Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали повествование из Евангелия от Луки о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос сначала исцелил кровоточивую женщину, а затем воскресил дочь Иаира (см.: Лк. 8, 40-56).

Примечательно, что, когда Господь исцеляет женщину, Он ей говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире». Слыша это, верующий человек получает чувство глубочайшего духовного удовлетворения, потому что это слова Самого Господа о том, что вера спасает человека.

Но нужно быть очень внимательным к духовном чувству, которое может родиться у нас при слышании евангельских слов. Ведь нет никакой гарантии, что та вера, которая была у женщины, и та вера, которая есть у нас, одно и то же. Спаситель говорит женщине о том, что ее вера спасла ее. Зададимся еще и другим вопросом: Господь имеет в виду то, что она исцелилась от болезни и в этом ее спасение, или все-таки нечто большее, то есть она спасена для вечности?

Идем дальше по тексту. Когда Господь исцеляет женщину и говорит ей слова о вере, к начальнику синагоги Иаиру приходят из дома и говорят: «Не утруждай Учителя, твоя дочь умерла». Но Господь говорит ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Опять слова о вере и спасении. Во что надо верить Иаиру? В то, что его дочь сейчас будет воскрешена для земной жизни или все-таки для вечности?

Интересно, что в греческом оригинале Евангелия от Луки рассматриваемые нами термины «спасение» и «вера» те же самые, что и в зачале из Послания к Ефесянам апостола Павла, которое мы сегодня с вами слышали. Апостол говорит: «Бог, в милости своей будучи, вас, умерщвленных, воскресил в жизнь вечную. Вы были умерщвлены, но благодатию через веру вы спасены» (см.: Еф. 2, 1-10). Здесь однозначно речь идет о спасении от вечной смерти.

Как тогда понимать Евангелие? Господь, врачуя людей от временных болезней, предлагал им через это дар вечной жизни. Одно с другим тесно связано. Но тогда как, при каких условиях человек может дойти до прорыва, можно сказать, из этой временной жизни в вечную жизнь? Как это сделала женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением? Что должно было произойти в жизни ветхозаветного человека?

Ветхий завет, как известно, категорически запрещал человеку в нечистоте прикасаться к кому бы то ни было, потому что через прикосновение другой человек также осквернялся. Более того, даже тот, кто касался места, где сидел или лежал нечистый человек, считался оскверненным. То же самое касалось и покойников: касание умершего тотчас сообщало человеку нечистоту на несколько дней.

Зачем Бог дал такие заповеди, которые входили в кровь и плоть, впитывались с молоком матери в мироощущение ветхозаветного иудея? Если апостол Павел говорит, что все человечество было умерщвлено духом, это значило, что эти правила, по сути дела, регламентировали только одно: ты нечистый и к другим умерщвленным не прикасайся, потому что от этого ты никакого облегчения не получишь, а они получат еще большую скверну.

При внимательном чтении Четвероевангелия у верующего человека складывается впечатление, что, возможно, все эти ветхозаветные заповеди Господь дал для того, чтобы человек, пристально вглядывающийся в окружающую его жизнь, в конце концов смог разглядеть Того Единственного, Кто является носителем не смерти и не умерщвления, а Жизни и Духа.

Вот, например, в Ветхом Завете была дана заповедь иудеям не вкушать крови и они свято блюли эту заповедь, а когда приходит Господь, Он, указывая на Себя, говорит апостолам, а в их лице всему человечеству: «Тот, кто не будет есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого, не сможет наследовать жизнь вечную» (см.: Ин. 6, 53).

То же самое в некотором смысле и происходит в изучаемом нами фрагменте Писания. Женщина, настрадавшись от болезни, от той жизни, которая может быть названа вечной смертью, начавшейся на земле, вдруг видит перед собою Того, Кто является Носителем жизни. И она понимает, что Он является Милующим Богом, Который не может пройти мимо, Он обязательно поможет. И она кидается к Нему, улавливая важный момент, что не надо даже, как Иаир, просить, чтобы Он куда-то пошел и возложил руку на умирающую девочку, можно просто, мимолетно коснувшись даже не Его, а края ризы Его, получить исцеление. И Господь прославляет ее за это, открывает ее перед всеми и говорит: вот так надо верить!

Верим ли мы так? Чтобы дойти до такой веры, нужно иметь такую жизнь, которую имела эта женщина. А кому хочется двенадцать лет страдать, болеть, все имение свое расточить на врачей и прийти в еще худшее состояние, как говорят об этом евангелисты Марк и Лука? Кому хочется попасть в такую ситуацию, в какую попал Иаир, имея единственную двенадцатилетнюю дочь, которая умерла? Конечно, нам этого не хочется. Тогда что нужно делать, чтобы и у нас произошел этот духовный прорыв, чтобы мы эти узы земного бытия, связывающего нас по рукам и ногам суетой, смогли разорвать и пришли в ту веру, в которую пришли эта женщина и Иаир?

Апостол Павел в сегодняшнем Послании к Ефесянам говорит: «Благодатию через веру вы спасены, сие не от вас – Божий дар, потому что мы сотворены в Господе Иисусе для творения добрых дел». Вот и ответ на вопрос: человек призывается творить добрые дела. Он создан для этого. Но только не те добрые дела, которые он сам для себя назначает и считает добрыми, а именно те добрые дела, которые призывает совершать нас Господь.

Его добрые дела очень четко обозначены в Евангелии, их ни с чем не спутаешь: «Вы были в темнице, посетили Меня в больнице, напоили, накормили» (см.: Мф. 25, 34-36), – и еще: «… любите своих врагов, молитесь за ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас» (см.: Мф. 5, 44).

Когда христианин приступает к исполнению таких дел, когда смотрит в глаза страдающему человеку, от этого страдания он пробуждается, приходит в нужное состояние духа и начинает понимать жизнь совсем по-другому. Так, как восприняла ее исцеленная женщина, так, как воспринял ее Иаир после воскрешения своей дочери.

Господь ведь совершил временное благодеяние, не вечное. И эта женщина, и эта девочка рано или поздно все равно заболели и умерли, но произошло нечто большее, потому что во время совершения этих чудес было явлено величайшее знамение существования вечной блаженной жизни, в которую человек призвался войти. И, откликнувшись на этот призыв, человек убедился в том, что нет смерти, у Бога все живы.

Как бы хотелось, чтобы каждый из нас, вспоминая сегодняшние слова Господа женщине: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя!», – задумывался, а имею ли я такую веру? Пусть каждый из нас пытается иметь талант такой же веры, приводящей из временной жизни к вечному спасению.  Аминь.

Слово протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной Роще,
в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.
16.11.2025