Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Казанского храма в Лосиноостровской и возглавил хиротонию архимандрита Петра (Зобова) во епископа Кудымкарского и Верещагинского

14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста) и преподобной Марии Египетской (522), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме.

За Литургией состоялась хиротония архимандрита Петра (Зобова) во епископа Кудымкарского и Верещагинского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта с.г. (журнал № 14) стал правящим архиереем Кудымкарской епархии (Пермская митрополия).

Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского округа, настоятель храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; протоиерей Олег Шалимов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы С.А. Мельников; православная молодежь Северо-Восточного викариатства, учащиеся воскресной школы при Казанском храме.

За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима; архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Анатолий Алефиров; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще; протоиерей Олег Шалимов; архимандрит Филипп (Понамарчук), наместник Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье (Шуйская епархия Ивановской митрополии); игумен Лазарь (Елистратов), настоятель архиерейского подворья Золотниковская пустынь (Шуйская епархия Ивановской митрополии); духовенство г. Москвы.

В алтаре молился протоиерей Андрей Литовка, секретарь Пермской епархии.

В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России Л.Э. Слуцкий; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; летчик-космонавт Герой России Е.О. Серова; член президиума Российской академии художеств, член Патриаршего совета по культуре народный художник РФ В.И. Нестеренко; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы С.А. Мельников; заместитель префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы Е.Д. Каданцев; глава управы Лосиноостровского района Р.А. Леонов.

За богослужением молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма, активисты православного общественного движения «Сорок сороков», православная молодежь Северо-Восточного викариатства, учащиеся воскресной школы при Казанском храме.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  Трансляция была выведена на большой экран, установленный на площади перед храмом.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Анатолий Тормозов, клирик храма Архистратига Михаила в Тропареве.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Кудымкарского и Верещагинского Петра на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Петр!

Благодать Непостижимого Духа Всесвятого, всех веков древнейшего, превосходящего всякий ум и скорость смысла (трипеснец в четверток Пятьдесятныя недели), почивающего в пророках и действующего в апостолах (канон в среду Преполовения на утрене), ныне излилась обильно и на тебя, дабы укрепить в предстоящем новом делании — архипастырском служении.

Решением Священного Синода ты направлен в Кудымкарскую епархию, где тебе предстоит заботиться о развитии всех сторон церковной жизни, о возведении новых храмов и созидании крепких православных общин. Ты призван стать добрым соработником митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия, главы митрополии, который ныне участвовал в твоей хиротонии.

Кудымкарская епархия — незнакомый тебе регион, поэтому будь осмотрительным и рассудительным в своих решениях, не спеши менять всё и сразу, как это иногда бывает, не стесняйся показать, что чего-то не знаешь, но с благодарностью принимай советы окружающих тебя — как клириков, так и уважаемых мирян. И никогда не бойся спросить совета! Самонадеянность и гордыня, которые мешают людям спросить совета, — еще и проявление глупости, потому что добрый совет — это источник тех знаний, которых у человека может не быть. Надеюсь, многолетний опыт работы в Шуйской епархии поможет тебе наладить взаимодействие с пастырями и добиться высокого уровня организации церковной жизни во вверенном тебе уделе.

Епископское делание многотрудно и многообразно: оно потребует от тебя не только многих сил, но и многих знаний и способностей. Больше способностей, чем тебе дал Господь, ты уже не сможешь приобрести — это дар Божий. Вот почему я часто говорю архиереям: не жалейте себя; всё, что вам дал Господь, отдавайте на дело служения. Ведь добавить Господь не добавит, но если неправильно распоряжаемся Его дарами, то убавит. Хотел бы отметить важность умения выстроить добрые отношения и добрый диалог с местными властями. Необходимо развивать миссионерское служение, осуществлять социальную деятельность, то есть творить добрые дела как на уровне своей личной жизни, так и на приходах во всей епархии. Очень важно работать с молодежью. И когда я подчеркиваю эту архиерейскую ответственность, это не дань моде, а понимание того, что старое поколение, воспитанное в традиционных христианских убеждениях, уходит из жизни, а приходят новые люди, не всегда из христианских семей. Поэтому огромная ответственность архиерея — обращать ко всем свое слово понятно, разумно, убедительно. И в первую очередь это связано с твоим отношением к молодежи, с налаживанием ответственной пастырской работы.

То, о чем я говорю, должно стать неким прочным фундаментом, без которого все может рассыпаться, как построенный на песке дом. Но помимо того, что мы описываем фундамент рационально, в неких категориях мысли, он имеет также духовное и, я бы сказал, мистическое измерение. К этому измерению ты должен регулярно приступать через участие вместе со своей общиной в Божественной литургии, которая есть центр духовной жизни, позволяющий людям реализовывать свою устремленность ко Христу, дабы, по слову апостола Петра, все были единомысленны, сострадательны, милосерды и дружелюбны (1 Пет. 3:8).

