Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний день именуется Неделей по Рождестве Христовом, и мы прославляем святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Это святые, которые всей своей жизнью исповедовали то, что Мессия должен прийти, или то, что Он пришел.

Для Давида царя, для Иосифа Обручника, для Иакова, брата Господня, как для истинных израильтян было очень важно узнать истинное и подлинное учение о Мессии, который должен прийти в мир. Это было непросто сделать, поскольку на протяжении столетий, задолго до Рождества Христова, иудеи начали ждать совсем другого мессию – великого, славного, богатого, сильного царя. Поскольку Иудея часто находилась под гнетом чужеземного ига, то люди мечтали о политическом и экономическом вожде-освободителе, который сделает так, чтобы народу жилось хорошо, чтобы можно было, практически не работая, иметь все и наслаждаться жизненными благами.

На фоне таких ожиданий Давид царь пишет псалмы, в которых дает очень четкие признаки истинного Мессии, причем Мессии, которому суждено пострадать и умереть. Святая Церковь нередко использует эти слова псалмов, они всем нам хорошо знакомы, например: «Разделиша риза Моя себе и о одежде Моей меташа жребий», «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси», «Аз же есмь червь, а не человек», – это все о Нем.

Для праведного Иосифа Обручника, можно сказать, пути Господни были неисповедимы: он был поставлен перед лицом исключительнейшего события в истории человечества, которого никогда до этого не было и никогда больше не будет. И мы видим, что он, будучи праведным, аккуратно, очень осторожно относился к этим дивным путям Промысла Божиего. Когда он увидел, что Мария, еще не вступившая с ним в законный брак, непраздна, он не стал осуждать и решил Ее тайно отпустить, не предавая огласке.

А потом случается еще нечто более странное: приходят волхвы поклониться Младенцу Христу, царь Ирод ищет родившегося Царя Иудейского и Иосиф получает от ангела указание тотчас бежать в Египет. Ночью святое семейство спешно покидает Иудею, живет в Египте как минимум год, как полагают исследователи, и потом, когда Ирод умирает, Иосиф получает опять указание возвратиться в землю Израилеву.

Иосиф хотел вернуться обратно в Вифлеем – это был город Великого Царя, откуда Мессия, с точки зрения современного Иосифу иудейства, должен был выйти на общественное служение (ср. Ин. 7, 42). Но Иосиф убоялся царя Архелая, сына Ирода Великого, такого же жестокого, кровожадного, беспощадного, как и его отец. Царь Архелай был снят за то, что однажды на праздник Пасхи умертвил 3000 иудеев, находящихся в Иерусалиме. Праведный Иосиф понимал, чем это грозит Младенцу, и поселился в Назарете.

Дивны пути Промысла Божиего! Все, кто в Иерусалиме слышали о родившемся Мессии столько дивного и славного из уст очень авторитетных людей, какими были Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, оказываются в полном неведении о том, что случилось с Младенцем дальше и, самое главное, жив ли Он вообще. Ведь Ирод во всем Вифлееме и его окрестностях умертвил и младенцев, и их родителей. А после Египта Иосиф, не заходя в Вифлеем и Иерусалим, поселяется в Назарете, и никто не знает, что истинный обетованный Мессия вернулся. Иосиф же в Назарете никому не говорил о том, что это тот самый Младенец, поскольку понимал, что эта истина в глазах его соплеменников покажется издевательством или шуткой. И Господь наш Иисус Христос, оказывается, возрастает в мало кому известном, презренном городе. «Может ли от Назарета быть что-нибудь доброе!», – восклицает будущий апостол Нафанаил (см.: Ин. 1, 46).

Но промысл Божий устраивает так, чтобы лишний раз не искушать верующих. И на примере общественного служения Христа мы можем увидеть, какой соблазн вызвало бы в душах людей поселение Иосифа со святым семейством в Вифлееме и возрастание Младенца при Иерусалиме. Например, когда Господь после Своего крещения, после пустыни искушения приходит в Назарет, в день субботний раскрывает в синагоге книгу пророка Исаии и читает: «Дух Господний на Мне, сего ради помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня», – мы видим, как искушаются жители Назарета и не верят Ему. А ведь это были те, среди которых Христос вырос, которые знали Его многие годы мальчиком, юношей, молодым человеком, мужчиной (см.: Лк. 4, 16-20).

А что было бы, если бы Христос жил в Вифлееме при Иерусалиме? Многие бы знали, по свидетельству Симеона Богоприимца, что Он есть истинный Мессия, но не примечали бы в Нем никаких следов, никаких признаков того, что Он таковым является. Поверили ли бы они, когда Христос на берегах Иордана был освидетельствован от Бога Отца в том, что Он есть обетованный Мессия и возлюбленный Сын Божий? Конечно, нет.

Терпение Иосифа, пристальное всматривание в судьбы Божии, а самое главное, мужественное претерпевание всего того, что посылает ему Господь, не могут не восхищать. Ведь мы можем представить, как Иосиф переживал за все происходящее, как ему сложно было смириться с тем, что пришедший Мессия и Бог, входя в историю человечества, сразу начал испытывать гонения, скорбь, тесноту. Конечно, сердце Иосифа обливалось кровью из-за того, что он видел и осознавал в том числе и то, как многое зависит от него: он должен во что бы то ни стало сберечь Младенца, дать ему вырасти и выйти на общественное служение.

Но для нас в определенном смысле это тоже очень важно, потому что нередко мы увлекаемся духом того ложного учения о мессии-спасителе, которым страдало ветхозаветное иудейство. Нам ведь тоже нужен великий царь-освободитель, который пришел бы и дал нам очень комфортную, сладкую, хорошую жизнь. Жизнь, при которой наше сердце не колотилось бы, оно было бы спокойным или пламенело счастьем и радостью. Но вся священная история свидетельствует о другом: тот, кто хочет быть вместе с Мессией, кто хочет войти в царство Мессии, должен обновить свое сердце. А обновляется оно только на путях страданий, на путях принятия боли ради Мессии страждущего.

И поэтому, когда Господь каждому из нас посылает непростые обстоятельства, которые связаны с нашей семьей, с нашим здоровьем, со всем тем, что происходит вокруг, нам следует, подобно Иосифу и Марии, подобно Давиду царю, Иакову, брату Господню, принимать это именно как нечто спасительное для исправления своих сердец. Не искать постоянно комфорта и уюта, не бегать за этим ложным счастьем, которого нет в принципе и быть не может, а именно стараться выправить свою жизнь по воле Божией. Именно так, как Он обозначил ее для каждого из нас.

Апостол Петр сказал в начале жизни Церкви: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2, 21). В дни таких светлых праздников, как Рождество Христово, на фоне открывшейся в наших сердцах радости о родившемся Богомладенце мы особенно осознаем всю важность того правильного отношения к своему жизненному пути, которое нам следует иметь.

И хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы более внимательно, более щепетильно относились ко всему тому, что в нашей жизни происходит. Господь не сразу обрушивает на нас тяжелые обстоятельства, которые могут раздавить нас своей тяжестью. Не вливает молодого вина в ветхие мехи. Он понемногу, по капле дает возможность каждому из нас через вкушение этих горьких обстоятельств открывать для себя ту истинную радость об истинном Мессии и о Боге Спасителе, которую у нас никто не отнимет.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 31-ю по Пятидесятнице,

по Рождестве Христовом.

10.01.2021