Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Исцеление слепых

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день мы с вами слышали евангельское повествование об исцелении Спасителем нашим Господом Иисусом Христом двух слепых, а также одного немого бесноватого человека (см.: Мф. 9, 27-35).

На первый взгляд кажется, что самое важное, что хочет сказать евангелист, это чудесное исцеление. Но поскольку немало чудес описано в Евангелии от Матфея, внимательному читателю не может не броситься в глаза одна деталь. Пока народ прославляет Господа как величайшего Пророка, свидетельствует о том, что никогда такого не бывало в Израиле, фарисеи, то есть религиозные вожди, обвиняют Господа в том, что Он совершает исцеление силою князя бесовского, правителя над бесами, иными словами, сатаны.

Как дошли до такого состояния эти люди? Видя своими глазами величайшие чудеса, которые творил перед ними Христос, как они могли говорить о том, что это делается не Божественною силою, а силою князя бесовского? Не всегда бывает просто ответить на этот вопрос. Может быть, фарисеи действительно считали, что Иисус из Назарета делает это силою князя бесовского, поскольку придумали для себя царство небесное, в него стремились, его чаяли, но в него никак не вписывался со Своими чудесами и идеалами Сын плотника, Господь наш Иисус Христос.

Но евангелист Матфей намеренно дает нам свидетельство того, что слепые люди, которые, конечно, не видели чудес Христовых, только слышали о том, что Он совершает, начинают не просто просить, а кричать громким голосом: «Иисусе Наставниче, Сыне Давидов, помилуй нас!». И когда Господь говорит им следовать за Ним, они идут, и спрашивает их: «Верите ли в то, что Я могу это сделать?» –  они исповедают свою веру. Тогда Христос отвечает: «По вере вашей да будет вам». Зачем все это дает нам евангелист Матфей? Он хочет сказать, что чудеса Христовы, Его учение настолько изобильно изливали дар Божественной благодати на род человеческий, что даже слепые и глухие понимали, Кто перед ними, и никакого извинения не могли иметь религиозные вожди, которые имели и лучше всех знали веру в единого и истинного Бога.

Из этого следует, что фарисеи, абсолютно точно зная, Кто перед ними, по крайней мере, точно будучи уверенными, что человек не может совершать подобные чудеса, если он не будет посланником Бога, намеренно обвиняли Господа и через это хулили Духа Святого.

Из-за чего это происходит в жизни человеческой? Поначалу из-за простой невнимательности ко всему тому, что человека окружает. Это природа, это погода, это люди, это обстоятельства, это события, через которые действует постоянно промысел Божий, который часто пытается человека вразумить и направить его волю к личному спасению.

Но беда часто происходит именно потому, что человек, имея перед собой Писание Священное, где воля Божия раскрывается, не хочет того Царства, которое ему обещает Бог. Напротив, он придумывает для себя свое собственное царство, в котором, кажется, все будет хорошо, и делает все абсолютно, чтобы в это царство, придуманное им самим, войти. Он настолько себя, бывает, убеждает, что это царство, придуманное им, не просто хорошо, но оно существует как реальность, что в конце концов начинает Бога молить, чтобы его в это царство Господь ввел.

И когда получается одна осечка в жизни, другая, третья, человека это не вразумляет, ему кажется, что все кругом ошибаются. Ближние ошибаются, Церковь ошибается, священники ошибаются, все не о том говорят, недопоняли они той истины, которую понял этот самый «православный человек», придумавший для себя свое царство Божие. И когда мы по жизни идем, просто-напросто осуждая ближних, которые мешают нам жить, стоит, конечно, серьезно задуматься о том, не в придуманное ли нами самими царство Божие мы так торопимся и спешим.

А то царство, которое дает нам Господь, – это царство свободы, любви, и чудеса, о которых мы слышали сегодня, наглядно свидетельствуют об этом. Господь никого не неволит войти в Свое Царство, и даже слепые, которые просят об исцелении, сподобляются услышать вопрос: «Вы верите в то, что Я могу это сделать?». Господь не может заставить нас верить. Но если мы поверили, то есть шанс в Царство Божие войти. А еще это свидетельствует о том, что всякий человек, который просит Господа о чем-то, является сам участником совершения того, о чем он просит.

Слепые также были участниками того чуда, которое было совершено над ними: если бы они сказали «не верим», то не имели бы ничего, не смог бы помочь им Господь, поскольку Царство Божие – это царство свободы. Это значит, что, если мы верим в то Царство, которое дает нам Господь, и хотим в него войти, мы становимся участниками шествия в вечную жизнь, которую нам обещает Господь. Если этого нет, тогда Господь, к сожалению, ничем помочь нам не может.

Сегодняшнее евангельское зачало предлагает нам резкий контраст: то, как должно быть в нашей жизни, и то, чего ни в коем случае нельзя допустить. Мы должны задумываться о своей вере: способны ли мы, подобно этим двум слепым, найти в себе силы и мужество, чтобы, не видя, идти за Христом, чтобы просить Его не просто шепотом, как мы часто это делаем, не просто очень стесненно и лениво, а именно так, как они, – вопия «велием гласом», по словам Священного Писания, обращаясь ко Христу и исповедуя Его именно Посланником Божиим.

Хочется пожелать каждому из нас, чтобы мы не стеснялись исповедовать нашего Господа Богом, не стеснялись исповедовать Его милость, которую Он принес каждому из нас, обозначив ее как Евангелие Царства Божия, и не стеснялись обращаться к Нему с теми просьбами, которые свидетельствовали бы о том, что мы хотим в Царство Божие, но не придуманное нами, а именно в то, которое для каждого из нас открыл наш Бог и Спаситель.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 7-ю по Пятидесятнице.

 26.07.2020