Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Христос Воскресе!

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование, начало из которого читается при совершении водосвятного молебна (см.: Ин. 5, 1-15). Говорит оно о том, что однажды в Иерусалиме произошло очень важное событие: Господь наш Иисус Христос со Своими учениками проходил мимо Овчей купели, которая именовалась также Дом милосердия, где лежал человек, который был парализован в течение 38 лет. И Господь подошел к нему и задал простой вопрос: «Хочешь ли быть здоровым?». И на это болящий ответил: «Да, хочу, но не имею человека, который бы смог меня в купель опустить». Эта купель была чудотворной: один раз в год в ней совершалось чудо, когда Ангел Господень сходил, возмущал воду, и каким бы недугом ни страдал человек, тот, кто первым в нее сходил, получал исцеление. И хотя мы хорошо знаем это повествование, Святая Церковь недаром часто нам его напоминает.

Господь есть Жизнь и Источник жизни, и неслучайно Евангелие от Иоанна начинается с таких слов: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (см.: Ин. 1, 4). А это значит, что все то, что делает Бог, точнее сказать, все, что делает Христос для человека, направлено исключительно на одно – дать человеку жизнь и жизнь с преизбытком, то есть жизнь вечную.

И когда Христос, обращаясь к расслабленному, говорит: «Встань, возьми постель твою и ходи», – по сути дела, Он также дает животворящую заповедь. Почему это важно?

После того как грех вошел в мир, человек стал устроен так, что в своей жизни он способен «созерцать» постоянно только один закон – закон энтропии. Заключается этот закон в том, что любое физическое тело старается избавиться от кинетической энергии и как можно больше воплотить эту кинетическую энергию в потенциальную. Иными словами, занять наиболее стабильное положение, которое обеспечивается земным притяжением. Согласно этому закону, человеку передвигаться в вертикальном положении на собственных ногах – это абсурд, проще это сделать, если мы будем ползать, а еще лучше просто лежать.

И вот к такому «сознанию» как раз человек и призван. И очень многие из нас могут по крайней мере перед собой сознаться, а иногда делают это и перед священником, что, действительно, на большее толком не способны. Они ленивы, они малодушны, они не хотят ничего делать, хотя знают, что Господь просит их: молись, ходи в храм, исповедуйся, причащайся, участвуй в церковных богослужениях. Но нет. И малодушие охватывает душу, человек просто цепенеет от своего внутреннего состояния, ничего не хочет и не может: ни встать на молитву, ни земной поклон сделать. Вот как раз это и ужасает, и человеку кажется, что если он хочет это сделать, но не может, значит, не он виноват.

А кто виноват? Тут начинается поиск виноватых, в каком-то смысле как у этого расслабленного. Да, хочу быть целым, но не имею дяди, который бы пришел, взял меня и погрузил в эту купель, и я бы поплыл, здоровый и исцеленный. И нам тоже нужен такой со стороны посредник, который бы пришел и, вне зависимости от нашего внутреннего состояния, желания, способностей, взял бы и все исправил моментально, одним мановением руки. Очень хочется иметь такого человека.

И поэтому часто бывает, как нам кажется, что виноваты в нелепой, безалаберной духовной жизни прихожан духовники или отцы, которые исповедуют, или Церковь, или еще кто угодно, президент, может, виноват – все время человек ищет виноватого. Но Господь говорит: встань сам на ноги свои, сам возьми постель твою, хватит лежать на ней, она для сна, для отдыха, но не для лежания постоянного, и иди в дом твой. А дом – это Царство Божие.

И когда делает человек над собой усилие, встает и идет в дом свой, у него все остальное налаживается. Но ведь проблема как раз в том, чтобы встать, и в том, чтобы осознать, что произошло, почему я не могу толком иногда помолиться, 5 минут внимательной молитве не могу посвятить, даже если у меня нет никаких дел, даже если в доме, где я нахожусь, нет никого. Вот икона, вот лампада перед ней горит, но нет у меня сил и нет желания, как будто стопудовыми гирями к земле прижали, и я лежу, как этот расслабленный, и человека не имею, который пришел бы и эти гири с меня снял, и поставил на молитву, и помолился бы еще за меня. И многие делают так: включают магнитофон или другие средства мультимедиальные, и какой-то дядя за этого человека молится, и, кажется, все хорошо.

Но проблема именно в том, что человек жаждет любви Божией, но ее не получает, ведь чтобы получить ее, нужно дар благодати стяжать, а благодать содействует только тем, кто трудится, кто вспахивает сердце свое, а если под лежачий камень вода не течет, то и с нами ничего не произойдет.

И человек, годами совершая те или иные грехи, по сути дела, делает себя расслабленным, он сам себя кладет на землю, потому что грехи – это не то, что направлено на жизнь, а то, что направлено на смерть, направлено на бездействие. Человеку кажется, что кто-то виноват, а на самом деле он сам виноват, он на свою голову собрал это «сокровище», которое начинает его уничтожать и делает его парализованным.

И вот приходит Господь и обращает к человеку очень простые слова: начать нужно с самого малого – нужно самому встать, осознать, что если ты сам себя спасать не начнешь, никто этого не сделает, не сможет этого сделать. Потому что не благоприятствует благодать Божественная тому, кто ничего абсолютно не делает и делать не собирается.

В сегодняшний день, в Неделю о расслабленном, хочется пожелать всем нам, чтобы мы более самоотверженно относились к тому подвигу, который Господь нам заповедовал, чтобы мы более нелицеприятно относились к самим себе и не стеснялись констатировать тот факт, что мы любим лежать, что мы абсолютно бездейственны и расслаблены. Что значит слово «расслабленный»? Это приставка «рас» и корень «слаб», от слова «слабый». Расслабление – это значит, ты сам себя расслабил, грехами положил себя на землю. И Господь дает тебе заповедь, чтобы подняться. Будем стараться не стесняться на ноги подниматься и вертикально ходить по земле, но не просто, чтобы топтать ее, а чтобы идти в дом свой, в Царство Небесное, где всегда невечерняя Пасха и ждет нас Спаситель и Господь наш Иисус Христос.

Христос Воскресе!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. 

 

23.05.2021