С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Пятая Неделя – это память преподобной Марии Египетской. Сегодняшнее Евангельское зачало подготавливает нас непосредственно к празднику входа Господнего в Иерусалим и к празднику Пасхи.

Из Евангелия от Марка мы слышали повествование, которое, конечно, знакомо нам (см.: Мк. 10, 32-45). Но Церковь неспроста доводит до нас это повествование, где говорится о серьезной осечке, которую совершили ближайшие ученики Христовы в лице апостолов Иакова и Иоанна.

Да, апостолы Иаков и Иоанн были избраны и любимы Христом, три года они находились рядом с Ним, видели Его великие чудеса, слышали Его дивные речи, были приближены Им в самые важные моменты Его общественного служения. А ведь к тому моменту, о котором идет речь в Евангелии, Христа окружали не десятки, не сотни, а тысячи людей. Близость апостолов ко Христу дала им дерзость подойти к Нему с просьбой.

Христос уже третий раз сказал ученикам о том, что Ему надлежит идти в Иерусалим. Но они же знают, что Он Христос. И зачем Христу идти в Иерусалим, если Христос есть Священный Царь, Которого ждет народ, Который должен, воцарившись, начать победоносное шествие Израиля по всему миру? Он, несомненно, идет на царство. Даже несмотря на то, что Христос говорит, что Ему надлежит быть поругану, оплевану, бичевану, убиту и в третий день воскреснуть, они подходят к Нему с просьбой. Христос спрашивает: что вы хотите?

Апостолы Иаков и Иоанн хотят, чтобы Он посадил их в Его Мессианском Царстве, которое должно открыться в Иерусалиме, одного справа, другого слева на престолах подле Себя. И это неспроста, ведь до этого Господь им неоднократно говорил о том, что некогда сядут они на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Ближайшие престолы к Царю – это слева и справа.

Блаженный Феофилакт, толкуя это Евангелие, предполагает, что апостолы в буквальном смысле понимают Мессианское Христово Царство и хотят занять лучшие места. Занять, ревнуя, как бы их места не заняли другие, ведь они знают, что и Петр также из числа приближенных. Поэтому во время своей просьбы они отводят в сторону Господа. Христос им говорит: «Не знаете, чего просите».

Действительно, апостолы просят невозможного, потому что не знают, что из себя представляет Мессианское Царство. Если Христос восседает одесную Бога Отца, это не значит, что кто-то где-то сидит. Это значит, что Сын и Отец имеют единую Божескую Сущность, но взойти на эту высоту человеку невозможно. Апостол Павел в Послании к Евреям по этому поводу говорит: «Кому, когда из ангелов Бог сказал то, что сказал Сыну: седи одесную Меня?» (см.: Евр. 1, 13). Никому.

И поэтому Христос предлагает апостолам вопрос: «Можете ли сделать то, что Я делаю?». Блаженный Феофилакт говорит, что этот вопрос апостолы понимают в той же плоскости, что и другие вопросы Христа: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?».

Чаша – символ великого торжества, а крещение – омовение перед входом в Царство. И Господь им обещает: «Чашу, которую Я пью, будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься».

Почему Святая Церковь, готовя нас к Празднику, предлагает это Евангелие о чаше, о крещении или омовении, о представлении, что такое есть Мессианское Царство? Верующий человек не всегда коррелирует свои мысли с тем, чему учит Христос. Именно честолюбие, желание получше устроиться да и вообще поиск такого царства, где все «течет медом и млеком», нередко заставляют человека всей своей жизнью как бы говорить Господу: «Посади меня справа или слева от Себя на троне, я этого очень хочу, я к этому готов».

Господь спрашивает нас про чашу, и мы говорим: «Да, готовы пить эту чашу». Мы воспринимаем ее как чашу евхаристическую. Но ведь дальше этого не идет. Все сводится исключительно к тому, что мы пришли в храм, поисповедовались, причастились и пошли дальше, как бы поставили очень жирную галочку напротив того пункта, что чашу мы пьем. Но разве об этом идет речь?

В Послании к Коринфянам апостол Павел рассуждает о том, как человек подходит к чаше (см.: 1 Кор. 11, 20-22). Обращаясь к тем, кто в коринфской общине имеет достаток и власть, он дает завет не уничижать ближних, поскольку, приходя на Вечерю любви, которая заканчивалась Святой Евхаристией, эти люди приносили с собой яства, ели и пили на глазах других людей, часто бедных, обездоленных, которые также являлись членами той же Церкви или Царства Христова, а потом вместе с этими обездоленными шли к одной Чаше.

Апостол Павел говорит: пусть каждый испытывает себя, нет ли в нем честолюбия, мысли о том, что он находится в каких-то особых отношениях со Христом (см.: 1 Кор. 11, 27-34). В укор честолюбцам апостол добавляет: «Всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете до тех пор, пока Он не придет». О чем эти слова? Какую смерть возвещает верующий человек, подходя к Чаше Господней? Он помнит об этом, он думает об этом, он возвещает?

Христос, пролив Свою пречистую кровь, вступает с нами в Новый завет, как говорит Священное Писание. Однако слово, которое переводится традиционно как «завет», предполагает и другой важный смысл и может быть прочитано как «договор». То есть Господь обещает нам Свое Царство только при определенных условиях. Какие это условия?

Сегодняшнее Евангелие заканчивается словами Христа, которые Он обращает не только к Иакову и Иоанну, но и ко всем ученикам. Его Царство и царство земное, по словам Господа, это два принципиально разных царства, которые живут по диаметрально противоположным законам. И если в царстве земном кто-то, желая быть первым, бо́льшим, важным человеком, должен скопить как можно больше денег и владычествовать над как можно большим количеством людей, то в Царстве Христовом все с точностью до наоборот. Если ты хочешь быть первым, будь последним, если хочешь, чтобы тебе было хорошо, служи другим, потому что Христос, Сын Человеческий, пришел не для того, чтобы Его (буквально по греческому тексту) обслуживали, а для того, чтобы послужить для многих.

Вот условия вхождения в Мессианское Царство для каждого из нас. Если ты не исполняешь этих законов, то даже если пьешь Чашу, еще не факт, что это поможет тебе.

Сегодняшнее Евангелие располагает верующего человека особым образом настроиться на то, куда он стремится. Да, мы действительно чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Вот только дело за немногим: правильно расположиться и начать правильно реализовывать свое православие в приложении к той жизни, которую дает нам Господь. Если этого не будет, если будет желание получше устроиться, то мы будем постоянно слышать от Христа: «Не знаете, чего просите».

Лучше поступить по-другому: принять слова Христа о том, что самый верный вход в Его Царство – это исполнение заповеди «быть меньшим среди всех, быть слугой для всех». Почему это важно? Вход в Царство Божие открыт только для людей с большой, великой душой, которую можно возрастить единственно исполнением этих и никаких других заповедей.

Если мы будем делать с точностью до наоборот, ища комфорта, уюта, власти, богатства, душа превратится невесть во что. Это будет жалкое, ничтожное, ничего не стоящее и не представляющее никакой ценности для Царства Божия «сокровище». Поэтому стоит задуматься о том, что заповедует нам Святая Церковь, и взять на вооружение жизненные принципы Христовы, без которых никто из нас не сможет спастись.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю Великого поста.

21.04.2024