Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

          Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, является продолжением праздника Святого Богоявления, Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и сегодняшний день именуется Неделей по Богоявлении, и поэтому Церковь вновь говорит нам о событиях, мысленными очевидцами и свидетелями которых мы были, когда праздновали самый день Крещения нашего Спасителя. И сегодняшнее, хотя и очень короткое Евангельское повествование говорит нам в нескольких строчках очень и очень о многом. И кроме прочего, как бы подводит итог земному поприщу самого Иоанна Крестителя.

В этой четвертой главе Евангелия от Матфея, где говорится о том, что Христос поселился в Капернауме приморском, и к этому времени Ирод уже заключил в темницу Иоанна Крестителя, отчего складывается вполне объективное впечатление, что главная, безусловно, главная, миссия Иоанна Предтечи завершилась. То, ради чего он воспитывался в течении тридцати лет в пустыне Иорданской, в суровом, жестоком климате, в суровой, беспощадной обстановке, совершалось, только для того, чтобы выйти с проповедью о покаянии к народу израильскому, призвать этот народ к покаянию и крестить приходивший к нему этот народ. И самое главное, как вершина всего его делания – крестить Спасителя мира, Господа Иисуса Христа.

И вот, стоило всему этому исполниться, как происходят события, связанные с заключением Иоанна Крестителя в темницу и его мученической смертью. То есть, то, ради чего он пришел, то ради чего он был здесь на этой земле – свершилось. Столь славно, и вместе с тем, скорбно — миссией, которую закончил мученической смертью.

Слова, произносимые Иоанном Предтечей, обращаясь к людям и призывая их к самому главному, целожизненному деланию — к покаянию, являются теми же самыми словами, которые произносит Христос, выйдя на Свое общественное служение, также обращаясь к сердцам людским: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Конечно же, Иоанн Креститель лишь приуготавливал людей к тому,  чтобы они, осознав своей грех, более к нему не возвращались, и потому, он взывал, стуча в сердца людские, чтобы люди каялись  в своих грехах и отрясли от себя всякий грех, запинающий их в жизни и препятствующий им к наследию Вечности. Но вместе  с тем, проповедь Иоанна Крестителя это была проповедь пророка, который жил на грани Ветхого и Нового Завета, он говорил в первую очередь о том, чтобы люди уготовили свои сердца к встречи грядущего Спасителя. И, неслучайно, когда он видит Христа, об этом нам повествует первая глава Евангелия от Иоанна, то, обращаясь к своим  ученикам, следовавшим за ним, говорит замечательные и удивительные слова: Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Он называет именно так Христа Спасителя, Который грядет к нему на Иордан, чтобы креститься от него — Он Агнец Божий.

Агнец — это жертвенное животное. До пределов Евангелия, до пределов Нового Завета, в Ветхом Завете это была жертва, которую приносили в умилостивление Господу, как чистое животное. Да, это были грубые чувственные нравы тех людей, которые не знали правды Евангельской, но они так выражали свое служение Господу, и вот Христос явил Себя именно этим Агнцем Божиим, Который взял на себя грехи рода человеческого, и был заклан, пригвоздившись на Кресте, чтобы через это искупить нас от клятвы законныя. И поэтому, проповедь о покаянии Иоанна Предтечи — это проповедь, взывающая к сердцам людей, которые своими собственными способностями и возможностями, осознав свой грех, могли бы принести в нем Богу покаяние.

Но этого недостаточно, потому что даже если человек, предположим, внешне праведен, если он стремится к нравственному совершенству — без Бога он неспособен будет изменить свою жизнь, и в этом необходима помощь Самого Господа. В этом смысле призыв Христа к покаянию, является тем, что Господь восполняет скудные человеческие способности и силы. И поэтому, с одной стороны Иоанн Предтеча призывает человека к покаянию, с другой стороны, Христос дарствует каждому кающемуся благодать, которая способна исцелить от царствующего в нас греха.

