Проповедь протоиерея Георгия Климова в Родительскую субботу. День поминовения усопших

Сердечно благодарим вас, дорогие братья и сестры, за соборную молитву в очередную родительскую субботу Великого поста.

Наверное, многие обращали внимание на то, что в возгласе по заупокойной ектенье священник произносит такие слова: «…упокой, Господи, и всех от века почивших православных христиан», – иными словами, он просит Бога спасти их. И может создаться впечатление, что вне зависимости от того, как жил человек, какие «подвиги» или дела он совершал, если он православный, Господь все равно может его спасти.

Но дело в том, что мы часто сами для себя устанавливаем те критерии, по которым судим, является ли человек православным христианином или нет. Такими критериями являются чаще всего крещение человека в Православной вере, а также его участие в церковных таинствах. Но если мы внимательно углубимся в учение Церкви о том, кто есть истинно православный христианин, то нам может открыться и нечто иное.

Главным критерием, определяющим истинно верующего православного человека, является покаяние, которое он в течение всей своей жизни перед Богом приносит, вне зависимости от того, где он находится, что он делает и как себя чувствует. Это первое. Второе – то, что человек этот всегда находится под гнетом исполнения заповедей Христа, входит тесными вратами, согласно словам Его Самого: «Входите узкими вратами, Царство Божие нудится и понуждающий себя входит в него» (см.: Мф. 7, 13-14).

А третье – истинно верующий человек чает воскресения мертвых, знает это учение Церкви, старается водворить в своем сердце рай Христов. Конечно, не всегда человек это успевает сделать во время жизни на земле, но всеми силами старается, чтобы Царство Божие открылось в его сердце, поскольку Спаситель сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (см.: Лк. 17, 21).

Неслучайно в сегодняшнем Евангелии от Иоанна мы слышали выражение Христа, которое связано с Царством Божиим: «Грядет час и ныне есть» (см.: Ин. 5, 24-30). С одной стороны, Царство Божие грядет, то есть оно придет когда-то, по выражению богословов, в эсхатологическом свершении, когда закончится земное бытие. Но, с другой стороны, мы сможем стать причастниками этого Царствия только в одном случае: если оно ныне имеет возможность внутрь нас водвориться.

Но если последнее не произойдет, то, как это ни жестоко будет звучать, для нас рай таковым не окажется. Почему же? Потому что рай – это счастье, блаженство. А блаженство мы испытываем от исполнения всех своих хотений, волений, желаний. Однако, по слову апостола Павла, в Царстве Божием «будет Бог всяческая во всех» (см.: 1 Кор. 15, 28) и, соответственно, там кроме воли Божией абсолютно ничего быть не может: Бог будет все наполнять, Он будет для нас и жизнью, и питанием, и любовью, и смыслом – всем абсолютно. Но если там, в раю, будет только воля Божия, значит, человек, попавший в рай, сможет переживать его как блаженство только в одном случае: если его воля полностью, от и до будет согласна с волей Божией, если воля Божия для человека будет вожделенна.

А если нет? Что случится, если в раю хоть на йоту отклонится воля человеческая от того, чего хочет Бог? Представьте: я чего-то хочу, а этого нет, я хочу еще больше, а этого нет и никогда не будет. И оказывается, что рай может стать местом мучения для человека. Священная История дает нам примеры. Самый яркий пример – это Адам, который сначала наслаждался в прохладе райской, беседуя с Богом, а когда, вкусив от плода древа познания добра и зла, согрешил, тотчас, еще находясь в раю, начал испытывать серьезные страдания, бегать от Бога, прятаться от Него. То же самое и змий, который в райском саду искушал Адама и Еву: он в раю творил зло, совершенно не переживая это место как место блаженства.

Итак, человеку, чтобы в рай войти, предстоит очень серьезная подготовка, и лежит она исключительно на путях согласования своей воли с волей Божественной. Часто воля Божия, которая является и благой, и угодной, и совершенной, нами таковой не воспринимается. И то, что Господь со страниц Четвероевангелия просит нас делать, нам нечасто хочется принимать и исполнять.

Но имеет ли смысл тогда ходить в храм, поститься и молиться, если вместо того, чтобы волю Божию исполнять, мы пытаемся исполнить только свои хотения, находясь в своем, для себя, по своему образу созданном православном мирке? Конечно, нет. Не стоит выделки эта овчинка.

И поэтому Святая Церковь особенно в Великий пост хочет до нас донести: все, что мы ни совершаем, даже молясь об упокоении усопших сродников, должно делаться с большим акцентом на нашем искреннем покаянии, за которым стоит желание отречения от своей греховной воли и признание того, что только воля Божия может привести нас в Царствие Небесное.

Желаем всем вам, дорогие братья и сестры, подвизаться на этом пути, даже если он и требует от нас великих усилий.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Родительскую субботу.

 

03.04.2021