Христос Воскресе!

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о расслабленном. Мы с вами слышали повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил расслабленного – парализованного человека, лежащего тридцать восемь лет возле Овчей купели (см.: Ин. 5, 1-15).

Мы все знаем это повествование, но Церковь Святая неслучайно вновь и вновь предлагает нам к услышанию это евангельское зачало, оно очень символично. Чем дольше человек живет, чем больше пытается оценить свои возможности и способности в деле спасения, тем чаще посещает его мысль о том, что он действительно расслаблен. В чем это расслабление заключается и как его избежать?

Ответить на этот вопрос нелегко. Просто встать на ноги недостаточно, как говорит Господь расслабленному: «Возьми одр твой и иди в дом твой». Мы, как нам кажется, на ногах, мы бодры, и в этом смысле бывает непросто пробиться сквозь толщу евангельского символизма.

Паралич всякого человека, пришедшего в мир, заключается в том, что каждый грех, вне зависимости от величины, парализует душу и, самое главное, движение сердечное по направлению к Богу. Хочет человек – и не может. Нам легко убедиться в этом духовном параличе: даже имея желание помолиться всласть перед иконами Господу, христианин не всегда в состоянии это исполнить. Вроде бы, никого нет, никто не мешает, но невозможно сосредоточиться даже пять минут, минута – и все улетает с головы, одолевают праздные мысли, и в тот момент, когда ты стоишь на молитве, ты уже где-то витаешь, что-то делаешь, опять суетишься.

Вот эта отрава, которую вводит в естество человека грех, может быть уподоблена яду, который парализует человеческое естество. Избежать этого плачевного состояния мало кому удается, если человек не подвизается терпеливо и мужественно.

А какое мироощущение должно быть у человека, который не находится в состоянии расслабления? Ответ на этот вопрос может быть очень суровым.

В пасхальный период читается Книга Деяний, где много повествуется об апостоле Павле, который вместе со своими спутниками, проповедуя учение Христа, ходил по странам и городам греко-римского мира. Дееписатель пишет, что они, утверждая души учеников, увещевали их «пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (см.: Деян. 14, 22).

Комментируя эти слова, святитель Игнатий Брянчанинов обращает внимание на сочетание «многими скорбями», делая вывод, что нет такого христианина, который мог бы надеяться на то, чтобы ему немногими скорбями или вообще без скорбей можно будет в Царство Божие войти. Жесткий ответ для нас: мы не можем его ни обойти, ни сразу принять. Но в определенном смысле только эти слова и могут поднять нас на ноги, вывести из духовного паралича.

Христос говорит расслабленному: «Возьми одр твой и иди в дом твой». Домом для нас является Царство Божие. Этот поход в Царство Божие именно на своих ногах, а не когда тебя кто-то несет на носилках, определяется исключительно исполнением заповедей Божиих.

Если взять Священное Писание Нового Завета и посмотреть в поисковике слово «скорбь», то мы увидим, в каком контексте оно чаще всего появляется. И стяжание Царства Небесного как возвращения домой тоже сопряжено с определенными нравственными условиями. «Блаженны нищие духом, яко ваше есть Царство Небесное, … блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят, … блаженны изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное» (см.: Мф. 5, 3-12).

Важно и то, что́ спрашивает Христос у расслабленного, и то, что́ болящий отвечает: «Хочешь ли быть здоровым? – Да, но человека не имею». И тогда Господь говорит: «Встань, возьми одр твой и иди в дом твой». Здесь мы понимаем, что ждать, что кто-то за нас дело нашего спасения совершит, кто-то над нашей головой что-то прочитает и само потом все получится, состыкуется, представляется очень опасным и обманчивым.

Но важны и слова Христа расслабленному, которые Он произносит после исцеления, они добавляют драматизма в восприятие дела нашего спасения. Христос говорит: «Вот, ты здоров, больше не греши, чтобы не было тебе чего хуже». Значит, расслабление человека было ниспослано ему за грехи. Скорбь посылается за грехи человека, но скорбь должна восприниматься нами как дар Божий, призывающий к покаянию. Этот дар Божий нередко является реанимационной мерой, которая выводит человека из духовного паралича, заставляет искать Бога, искать общения с Ним, входить в это общение и, конечно, исправляться.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день хотелось бы всем нам пожелать осознания того, что вывести нас из состояния духовного паралича способна лишь Божественная благодать, только она способна поставить нас на ноги. Но исцеление это совершится только при одном условии: если мы сами начнем шествие в тот Дом, имя которому Царство Небесное, начнем шествие, которое определяется исключительно исполнением заповедей Христовых и принятием благого промысла Божия. Этот промысл может быть обозначен простым, но спасительным тезисом: многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие.

Аминь.

Воистину Воскресе Христос!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 4-ю по Пасхе.

26.05.2024