Для всех нас слово «покаяние» привычно и знакомо, и соответственно так мы и относимся к этому понятию. Но если произвести точный перевод с греческого слова «метаноия», что означает покаяние, это будет звучать намного глубже, это будет не просто покаяние, а изменение твоих мыслей, изменение строя всей твоей жизни, всех твоих помыслов.

Не просто изменение жизни, так как жизнь у человека меняется по разным причинам, может меняться и независимо от самого человека: человек меняет работу, переезжает в другой город, происходят иные жизненные обстоятельства: женится, или выходит замуж, или еще что-то происходит, кого-то теряет, кого-то находит, и жизнь меняется. Не об этом, не о изменении жизни как таковой идет речь, а об изменении строя мыслей, человек по-другому должен мыслить. Если мы творим грех, то должны совершенно иначе воспринимать то действие, которое мы делали доселе, творя грех и беззаконие. То есть, мы должны не только осознав свой проступок признаться в нем духовнику на исповеди, но и изменить в корне свое отношение к этому вопросу. И вот в этом смысле покаяние является тем деланием, которое способно изменить и кардинально повернуть в иную, спасительную сторону всю жизнь человека. И вот к этому нас призывает Церковь.

Поэтому, когда мы сводит покаяние только лишь к перечислению на исповеди уже вполне привычных и заученных грехов, если нам кажется, что это и есть покаяние, то мы глубоко заблуждаемся. Мы должны изменить свое отношение к этому перечню привычных, обыденных, постоянно повторяющихся грехов. Неслучайно святые отцы говорят, что мы должны каясь в грехах своих, сокрушаясь в них, возненавидеть оные. К сожалению, это далеко не означает что мы способны тотчас же от ни отстать и перечеркнуть их в себе. К сожалению сила тех страстей, нами в себе воспитанных, чрезвычайно велика, и поэтому человек не способен тотчас же вырвать их из себя. Но отношение ко греху должно быть вполне определенным: мы должны ненавидеть грех, который мы творим.

Мы говорим, что гнев — это грех, но вместе с тем гнев — это состояние, которое Бог человеку вложил в сердце. Гнев — это дар Божий, как бы не парадоксально это не звучало. Но, к сожалению, в нашем понимании часто смещается центр тяжести, и происходит смещение акцентов. Это выражается в том, что гнев и раздражительность, которые каждому из нас свойственны, мы обращаем на конкретного человека, а должны этот гнев обращать на грех, который живет в нас. Грех, а не человека, мы должны ненавидеть. Гнев должен в нас пробуждаться от самой мысли, что мы способны сейчас сделать какой-нибудь гадкий поступок. Вот в этом смысле гнев оправдан, в этом смысле гнев праведен, повторяю, как бы странно это не прозвучало. Потому то все это способствует изменению нашего отношения к греху, а, следовательно, приводит нас к настоящему, подлинному, искреннему сокрушению и покаянию.

Примеров этому можно найти великое множество, прежде всего в Церкви, потому что Церковь изобилует множеством необыкновенных и удивительных примеров, когда человек меняет себя, меняет всю свою жизнь. Конечно же, одним из первых приходящих примеров в нашей памяти — образ святого первоверховного апостола Павела, который из лютого гонителя и борца с Церковью Христовой, становится проповедником Евангелия Христова, становится Богоглаголивым Павлом.

Вот в нем происходит это изменение мышления, которое прежде вело его к ревности не по разуму: гнать и терзать христиан, а потом Господь встречает его на пути в Дамаск, и тот полностью меняет свое отношение к тому, что составляло главное содержание его жизни. И он устремляется к служению Тому, Кто остановил его на этом пути, на пути в Дамаск.

Сегодня мне хотелось бы привести еще один замечательный пример, тоже касающийся личности святого угодника Божьего, необыкновенно изменившего свою жизнь. Изменившего не том смысле, что он поменял внешние обстоятельства своей жизни, а изменив строй своих мыслей, всецело отдал себя служению Господу.

Сегодня среди упоминавшихся святых угодников Божиих, празднуется святой Михаил Клопский, Новгородский и всея России чудотворец, великий угодник Божий. Это имя может не столь известно большинству православных людей и может быть является отчасти незаметным, среди необозримого сонма святых угодников Божиих, взирая на который Церковь радуется и ликует, но вместе с тем, это один из ярких примеров того, как человек посвятил себя Господу.

