Всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником, с памятью Казанской иконы Божией Матери и с воскресным днем!

Сегодня Святая Церковь вспоминает событие явления граду Казани иконы Божией Матери, которая впоследствии стала именоваться Казанской. Это было давно, в 1579 году, но народная память чутко и бережно хранит историю, как была обретена икона Казанской иконы Божией Матери.

После страшного пожара не осталось практически ничего от многих кварталов города Казани. Божия Матерь явилась одной отроковице, девочке по имени Матрена, и сказала, чтобы на месте пожара, где был их дом, они раскопали икону. Явление Божией Матери повторилось еще два раза, потому что родители девочки не слушали ее, архиерей Казани также посчитал этот случай какой-то небылицей. Но когда девочка упросила мать сделать то, что сказала Божия Матерь, в том месте, где была печь дома, начали копать и обрели икону.

Это знаменательное событие, очень образное, которое можно приложить и к человеческой душе. Нередко так бывает, что душа сгорает в страстях, подверженная греху, страдает под гнетом страшных обстоятельств, которые буквально плавят ее, ничего не остается. Как сказал один поэт, «Только черный дым тлеет ватою, и только мы стоим виноватые».

И человеку кажется, что жизнь закончена, ничего не осталось. И в этот момент Господь посылает Свой голос нам в сердце, в нашу душу, нередко это бывает Божия Матерь, Которая взывает к оставшимся крупинкам, пылинкам нашей непорочности и совести, говоря, не все еще закончено, жизнь продолжается, жизнь вечная открыта, нужно идти вперед. Иногда мы пренебрегаем этим голосом, раз, другой, третий, думаешь, показалось все это, жизнь закончилась. Но нет.

Быть внимательным и чутким к голосу своей совести – это, наверное, одна из важнейших добродетелей верующего человека.

Когда мы прославляем Божию Матерь, мы всегда неким образом соотносим свою жизнь с тем, что мы знаем о Пречистой. Мы всегда, по крайней мере, призываемся быть очень ответственными в своих молитвах к Ней. Не всегда это получается. Иногда тот шквал песнопений во время богослужения, молитвословия, которые идут на нас, в том числе и касающиеся Пречистой, мы просто не в силах удержать, уловить, вместить, быть внимательными к ним. Но если по отдельности взять каждую молитву Божией Матери, то нельзя не прийти в духовный восторг, нельзя не восхититься той глубиной и любовью, которую Святая Церковь имеет к Пречистой.

Например молитва благодарственная по Святом Причащении, которую мы часто, вроде, слушаем и не слушаем, а между тем это единственная из пяти молитв, обращенная к Божией Матери. Начинается она с таких слов: «Пресвятая Владычица Богородице, свете помраченныя моея души, надежде, покрове, прибежище, утешение, радование мое…». Где такие тексты мы еще найдем, в какой художественной литературе? В самых ее лучших произведениях нет и не будет ничего подобного.

И пока нормальный русский православный человек читает эти тексты, умиляется им, пока за богослужением поет народ: «Царице моя Преблагая…», – будет стоять Православие. А когда мы начнем к этому теплохладно относиться, то все сгорит.

Но в следовании за голосом Пречистой, который нередко раздается в наших сердцах, в наших душах, важно быть последовательным. Услышал голос, а дальше – как поступить, что делать? Ведь если ты подвержен страсти, то абсолютно не застрахован от того, что она опять тобою завладеет, опять тебя съест, сожжет. Как быть?

В сегодняшний день мы слышим важное Послание апостола Павла к Римлянам, где он приводит знаменательный образ того, как должен жить верующий человек. Обращаясь к христианам, Павел говорит: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?.. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей» (см.: Рим. 6, 16-19).

Что значит – быть рабом праведности? Разве Христос не принес нам свободу, разве Он нас не освободил, какое же рабство тогда может быть? Ведь рабство подразумевало в древнем мире отсутствие своей воли, есть только воля господина и больше никого, и что бы тебе ни хотелось, и что бы тебе ни желалось, ты должен только исполнять его волю.

В этом смысле стать рабом праведности значит отказаться от своей воли и исполнять то, что говорит Святая Церковь. Но тогда какая здесь свобода, нет ли насилия над нами? Сначала грех, а теперь праведность насилует нас, ведь мы понимаем, как это тяжело, когда «прессуется» наш ветхозаветный человек, не знает, куда деться от этих заповедей.

Однако апостол Павел неслучайно говорит, что рассуждает по-человечески. Приведем такой пример. Несколько людей оказались в темном подземелье, у них есть свечки, факел, чтобы осветить некоторые комнаты, которые кажутся красивыми. Люди даже могут начать любоваться красотой этого подземелья. Вместе с тем они знают абсолютно точно, что, если они в ближайшее время из него не выйдут, то будут погребены вместе со всеми этими красотами ночного царства. И вот появляется некто в этом подземелье и говорит: «Я выведу вас на свет, но только одно условие: вы идете за мной нога в ногу, не оглядываетесь по сторонам, не сочувствуете ничему, что будет тешить ваши глаза и ласкать ваши уши».

Как будут выглядеть эти путники, идущие к свету, со стороны людей, оставшихся в подземелье? Они будут свободны или нет? А сами идущие к свету будут считать себя свободными? Да, будут, потому что они понимают, что освободятся от этой темноты, от этого смрада, от этого ада. Но для того чтобы освободиться, они должны вести себя крайне дисциплинированно, следуя за тем, кто их ведет к свету. Понятный образ для каждого из нас.

Стать рабом праведности – это не пустой звук, это действительно отдать свои уды, руки и ноги, всего себя на исполнение заповедей Божиих. И когда тебе очень чего-то хочется, а заповедь запрещает, ты чувствуешь себя так, как будто находишься на кресте: и руки твои пригвождены, и ноги обездвижены, не дерзай ими сотворять желаемую страсть и грех. Вот такое рабство будет спасительным.

Поэтому, когда мы слышим голос Пречистой, Которая призывает нас и обещает нам свободу и радость во Христе, мы, конечно, берем на себя ответственность стать рабами праведности во что бы то ни стало, как бы тяжело нам ни было. А если мы не станем этого делать, мы останемся погибать.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы ревность в деле богоугождения и желание выйти на свет Божий – были самыми главными векторами нашей жизни. Если будет так, то никакие пожары, никакие беды нам не страшны, с нами будет Пречистая, а тогда и Господь не посрамит нас и дарует нам Свое невечернее блаженное Царство.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.

 

 21.07.2024