Обращаясь ко Господу, ежедневно молись не только о себе, но и о вверенных тебе пастырях и пастве, о мирянах, которых ты знаешь. Приводи себе на память Первосвященническую молитву Спасителя: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое <…>, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Проси и ты у Христа и Спасителя нашего о единении своих чад, ибо такая общность есть свидетельство их любви к Богу и друг ко другу. Призывай паству свою к этому единству в проповедях и наставляй чаще приступать ко Святой Евхаристической Чаше. Стремись к тому, чтобы чада твои желали соединяться со Христом за Литургией, на которую они приходят, — конечно, при должной подготовке к этому великому таинству, но и проявляй определенное пастырское снисхождение. Ведь если каждому мирянину, особенно к тем, кто много трудится, мы будем предъявлять все требования церковного Устава, то многие точно не смогут все это исполнять.

Пусть в каждом приходе налаживаются подлинно христианские отношения, а это есть не что иное как система взаимопомощи: чтобы пожилые и немощные люди не оставались без внимания и поддержки, чтобы молодежь была вовлечена в жизнь общины, чтобы дети тоже участвовали в богослужении — например, пели в хоре. Во многом именно от тебя зависит, будут ли клирики епархии стараться организовывать такие отношения во вверенных им приходах и какие приоритеты будут установлены в каждом конкретном храме. И если, посещая храм, ты поймешь, что служение священника не вызывает у тебя чувство удовлетворения, задай себе вопрос: быть может, он соблазнился моим неправильным примером?

В своих трудах на ниве Христовой избегай прежде всего равнодушия, ибо из-за него человек становится теплохладным и безвольным, а от тебя требуются ревность о деле Божием, живое участие в жизни духовенства и верующих и искреннее желание сделать их единым целым. «Как огонь, попадая на сухие деревья, обращает их в один горящий костер, а над влажными не оказывает никакого действия <…>, так бывает и здесь: холодность душевная не способствует к соединению, а большей частью теплота», — учит нас Иоанн Златоуст (Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 9). Внемли этим мудрым словам и стремись к тому, чтобы сердце твое горело любовью к Богу и желанием привести людей к Нему.

Вспомни, как Спаситель, увидев множество народа, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6:34). Так и ты проявляй милосердие к тем, от кого тьма века сего заслоняет Солнце Правды, к тем, кто при видимом благополучии страдает от потери смысла жизни, к тем, кто не находит в себе готовности и внутренних сил, чтобы работать над своей душой, бороться с ленью, расслабленностью и дурными наклонностями. Знай, что люди нуждаются в наставниках, которые проповедовали бы им слово Божие (Евр. 13:7). Люди нуждаются в духовном водительстве, в полезном назидании, во внимании и участии, но более всего — в личном примере.

Всего этого ожидает от тебя твоя паства, к которой ты направляешься, обогатившись великими дарами, ибо любовь Божия излилась в сердце твое Духом Святым, данным тебе (Рим. 5:6). Пусть эта любовь согревает тебя не только сегодня, но во все дни, пусть она лежит в основе твоих слов и поступков, помогает не превозноситься над людьми, но объединять их и вместе с ними идти стезей спасения.

А теперь прими жезл сей и, благословив народ Божий, ныне молившийся с нами о даровании тебе непорочного архиерейства, гряди к новому месту своего служения. По слову апостола, Бог же терпения и утешения да дарует тебе быть в единомыслии со всеми, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5-6). Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.

Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской протоиерей Олег Шалимов приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству список Тихвинской иконы Божией Матери.

Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством я совершил сегодня богослужение в этих стенах. Отец настоятель напомнил, сколь непростой была наша с вами общая дорога к этому храму. Но ведь сила Божия сильнее любой человеческой силы и силы диавольской. И возникает вопрос: почему же в каких-то случаях сила Божия так ясно себя проявляет, а в каких-то случаях этого не происходит — даже в ответ на молитву? Ведь Бог любит всех — и верующих, и неверующих, представителей разных религий. Это всё Его дети, а вот отвечает Он почему-то не всем. От чего же это зависит? Приемник всегда включен — всегда! — и всегда на правильной волне. А вот наши передатчики работают плохо. Либо они заржавели, потому что их давно не использовали, либо устарели, то есть в молитву мы не включаем свое собственное, актуальное содержание, отделываемся какими-то заученными фразами. Ну и много других причин, почему наши передатчики работают плохо и несовершенно. Так вот, задача Церкви заключается в том, чтобы у православных христиан появился опыт живой связи с Богом. Чтобы они почувствовали, что означает, когда Бог слышит молитвы.