Жил он в пятнадцатом столетии, найдя своим жизненным поприщем ничем непримечательную, находящуюся вблизи Великого Новгорода, Клопскую обитель. Человеком он был очень тихим, незаметным, но вместе с тем, братия, увидев этого прибившегося к их монастырю странного монаха, увидели в нем весьма необыкновенные качества. Монах Михаил человеком был смиренным, кротким, немногословным, но когда его просили почитать что-то из Жития святых во время трапезы, то все были пленены необыкновенностью его голоса. И поэтому его приняли с радостью ради его нрава кроткого, ради его смирения, и ради его талантов, которые мало по малу стали в нем обнаруживаться. Вот так он и остался в братии монастыря. Прошло какое-то количество лет, как вдруг в обитель приехал сын великого князя Димитрия Донского, Константин. С ним были сопровождающие князя бояре, воины, и вот когда они пришли в обитель, то князь Константин Димитриевич, увидев этого простого, ничем не примечательного монаха, монаха Михаила, всмотрелся в него и сказал: Так ты же брат из боярского рода, я ведь знаю тебя, ты сын боярина Максима. На что тот ответил скромно и смиренно: Один лишь Создатель знает, кто я есть на самом деле. И ушел.

Понимаете, дорогие братья и сестры, об этом монахе мало что известно, но приведенная подробность из его жития, так ярко характеризует этого смеренного, простого и ничем не выдающегося среди прочих, монаха. А он оказался боярином, был человеком аристократического положения, но вменил все свои превосходства ни во что. Как апостол Павел говорит в послании к Колосянам: Я все вменил в уметы, – то есть, все, чем я обладал, я счел мусором и хламом, для того, чтобы приобрести самое главное сокровище – Христа, ибо, все остальное для меня ничего ровным счетом не значит.

И вот действительно, мы видим с вами необыкновенные примеры людей, которые имея многое в своей жизни, и положение в обществе, и немалое материальное состояние, все это сочли настолько ничтожным и ничего незначащим, в сравнении с тем сокровищем, которое они обрели.

В Евангелии Господь говорит: Когда человек найдет жемчужину на своем поле, то он все продает, все что у него есть, только лишь приобрести найденное сокровище. Вот этим бесценным сокровищем является Христос Господь. И если мы по-настоящему Его приобретаем, то все остальное, не то что бы перестает иметь значение для нас, но становится как бы второстепенным и не настолько значимым, как до того, как мы познали Христа.

Вот так и преподобный Михаил Клопский, будучи боярином, и никто об этом и не узнал бы, что он столь высокопоставленного рода, если бы ни этот случайный визит князя Константина Димитриевича, узнавшего и назвавшего его по имени.

          Князь уехал, все забылось, в чьей-то памяти может это и осталось, но преподобный Михаил никак не обнаруживал это внешне. Оставался таким же скромным, таким же послушливым, таким же незлобивым, но Господь прославил его необыкновенным даром, даром провидения, даром прозорливости. И очень многие и многие вещи, как и в жизни обители, как в жизни отдельно взятых людей, окружавших его, как и в судьбах самого Великого Новгорода, непременно осуществились и сбылись, ради слов, которые он произносил касательно всех этих предметов.

Вот что значит изменить строй своих мыслей и направить их от мирского, житейского, многосуетного, многозаботливого попечения к единому на потребу, чем и является Господь наш Владыка и Спаситель.

Вот этим и является, если хотите, дорогие мои, то свойство, то качество, тот подвиг, к которому призывает нас Иоанн Предтеча, как призывал своих современников. Как призывал и призывает Христос Господь Владыка, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Измените свои мысли, измените строй своих многозаботливых попечений и направьте их к тому, что действительно является единым на потребу для каждого из нас. Чтобы через это покаянное делание, делание всей нашей оставшейся жизни, принести плод благой и добрый, в наследие Вечной Жизни и Царства Небесного. Аминь.