В правой руке — земля, в левой — Вечность

Регент Владимир Горбик — о том, как певчим в одном слове выразить молитву, почему дирижеру не следует широко разводить локти и где на клиросе искать баланс между копированием и собственными наработками.

материал подготовил: Дмитрий Анохин

Многолюдно было в минувшие выходные на столичном Тихвинском приходе в Алексеевском. Помещения воскресной школы заняли люди, причастные к одной из важнейших специализаций в церковном служении — регенты и обучающиеся этой профессии молодые музыканты. Открытый мастер-класс давал управляющий праздничным хором Тихвинского храма, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, регент Владимир Горбик.

В Москву в эти дни специально приехали несколько десятков слушателей из разных российских регионов, а также регенты из четырех стран ближнего и дальнего зарубежья. Некоторые из них, обучавшиеся по различным очным и дистанционным программам у управлявшего в течение четверти века праздничным хором Троицкого подворья в Москве и некоторое время назад руководившего мужским и смешанным хорами Свято-Троицкой Сергиевой Владимира Горбика, приняли участие в мастер-классе в качестве дирижеров. Тему занятия Владимир Александрович сформулировал как практические приемы управления клиросными хорами при исполнении обиходных песнопений. При этом, маэстро Горбик трактует последнее словосочетание несколько шире по сравнению с привычным церковным людям значением. Имеется в виду не только исполнение богослужебных текстов на стихирные, тропарные и ирмосные гласы, но и хорошо знакомые современным верующим по лаврской и московской приходской традициям авторские сочинения. В частности, во время занятия хор слушателей исполнял песнопения: «Блажен муж» Чмелева, «Свете Тихий» Гребенщикова, «Сподоби, Господи» архимандрита Матфея (Мормыля), «Ныне отпущаеши» Озерова, «Старо-Симоновскую» Херувимскую песнь Чеснокова.

«Около десяти лет назад на одном из концертов в российской столице в составе большого сводного хора мне довелось исполнять 133-й Псалом под управлением Владимира Горбика, — вспоминает певчая женского хора прихода бывшего Спасо-Андроникова монастыря в Москве Татьяна Великанова. — Тот эпизод так захватил и вдохновил меня, что я поступила в Саратовское епархиальное училище и получила там специальность регента. Хором я сейчас не управляю, но на клиросе пою и чувствую потребность в обновлении и расширении знаний. Тем более за последние несколько лет по объективным причинам возможности личного общения и обмена опытом значительно сузились. Очень радует, что эту плохую тенденцию удается переломить. Надеюсь, подобные этому мастер-классы будут продолжаться!»

Помимо собственно музыкально-технических приемов при управлении средним по численности клиросным составом певчих Владимир Горбик поделился со слушателями собственными наработками — как нехитрыми «лайф-хаками», на которые педагоги редко обращают внимание при обучении будущих регентов, так и важными профессиональными замечаниями о сути регентского служения. Так, ведущий мастер-класса акцентировал внимание собравшихся на том, что слишком сильно разводить локти в стороны при дирижировании — моветон: «Вам ведь уже на интуитивном уровне антипатичен человек, стоящий в общественном транспорте с широко расставленными руками?!» Чрезмерно увлекающимся тактированием коллегам Владимир Александрович посоветовал почаще вспоминать, что правая рука дирижера в идеале отвечает за земные, пространственные импульсы, а левая — за эмоции сердца и выражение вечности в переживаемый ныне конкретный момент времени. И только в органическом синтезе их жестов, передающих дирижерскую схему с одной стороны и нюансировку с фразировкой с другой, и может родиться подлинное прочтение дирижером «раскрытой богослужебной книги», с которой сравнил церковный хор один современный регент. «Возьмем один глагол «родила», — обращается к слушателям Владимир Горбик, разбирая молитву «Богородице Дево, радуйся» напева Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле. — Первые два слога в нем широкие, основательные, земные. И взяв третий слог «-ла» на субито пиано, хор посредством всего лишь его одного передает прихожанам ощущение чуда рождения Спасителя. По сути, одно-единственное слово мы таким образом трактуем как целую молитву!»

Комментируя широко известную в искусстве проблему соотнесения подражания и привнесения собственных новаций, ведущий мастер-класса замечает: «Конечно, хороший регент обязан изучать опыт лучших дирижеров и ориентироваться в нем, умея при необходимости скопировать. Но в качестве собственного результата он не имеет права представлять слепую копию! Только творчески переработанный опыт позволит выдать добротное музыкальное качество, а в конечном итоге позволит добиться от певчих такого исполнительского мастерства, которое в Церкви обычно называют молитвенным пением».

После мастер-класса все его участники, составив сводный хор, пели за богослужениями Всенощного бдения и Божественной литургии Недели 14-й по Пятидесятнице. А Владимир Горбик пообещал продолжать и наращивать практику мастер-классов (при помощи которой он стал известен как авторитетный педагог по церковному пению за рубежом) теперь и в Москве. И не только онлайн (к чему мы все за последние годы, увы, привыкли), а в более действенном, в мире хоровой культуры, варианте очных занятий.