Проповедь протоиерея Георгия Климова в Субботу 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Субботу 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота. 

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно благодарим за соборную молитву в день Троицкой вселенской родительской субботы! Но перво-наперво, конечно, поздравляем с возможностью вернуться в храм Божий!

Прошло немало времени, в течение которого верующие люди не могли прийти в храм, помолиться, поисповедоваться, причаститься, и сейчас сердца наши исполнены радостью неизреченной, как на Пасху, хотя, с другой стороны, наполнены печалью.

Для верующего человека храм – это особое место присутствия Божия, мы знаем это из догматического богословия. Однако, как говорится, имея – не ценим, а потерявши – плачем. Когда мы приходили в храмы изо дня в день, из года в год, не так сильно это особое место присутствия и чувствовалось. Но после долгого промежутка времени, когда мы оказались дома взаперти, в самоизоляции, по-особому откликаются наши сердца при входе в храм и непросто нам выразить свои чувства.

Единственное, что мы можем сказать, так это признать, что произошло беспрецедентное событие в истории не только нашей личной жизни, но и вообще Церкви Христовой, когда при стоящих храмах, при отсутствии каких бы то ни было гонений на веру, человек не мог их посещать, осознавая, что этого лучше не стоит делать.

Конечно, «на всяком месте владычество» Божие – это мы знаем из псалма пророка Давида (см.: Пс. 102, 22). Где бы мы ни находились, всегда Господь с нами. И царь Давид так говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты (Пс. 138, 7-8). И все же исключительно, по-особому верующий человек переживает свое общение с Богом, находясь в храме.

И сегодня мы искренно благодарим и Господа и всех тех, кто делал все для того, чтобы храмы Божии открылись и мы могли в них войти. Конечно, мы хотим поблагодарить сердечно и всех вас, дорогие прихожане, поскольку личная молитва каждого из вас также вносила лепту в общее дело, чтобы закончилось это страшное губительное поветрие.

Но, с другой стороны, нельзя забывать, что полностью губительное поветрие еще не закончилось. Дали нам возможность прийти в храм – и слава Богу! – но, если вдруг снова опасность усилится, могут закрыть опять. Поэтому обращаемся с искренним призывом и просьбой к вам, дорогие братья и сестры, соблюдать меры той безопасности, которая предписана каждому из нас. Обратите внимание на то, что на пол храма нанесена разметка. Сохраняйте дистанцию, находитесь в храме в защитных масках!

И все же в сегодняшний день мы пришли в храм для того, чтобы помолиться Господу о своих близких сродниках или дальних людях. Когда мы молимся об их упокоении, то в отпусте богослужения, который произносит священник, есть такие слова: «Живыми и мертвыми обладаяй, Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш». Мы исповедуем простую истину: вне зависимости от того, хочет человек или не хочет, верит он в это или не верит, он находится в руках Божиих, потому что Бог есть Жизнь и Источник жизни, и нет абсолютно никого, кто бы мог сказать дерзновенно или, лучше сказать, дерзко, что он сам себя вызвал из небытия по своему собственному решению и уйдет из этого мира по своему собственному решению, когда ему захочется (если, конечно, такой человек не безумец).

Мы исповедуем, что Бог Дух Святой, Дух Жизни, – Он дает жизнь и все находится в Его руках. Мы исповедуем, что по великому милосердию Божиему Бог Сын приходит на землю, воплощается и спасает человека через Свои крестные страдания, ниспослание Духа Святаго на человечество. А это значит, что, когда мы молимся об упокоении наших усопших сродников, мы обращаемся ко Господу с той же самой молитвой: чтобы не по заслугам их и не по заслугам нашим, не по молитвам нашим, а исключительно по Своему милосердию, ради спасения всякого человека Бог помиловал их.

И то смирение, с которым мы приходим и обращаемся ко Господу, особенно после долгой невозможности посещать храм, помогает нам верить, что эти молитвы доходят до Господа и Он милует наших усопших сродников, Он омывает, прощает их грехи, Он соединяет их с Собой, исполняя их Жизни Вечной, той, о которой сказал Христос: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10).

Но для человека, живущего на земле, исключительно важна память о том, что эта Жизнь, которая всегда готова излиться в наше естество и исполнить нас Духом, может быть пресечена по нашему своеволию. И это действие мы называем грехом. Грех есть средостение между нами и Жизнью, поэтому Господь призывает нас стараться как можно меньше грешить, как можно больше исправляться, вникая в самые важные законы духовного бытия, которые мы называем догматами Церкви. Эти догматы очень просто выразил Спаситель в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 3-4), блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 7).

В сегодняшний день накануне праздника Святой Троицы, когда мы все вместе соборно по милости Божией сможем помолиться: «Царю Небесный,… прииди и вселися в ны…», – будем обращаться к Нему не скороговоркой, а с памятью о том, что́ мы просим, чтобы Он действительно пришел и исполнил нас неизреченной радостью о том, что мы имеем великое предназначение – быть храмами для Духа вечной блаженной Жизни.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Субботу 7-й седмицы по Пасхе. 

Троицкая родительская суббота.

 

 06.06.2020