Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня Святая Церковь за Божественной Литургией предлагает нашему вниманию два очень интересных отрывка: один из Послания к Римлянам апостола Павла (см.: Рим. 10, 1-10), второй из Евангелия от Матфея, где повествуется об исцелении гадаринских бесноватых (см.: Мф. 8, 28-34).

Апостол Павел размышляет о том, что иудеи, его соплеменники, имеют ревность по Богу, но не по разуму. Что это значит? Пытаясь поставить собственную праведность, они отвергли ту праведность и то спасение, которые принес Христос. В законе Моисея написано: всякий, исполнивший закон, праведен будет. Но вера, по словам апостола, рассуждает по-другому. Конец закона – Христос, и если человек рассуждает в себе, кто взойдет на небо, то таким образом сводит с неба Христа, а если рассуждает, кто снидет во ад, то таким образом упраздняет смерть Христову.

Не так просто понять, что имеет апостол Павел в виду. Причем не только славянский, но и русский текст также не очень-то сразу поддается полному пониманию. Однако мысль апостола Павла универсальна: человек часто склонен придумывать для себя собственную праведность, которая якобы должна его спасти. И апостол говорит: если ты для себя эту праведность придумал, ты никогда не спасешься – она не сможет тебе даровать вечную жизнь, поскольку ее дает только Христос. И когда ты рассуждаешь, кто взойдет на небо, то, по сути дела, ты сомневаешься в том, что Христос вознесся на небо и ниспослал ученикам Духа Святаго. А когда ты думаешь о том, кто сойдет во ад, то ты упраздняешь смерть Христову и все, что Он сделал через это для спасения.

Апостол призывает каждого верующего человека помнить о том, что по великому милосердию Господа мы спасены. Ошибка человеческого мудрования или разума нередко заключается в том, что нам сложно верою принять то, что сделал для нас Господь, мы сомневаемся в этом. Нам, например, дано Таинство Покаяния, но вместо покаяния и сокрушения о грехах, согласно свой придуманной праведности, мы договариваемся с Богом о том, что, если мы исповедуемся в грехах, то Он их прощает. А учение Церкви о другом.

Неслучайно апостол Павел говорит: необходимо за все благодарить (см.: 1 Фес. 5, 16). Оказывается, что у многих из нас происходит серьезная осечка в плане правильного понимания того, что мы делаем в покаянии. Господь распялся за нас в то время, когда мы были отъявленными грешниками. Ведь самое главное, чего хочет от человека Христос, так как это того, чтобы он прочуствовал, что́ натворил, совершая грех, чтобы он пришел в ужас от того, какое безобразие сделал, и при этом при всем осознал, что именно за это он уже прощен благодаря Смерти Христовой. Это чувство и должно рождать благодарение Господу за Его неизреченное милосердие по отношению к каждому из нас, это чувство и должно нас сподвигать жить праведной жизнью.

Но человек удобопреклонен ко греху, он не хочет работать над собою, и поэтому всячески уходит от того, чего хочет от нас Господь.

Сегодняшнее Евангелие о гадаринских бесноватых в каком-то смысле очень наглядно иллюстрирует эту мысль. Некие люди в Гергесинской или Гадаринской стране придумали для себя собственную праведность, согласно которой им было очень комфортно жить. Мы не говорим, что им было легко жить, что они не трудились. Мы не говорим, что они все были очень бедны или богаты, мы не знаем. Но мы знаем, что они создали для себя свой определенный мирок, в котором было терпимо и даже приятно. И они договорились сначала со своею совестью, а потом, как им казалось, и с Богом, что этот мирок может им дать праведность и спасение: ведь им сейчас хорошо, значит, чем дольше они будут в этом мирке своем пребывать, тем будет становиться все лучше и лучше, в конце концов откроется и рай.

Когда пришел Христос и исцелил гадаринских бесноватых, жители этой страны не пришли в ярость, в бешенство, как, например, повествуется в другом евангельском отрывке, когда Христа, схватив, хотели сбросить с горы. Гадаринцы внешне спокойно, теплохладно, но интуитивно очень правильно улавливая тот факт, что, если Христос глубже войдет в их жизнь, Он вдребезги разобьет все их счастье, говорят Ему: «Покинь пределы наши, не мешай нам». Нельзя заставить человека в рай войти насильно. Народная поговорка говорит: пинками в рай не загонишь. Господь разворачивается и уходит, ведь в ту придуманную праведность, которую они для себя создали, больше никакая другая праведность, даже Божественная, интегрирована быть не может: человеку нужно захотеть быть со Христом.

Как это относится к нам? Мы в храме, мы исповедуемся, мы причащаемся, но не является ли наше участие в богослужении и церковных таинствах тем же самым равнодушным ответом Христу: отойди от пределов наших? Все, что от меня требуется, я сделаю, только глубже в мою жизнь, Господи, не входи, не мешай мне жить в том мирке, который я для себя придумал и поставил оплотом своего собственного, придуманного мною спасения. И Христос не войдет туда никогда. Да, мы будем исповедоваться, причащаться, ходить в храм, делать вид, что друг друга любим, но ничего с нами не произойдет. И это страшно.

Христос пришел для того, чтобы открыть нам Царство Божие прежде всего в сердцах наших: «Царство Божие внутрь вас есть» (см.: Лк. 17, 21). А если броня от правды стоит на наших сердцах и умах, никто не сможет сдвинуть нас с позиции, которая называется мирское православие. Святитель Филарет Московский обозначил его как страшнейшего врага как для Церкви, так и для спасения верующего человека. Мирское христианство – это хамелеон, которого непросто распознать, и многим из нас, к сожалению, следует признать, что это препона, о которую мы постоянно спотыкаемся, оценивая свою духовную жизнь и духовный рост в положительном смысле, но на самом деле мы глубоко заблуждаемся.

Сегодняшние литургийные зачала из Нового Завета – серьезный сигнал и важнейший критерий для верующего человека, чтобы не ошибиться, не поставить собственную праведность во главу угла, не сделать ее стержнем своей жизни и не спасаться по ней, удаляясь все дальше и дальше и от Христа, и от истинного спасения. Есть только одна праведность, спасающая и вводящая в рай, – это та, что нам принес Христос. Чтобы по ней спасаться, нужно, чтобы Христос постоянно входил глубже и глубже в нашу жизнь. Да будет только так: Ей, гряди, Господи!

Аминь.