Всех вас, дорогие братья и сестры, с великим Господским двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста!

Сегодня мы поклоняемся Кресту, воспевая: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». С Крестом связано дело нашего спасения, без Креста оно невозможно.

Событие, которое вспоминает сегодня Святая Церковь, произошло в IV веке. Равноапостольная царица Елена, которая обрела Крест Господень, понимала, что орудие нашего спасения не может пропасть, и поэтому обрела Крест. Радостная весть о том, что Крест обретен, разнеслась по всему Иерусалиму. Люди пришли поклониться Кресту в таком великом множестве, что Патриарху Иерусалимскому пришлось Крест воздвигать, то есть поднимать высоко над народом, чтобы все его могли видеть. На четыре стороны Патриарх благословлял народ, и люди возглашали: «Господи, помилуй!».

Эти два простых слова: «Господи, помилуй!», – связаны с крестом нашим, потому что, произнося эти слова, мы исповедуем то, что спасаемся не своей собственной силой, а спасает нас Господь, Он нас милует. И вот эта милость, которую приносит Господь, которую мы называем даром спасения, человеку неверующему может показаться каким-то безумием и соблазном.
Неслучайно апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Мы исповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, а эллинам безумие» (см.: 1 Кор. 1, 18-25). Почему так? И почему для верующего, по словам апостола Павла, это Божия сила и премудрость?

Если человек ограничивает рамки своего бытия лишь земной жизнью, не выходит за них в своем мироощущении и не старается ничего сделать для того, чтобы выйти за эти рамки, то, конечно, проповедь о Христе всегда будет для него безумием. Так было для эллинов, которые, будучи стоиками и эпикурейцами, полагали жизнь в наслаждении, верили в то, что после смерти душа, как дым, растворится, и пытались через чувственное наслаждение насытить свою плоть. Для иудеев же проповедь о Христе была соблазном, так как они полагали, что мессия, который придет, должен их спасти от внешних врагов, от угнетения и сделать их владыками, князьями земными. Когда пришел Христос и стал проповедовать законы вхождения в Царство Божие – совсем не такие, каких иудеи ждали, – это действительно явилоcь для них соблазном.
Христос заповедует: «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие, блаженны вы, когда будут гнать вас и проклинать, радуйтесь и веселитесь, мзда ваша многа на небесах» (см.: Мф. 5, 3-12).

Кто примет эту проповедь? Ее может принять только тот, кто понимает, что через это «юродство проповеди» Господь Своим всемогуществом, Своим хотением вводит нас в блаженную вечность через дар, которым является вера, зиждемая на исполнении Его святых заповедей.

Но Господь делает очень серьезное предупреждение. В этот воскресный день мы с вами слышали притчу о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33-46). Заканчивает ее Господь такими словами: «Камень, которым пренебрегли строители, был положен во главу угла, и это от Господа, и поэтому дивно в очах наших». Вот этот камень спасения и есть принятие Христа и всего того, что с Ним связано в нашей жизни.

Только через принятие благого промысла Божия мы получаем спасение. Господь, сказав о камне, продолжает: «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого этот камень упадет, того раздавит». Упасть на камень – это безумие эллинов. Быть раздавленным этим камнем – это соблазн иудеев. Святая Церковь призывает каждого из нас избавиться и от падения на камень, и от того, чтобы камень на тебя упал.

Это можно сделать только одним способом – стать частью этого камня через несение своего креста, через веру, которую нам дарует Господь, через вживление в богочеловеческий организм, имя которому Церковь, глава которой Христос. И если будет так, не посрамит нас Господь и дарует нам блаженную вечность.
Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в праздник Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня.
27.09.2024