Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

И здесь для каждого из нас открывается великое поприще: нам следует очень внимательно относиться к тому, как мы проводим жизнь, чтобы не случилось в ней страшных вещей, чтобы, преступив однажды законы Божии, мы не оказались в числе тех, кто уничижал грехами не только Сына Божиего, но и Духа Святого. Сам Христос говорит в Евангелии: «Всякая хула на Сына Человеческого простится человеку, а хула на Духа Святого не проститься ни в сем веке, ни в будущем» (см.: Мф. 12, 31-32).

Яркий, красочный пример того, как уничижался Сын Человеческий в дни Своего земного бытия, общественного служения, мы находим в Евангелии от Луки, когда Господь приходит в синагогу, чтобы исцелить в день субботний женщину, которая 18 лет была склонена к земле, буквально скорчена, скрючена и не могла разогнуться (см.: Лк. 13, 10-17).

Тот, кто внимательно слушал сегодняшнее чтение, наверное, обратил внимание, что евангелист делает акцент не на самом чуде, а на том, что происходит после него. А что после него происходит? Когда женщина, которая 18 лет, по словам Христа, была связана сатаною, исцелена, она встает в полный рост и начинает славить Бога. Но начальник синагоги, негодуя, говорит людям: «Вы имеете 6 дней в неделе, в эти дни и приходите исцеляться. А в субботний день покоя вы не смейте это делать».

Тогда Христос, обращаясь к нему, говорит: Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-16). Святые толкователи все как один говорят, что начальник синагоги завидует Христу, более того, Господь называет его лицемером: зависть он прикрывает благочестием, ссылаясь на существующий закон, который повелевает иудеям трудиться 6 дней и соблюдать седьмой день – день покоя.

А от чего эта зависть рождается? Очевидно, что в синагогу приходит много людей и Христос, сотворивший чудо, привлекает их взоры. Простые люди увидели в Нем великого Пророка, и они начинают славить Его. И начальник синагоги понимает: если сейчас Христос овладеет их душами, Он будет властвовать над ними, соответственно, начальник синагоги потеряет эту духовную власть. Но не это самое страшное. Он понимает, что вместе с властью он потеряет уважение, средства, деньги, которые он имел благодаря этим людям. И вот эта зависть тотчас начинает возводить клевету на самого Сына Человеческого, на закон Божий и на Духа Святого – вот до чего доходит человек.

Но если бы Церковь Святая хотела показать, какими плохими были иудеи, она бы нам предложила почитать не Евангелие, а какой-нибудь исторический документ. Но поскольку это евангельское зачало читается за Божественной Литургией, мы должны понимать, что Церковь хочет поставить нас на место начальника синагоги. Чтобы мы попытались понять, нет ли у нас подобных грехов, чувств, того, что и нас иногда заставляет клеветать на истинных служителей Божиих, затмевает наш ум.

Сегодняшнее Евангелие очень четко обозначает таким образом еще одну страшную вещь – духовную скорченность, когда душа человека страстью приковывается к земле, к деньгам и ничего больше видеть не хочет и не может. И если мы внимательно посмотрим на причины того, что иудеи распяли Христа, то увидим, что это были именно зависть и самая простая жадность. Неслучайно Евангелие от Луки передает нам такую значимую деталь: когда Христос говорит: Не можете служить Богу и маммоне, – дальше идет реплика евангелиста: Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним (Лк. 16, 13-14).

Что касается зависти, конечно же, это страшный грех. Мы называем дьявола завистником, и поэтому всякий, завидующий другому, в определенном смысле находится в руках дьявола, является его орудием. Но проблема заключается в другом: часто самую простую, животную зависть мы облекаем в очень красивые благочестивые одежды, называя ее поиском справедливости. И в поиске этой справедливости начинаем клеветать на тех, кто действительно подвизается, что-то делает. Своей клеветой человек часто свидетельствует о том, что он уже согнут к земле, и видя, что перед его глазами происходит нечто великое, он не может посмотреть на это простым, чистым взором.

Но если мы вынесли из сегодняшнего чтения только мысли о том, что завидовать плохо, и что начальник синагоги завидовал Христу, и что многие вокруг нас завидуют, это значит, что мы ничего абсолютно не поняли. Потому что Евангелие читается нам для того, чтобы мы о себе что-то поняли. И мы должны признать откровение, которое дает Святая Церковь, о том, что нет человека, который избавлен от страсти зависти, каждый кому-то в чем-то завидует. А это значит, что каждый свою зависть каким-то образом пытается прикрыть законом или благочестивой необходимостью исполнять этот закон.

Святая Церковь именно в дни постов призывает нас особое внимание обратить на эти, казалось бы, мелочи в нашей жизни, несущественные штрихи, которые никому не видны. И нам тоже они не видны, да мы и не хотим, чтобы они были видны. Но Церковь говорит: пожалуйста, обратите на это внимание, потому что из мелочей складывается нечто великое, мелочи определяют нашу жизнь, как это ни странно, многие духовным житейским опытом знают, что жизнь из мелочей состоит.

И поэтому эти мелочи – грешки зависти или поиска справедливости – пусть при внимательном рассмотрении обнаружатся, и человек поймет, над чем необходимо работать. Конечно, непросто бывает от них избавиться, потому что я объективно вижу, как мне кажется, что кругом много несправедливости. Но ведь Божественная милость – лежит тоже вне какой бы то ни было справедливости. Потому что по правде Божией человек не достоин рая, но по Милости – достоин. А если Господь говорит: Где Я, там и слуга мой будет (Ин. 12, 26), – не значит ли это, что Он призывает нас, став Его слугами и учениками, брать с Него пример, поправ всякие свои плотские мудрования и умствования о справедливости, которая должна быть в жизни по отношению к нам, но милость осуществить по отношению к ближнему?

Дорогие братья и сестры, всем хочется пожелать, чтобы грех зависти, чаще всего отравляющий жизнь только нам самим, не касался наших умов и сердец. Чтобы страшными грехами гордости, зависти, клеветы, осуждения, раздражительности мы не уничижали Богомладенца, сидящего на коленях Божией Матери. Чтобы своей жизнью мы прославляли Пречистую и возносили Богомладенца в наших умах и сердцах, и тогда любая икона Пречистой для нас будет являться знамением, символом или знаком того, что мы избраны Господом, что мы любимы Им и что нас ждет Царство Божие.

Аминь!