Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Исцеление дочери Иаира и кровоточивой женщины

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня за Божественной Литургией Святая Церковь предложила нам отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении дочери Иаира и об исцелении кровоточивой женщины, которая 12 лет страдала этим недугом (см.: Лк. 8, 41-56). Эти два тесно связанные между собой события заставляют верующего человека делать важные выводы для своего личного спасения.

Нам следует обратить внимание на то, как часто по-разному люди смотрят на одного и того же известного Человека, на одну и ту же великую Личность: для одних Она является источником благости, а для других – насмешек. С одной стороны, кровоточивая женщина исцеляется от Господа, потому что верит, что, если коснется края риз Его, получит просимое – то, чего не могла получить ни от кого на земле. Евангелия от Марка и Луки неслучайно говорят, что она истратила все свое имение на врачей, но пришла еще в худшее состояние.

С другой стороны, когда Господь приходит в дом умершей девочки – дочери Иаира – там уже находятся плакальщики и свирельщики, оплакивающие ее тело. Господь говорит: «Девица не умерла, но спит». Конечно, люди эти не могли не слышать о Христе как о великом Чудотворце, не могли не быть свидетелями чудес, которые Он совершал. Но, несмотря на все это, они не верят Ему: Священное Писание в славянском переводе говорит «ругахуся Ему», а в русском переводе мы читаем «смеялись над Ним». То есть они упрекали Христа в том, что Он издевается над людьми, которым и так было очень тяжело.

Нередко бывает в нашей жизни: заповеди, которые дает нам Святая Церковь, воспринимаются нами как издевательство над нами. Приступая работать Господу и пытаясь совершить Его заповеди, в сердцах своих мы часто ропщем и косвенно Ему как бы говорим: «Да это издевательство какое-то, да разве можно так дальше жить и так поступать?!». И здесь мы уподобляемся сегодняшним свирельщикам, которые не смогли принять то, что перед ними явился Творец миробытия, Тот, Кто вложил в мир такие законы, какие Он Сам вложить захотел.

А если Господь – Творец и Законодатель, значит, в Его власти отменить те законы, какие Он посчитает нужным отменить. Итак, Бог, явившийся во плоти человека, стоит перед оплакивающими труп и говорит о том, что девочка не умерла, но спит. Он как Творец и Законодатель имеет на это полное право. Как воплотившаяся Истина Он не обманывает никого, потому что смерти для Бога не существует.

Святые толкователи говорят, что для Христа так же легко воскресить умершего, как разбудить спящего. А самое главное – для каждого из нас Господь приносит великое и радостнейшее откровение: отныне смерть уже не смерть, это просто сон. И мы как верующие люди понимаем, что, если воплотившаяся Истина, всемогущая, управляющая этим миром, хочет, чтобы было так, отныне действительно будет так. И поэтому страшиться смерти верующему человеку не следует.

Святая Церковь неслучайно заповедует нам перед ночным сном читать молитвы, где мы ложе уподобляем гробу. Постепенно Святая Церковь хочет приучить нас к мысли о том, что нет разницы человеку, на сколько времени он заснет – на 7 часов, на 7 столетий, на 7 тысячелетий. Если Всемогущий Господь сказал, что это сон, значит, Он разбудит человека, никуда ты от этого не денешься, нельзя отменить тот закон, который принес и утвердил Господь. Но будет ли для нас смерть сном в блаженную жизнь или нет, зависит исключительно от нас, от нашего расположения, приятия того, так это или не так. Потому что если мы не примем это положение и не начнем жить так, чтобы оно реализовалось в нашей жизни, то, конечно, никакого сна не будет, будет вечная смерть.

Отчасти ответом на вопрос, что нужно сделать нам, чтобы войти в это мироощущение, будет пример женщины кровоточивой. Христос совершает чудеса лишь как временное благодеяние, Он не навсегда исцеляет женщину, Он не навсегда воскрешает эту девочку – рано или поздно они опять заболеют и умрут. А зачем же Христос это делает? Он совершает это как знамение существования вечной жизни и перед глазами сотен людей произносит в адрес женщины очень важные слова: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире».

Толкователи обращают внимание на то, что Христос эту женщину называет «дочерью». Он усыновляет ее, она становится дочерью Богу. Поставим вопрос: что она такого сделала, что вдруг стала для Бога дочерью? И чем отеческие или материнские чувства по отношению к детям отличаются от чувств обычных людей?

В Евангелии мы найдем несколько важных мест, которые подскажут нам, о чем идет речь. Например, в Нагорной проповеди Христос говорит: «Какой отец – или мать, можно добавить – своему сыну вместо хлеба даст камень, вместо яйца – скорпиона, вместо рыбы – змею?» (см.: Лк. 11, 11). Здесь очень четко обозначено основное свойство отца по отношению к ребенку – это милость, которую он всегда имеет и которой всегда руководствуется, милость как проявление любви. И усыновиться или удочериться Богу может лишь тот, кто сердцем ухватит этот главный нерв отношения Бога к человеку – милосердие.

Кровоточивая женщина была богата, принадлежала к высшему обществу, так как Евангелие говорит о том, что она потратила много средств на дорогих врачей. Но, в отличие от богатых фарисеев, соблазнявшихся кругом общения Господа, она, увидев Его, окруженного толпой мытарей и грешников, уловила сердцем самое главное: нет на земле такого человека, который не был бы достоин Божия милосердия. И она очень четко сформулировала для себя эту парадигму: она получит исцеление не по справедливости, не потому, что она что-то заслужила, но потому, что Бог по-другому не может. И Господь прославил и возвеличил перед всеми эту женщину как правильно принявшую Его Пришествие.

И если верующий человек, назидаясь евангельскими событиями, будет более внимательным к тому, что происходит в его жизни, если он будет не просто слушать заповеди Божии, но эти заповеди исполнять, не сомневаясь в их спасительности, тогда и он обязательно удостоится услышать самые сладкие и дивные слова, которые может услышать человек на земле: «Дерзай, дщерь или сын, вера твоя спасла тебя».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 24-ю по Пятидесятнице.

 22.11.2020