Христос Воскресе!

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельский отрывок об исцелении слепорожденного человека (см.: Ин. 9, 1-13).

Это событие случилось незадолго до страстных дней в Иерусалиме, когда Господь и Спаситель наш Иисус Христос вместе со Своими учениками пребывал на празднике Кущей в Иерусалиме. Ученики спросили о слепом: «Кто согрешил, он или родители его?». Христос ответил: «Ни он, ни родители, но да совершатся на нем дела Божии».

В чем же тут проявилось дело Божие? В том, что человек родился слепым?

Для каждого человека, приходящего в мир, в жизни очень много непонятностей, с нашей точки зрения, несправедливостей. Эти слова Христа могут быть восприняты даже как издевательство над этим человеком. Ведь если все приходят зрячими в этот мир, а он пришел слепым, то в этом ли проявилось дело Божие?

Святые толкователи, рассуждая над этим евангельским текстом, сходятся в одном: дела Божии явились в том, что слепой, прозрев физически, прозрел и духовно. Иногда человеку нужны страдания, чтобы узреть Бога. Посмотрим на себя: мы хорошо видим, слышим, не имеем страшных недугов, по крайней мере, стоим сейчас в храме. Но кто из нас благодарил Бога за то, что мы пришли в мир здоровыми? А если мы этого не сделали, значит, Слава Божия, дела Божии не явились на нас?

Но это еще не все. Христос в Евангелии нередко свидетельствовал о Своем Богосыновстве, о том, что Он и есть тот Бог, Который сотворил человека. Для нас одним из главных дел Божиих будет являться то, что Господь взял и из земли человека создал, вложил в него дыхание жизни, душу живую. И когда Христос говорит: «Мне должно делать дела Пославшего Меня», – то Он свидетельствует не о том, что нужно делать дела, похожие на те, которые делает Бог, а о том, что Он и есть Бог, и Он делает эти дела.

Именно поэтому Христос перед тем, как исцелить слепого, смешивает Свою слюну с землей, делает бреновение – Он начинает из персти земной творить глаза. А смешав, помазывает слепому там, где должны были быть глаза, но их не было, потому что он был слепорожденным. После Господь говорит этому человеку: «Пойди умойся в Силоамскую купель». И Евангелист делает оговорку, что название купели означает «Посланный».

Очень важно знать, что слепорожденный человек не видел Христа, не знал о Нем. Господь его также ни о чем не спрашивал, Он говорил с апостолами. Но слепорожденный человек, как любой слепой человек, был погружен в свой внутренний мир, был чуток ко всем движениям сердечным в отличие от нас, погруженных через внешние образы в суету. Эта внимательность к внутреннему миру в своей душе дала ему возможность слова Христовы: «Пойди и умойся в купели Силоамской», – услышать так, как никто бы из нас не услышал.

Видимо, в голосе, в интонации Иисуса он услышал Бога, поэтому и послушался, не зная, Кто перед ним.

Святитель Иоанн Златоуст описывает это зрелище: несчастный слепорожденный человек с нарисованными землей глазами идет, спотыкаясь, может быть, падает, ползет, встает, чтобы умыться. И вдруг на том месте, где ничего не было, появляются глаза, которые видят, в которые входит свет, осиявает все, и человек прозревает не только физически, но и духовно.

Итак, важный момент – это послушание слову Божию, обязательное послушание, полная покорность, если ты хочешь, чтобы что-то в твоей жизни произошло. Оно может быть только при одном условии: если мы это Слово Божие знаем. Господь сказал: «Все, о чем ни попросите с верою, будет вам, даже если скажете горе передвинуться или смоковнице переселиться с земли в море, будет по глаголу вашему» (см: Мф. 21, 21-23).

Господь может все: «Там, где Он хочет, побеждается естества чин, Он делает то, что хочет», – как мы слышим в одном из церковных песнопений. Он взял и из ничего создал глаза человеку. И тотчас они, как бы сейчас сказали ученые, были интегрированы в организм, глаза открылись – и человек стал зреть, сразу, во мгновение ока.

Поставим вопрос: чего больше всего хочет Бог от нас, здесь живущих и спасающихся? Ответ прост: чтобы открылись наши очи духовные, чтобы мы узрели Христа, чтобы мы вслушались в голос Его, чтобы мы пошли за Ним.

Конечно, бывает и самообман у верующего человека. Пять, десять, двадцать лет человек ходит в храм, и иногда ему начинает казаться, что он что-то видит, что-то понимает, и Христа в том числе. Ведь нельзя же, думает человек, так долго ходить, чтобы ничего не произошло. Один духовник дает простой критерий, чтобы выяснить, слепой ты или нет. Он говорит: если ты видишь Христа, значит видишь, а если ты Христа не видишь по-честному, значит слепой, есть над чем работать, подвизайся.

Сегодняшним евангельским зачалом Святая Церковь вкладывает в нас очень важную мысль: нас должна заботить постоянно наша слепота духовная и желание во что бы то ни стало исцелиться от нее, прозреть. Потому что, не прозрев, мы не спасемся.

В сегодняшний день хочется пожелать всем нам, чтобы послушание голосу Церкви перебивало нашу самость, давало нам возможность идти вслед за Господом, не рассуждая, но веря в то, что Он не может нас подвести. Если Он засвидетельствовал то, что Он есть Бог, в том числе и сегодняшним чудом, то стоит быть очень внимательным к словам Его. С одной стороны, эти слова просты: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (см.: Мф. 5, 8). С другой стороны, над ними стоит задуматься. Господь говорит фарисею: «Если бы вы были слепые, то греха бы не имели, но поскольку вы говорите, что зрячие, грех на вас пребывает» (см.: Ин. 9, 41).

Лучше признаться себе в слепоте и, очищая сердце, исполнять заповеди Божии. Тогда мы обязательно узрим Христа и то спасение, которое Он для каждого из нас уготовал.

Аминь. Воистину Воскресе Христос!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 6-ю по Пасхе.

09.06.2024