матерей, сестер, братьев – а потом переходит на свидетельства земного успеха – дома, имения, богатство – получат в пакибытии во сто крат больше» (см.: Мф. 19, 27-29).

Почему Господь обращает наше внимание на привязанность к миру? Потому что именно оно рождает в человеке сначала сочувствие, а потом любовь к нему. А апостол Иаков говорит очень простые слова: «Всякий, кто является другом миру, врагом Божиим бывает» (см.: Иак. 4, 4).

И в Нагорной проповеди сказано: «Не можете работать и Богу и маммоне; и не говорите, что нам есть, и что нам пить, и во что одеться, потому что всего этого язычники ищут. Ищите прежде всего Царства Божия и правды его – и все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 24-33).

Человек, сочувствующий миру, развлекающийся утехами мира, начинает его любить. Он начинает быть рабом мира и оставляет Господа. Господь не нужен ему, и под гнетом этой работы человек начинает формировать для себя понимание того, какое оно, Царство Божие, какое оно, блаженство, и что такое вечная счастливая жизнь. И часто очень серьезно ошибается.

Поэтому в сегодняшний день Святая Церковь, призывая нас прославить всех святых, от века Богу угодивших, хочет сказать каждому из нас: если мы хотим спастись, мы тоже эту святость должны стяжать, очиститься от греха в глазах Божиих, стяжать смирение и благодать Духа Святаго, которая просветит наши умы и сердца, вложит в них радость о Господе. А там, где есть радость, там есть любовь, а если появится любовь, тогда ничего уже в этом мире нам не будет нужно, потому что сокровищем сердца нашего станет Господь и Его вечное блаженное Царство.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых.

14.06.2020