С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры, с памятью святого пророка Божия Илии!

Это великий угодник Божий, о котором Сам Господь неоднократно вспоминал, на страницах Четвероевангелия мы об этом читаем. Пророк, который не словом, а именно своими деяниями указал на Христа Спасителя, указал на то мощное действие, которое совершит пришествие в мир Богочеловека. Когда мы говорим о пророке Божием Илие, то чаще всего вспоминаем его ревность в богоугождении. То, как подвизался он, как стоял за истину, – это идеал для каждого верующего человека.

В сложные времена для ветхозаветной Церкви нечестивые правители впадали в идолопоклонство, и под напором власти, под давлением некоторые верующие иудеи склонялись к компромиссу между истинной верой в единого Бога и нечестивым учением, лжеучением, принять которое требовала власть. Пророк Божий Илия твердо стоял на камне исповедания своей веры в истинного Бога и, когда уже тысячи, десятки тысяч иудеев уклонились в идолопоклонство, он смело встал на защиту веры и посрамил нечестие.

На горе, где языческие жрецы приносили жертвоприношения своему богу Ваалу, пророк Илия предложил сделать своего рода соревнование, чтобы засвидетельствовать, на чьей стороне Бог. Четыреста жрецов Ваала собрались, чтобы низвести огонь на жертву Ваалу и попалить ее: они молились, плясали, кричали, что только ни делали, но ничего не произошло. Тогда пророк положил свою жертву истинному Богу на камни с дровами, приказал обильно облить ее водой трижды и, помолившись, низвел с неба огонь, который уничтожил и жертву, и дрова, и камни вместе с водой. Это было величайшим знамением того, что с Илией Бог. И это очень многих сынов Израиля повернуло к истинной вере, они возвратились на путь чести и правды.

Для современного верующего человека то, что сделал пророк, является символически очень важным, ведь в нашей жизни снова появилось идолопоклонство. Нет истуканов, слава Богу, никто не заставляет нас жертвы приносить, как это было в третьем, четвертым веках. Но поскольку наш мир наполнен идолами, и не только материальными, но также душевными и духовными, постоянно идет склонение верующего человека к ослаблению ревности в деле богоугождения. Христианина вынуждают жить среди каких-то договоренностей между миром и Богом, постоянно лавировать, идти на компромисс, чтобы и пожить хорошо, и Богу послужить, и в спасение войти. Пророк Илия показывает нам, что в таких важных вещах не может быть никакого компромисса.

Апостолы впоследствии эту мысль пророка Илии сильно развили: и апостол Иаков, чье Послание мы сегодня слышали за Литургией, и апостол Иоанн Богослов говорят, что невозможно любить мир и быть другом Бога (см.: Иак. 4, 4; 1 Ин. 2, 15). Тот, кто мир любит, сразу врагом Божиим становится, вступает в ряды слуг антихриста. Наверное, самое сложное для современного верующего человека – разобраться не только с тем, что его окружает, а с самим собой. Это бывает очень непросто, и поэтому мы, обращаясь к таким угодникам Божиим, как Илия-пророк, просим, чтобы ревность в деле богоугождения и ревность в деле познания своей истинной веры, учения о спасении, моем лично, была для нас самым главным, центральным, жизнеобразующим деланием. Тогда все будет хорошо.

Но следует понимать, что жизнь по Богу сопровождается чаще всего не радостями, не похвалами, не успехом, не отдыхом, а тем, о чем сегодня в Евангелии Христос говорит: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем» (см.: Мф. 13, 57). И мы должны понимать: как гнали пророков, как гнали апостолов, как гнали Самого Христа, так Церковь Христова будет всегда гонима, она есть тело Христово. А тело Христово всегда ломимо бывает.

По словам апостола Иакова, которые мы слышали в сегодняшнем Послании апостольском, мы должны настроиться на терпение и злострадание, как это делали пророки (см.: Иак. 5, 10). И если это будет, то тогда мы будем с Богом. А если мы будем с Богом, то и Он будет с нами, и будет нам помогать, и будет даром Своей благодати всегда ограждать нас от всяческих наветов вражьих. Дар благодати – это не нечто непонятное и неуловимое, как многие говорят, нет, он действует сильно и мощно, подобно тому как огонь небесный по молитвам пророка Илии уничтожил жертву с дровами, с камнями, с водой. Это свидетельство того, что тот, кто подвизается истинно, пытается Богу угодить, всегда будет на особом счету у Господа, и Господь никогда такого человека не посрамит.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в день памяти пророка Илии.

 

02.08.2022