Правда, в условиях комфортной или относительно комфортной жизни, в отсутствие особых стрессов мы теряем способность обращаться к Богу с такой силой и таким дерзновением, когда Он непременно нас слышит. Сейчас мне приходится часто общаться с нашими воинами. Вот так, как они молятся, особенно перед тем как идти в атаку, мы с вами не молимся. Для них молитва — это не заученный текст; для них молитва — это крик души о помощи. Жить или не жить, вернуться здоровым или инвалидом — и сила молитвы творит чудеса…

Конечно, Господь проводит через испытания и верующих людей. Разве не проводил Он через испытания святых апостолов, а затем мучеников, исповедников, тех самых, которых терзали дикие звери на аренах римского цирка? Но все эти страдания побеждались внутренней силой, которую люди обретали через реальное соприкосновение с Богом, через чувство сопричастности Бога к их жизни.

Вот для того чтобы было так, и мы должны молиться по-настоящему. Опять-таки скажу: в комфортных условиях, выпив чайку или кофейку, подошел к образам, перекрестился, посмотрел на часы — на работу пора ехать, — а цепь может и не замкнуться… Скорее всего не замкнется, потому что передатчик не работает. Только включили, а на должную чистоту не поставили. Молитва всегда должна быть осознанной, сердечной, искренней, горячей. Мы должны с Богом говорить так, как мы говорили с родителями, а в каких-то случаях более откровенно, более сердечно, более искренне. Вот если научимся так молиться, то почувствуем обратную связь.

Может быть, кто-то сейчас придет домой и скажет: «Вот попытаюсь». Нахмурит брови, станет на молитву, сосредоточится — но вряд ли у него получится. Потому что молитва — это не просто слова и не только умонастроение. Это осознание и переосмысление своей жизненной философии, того, как мы относимся к родным и близким, к жене или мужу и к детям, к своим коллегам. Молитва сильна тогда, когда мы начинаем жить по-христиански. Нельзя жить по-язычески, делать беззаконие, творить зло или быть безразличным к людям, а потом включать свой передатчик, надеясь, что сигнал будет принят Богом.

Другими словами, религиозная жизнь — это особое движение, двустороннее, от человека к Богу и от Бога к человеку. Но это движение требует внутренних сил, силы воли, силы чувств и, конечно, осознанных убеждений. Если вера перестает связываться с мировоззрением, если она становится частью национального фольклора или обрядности — куличи посвятить, еще что-то сделать, — то это все не то. Это хорошо, но этого совсем недостаточно.

Вот поэтому каждый современный верующий человек — а большинство людей сейчас достаточно образованные, способные анализировать свою жизнь — должен совершенно особенно отнестись к своей религиозности. Не только быть уверенным на рациональном уровне в бытии Божием — ведь это достаточно просто. Взглянуть хотя бы на историю и понять, что есть события, которые необъяснимы с точки зрения человеческого разума. Можем вспомнить о таких событиях и в нашей отечественной истории. Так, необъяснимой была — я уже об этом говорил — победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Вся Европа, до зубов вооруженная, с опытом ведения современных войн, с оружием, какое нам и не снилось, — несоизмеримая сила! И ведь вначале отступали от этой силы! Что же потом произошло? А то, что в нашей безбожной стране людям разрешили молиться и верить в Бога. И этот поворот к вере в тяжкое время войны был искренним движением сердец наших людей.

Вот сегодня мы живем — еще раз хочу подчеркнуть — в очень благополучной среде. Большое количество верующих людей, в том числе во власти, в бизнесе. Однако в таких условиях очень легко стать теплохладным, привыкнуть к каким-то обрядовым действиям. Но необходимо соотносить свою жизнь с Божиим законом, подвергать себя абсолютно беспристрастному анализу и, определив свои дурные, а иногда и гадкие черты, искренне, со слезами молиться и каяться пред Богом, а потом и на исповеди.

Конечно, возникают иногда сложные ситуации, например, когда приходящий на исповедь занимает достаточно высокое положение в обществе. Знаю, что не все готовы исповедоваться в грехах, придя в храм. Может быть, на первых порах те, кому сложно исповедоваться в храме, должны в первую очередь дома, перед иконой исповедовать все то, что они считают нужным сказать Господу, а потом, может быть, поехать куда-нибудь, где никто никого не знает, и там уже все рассказать. Так мы научимся через исповедь освобождаться от наших грехов, от нашей неправды и облегчать нашу душу.

Ну, а сегодня — еще раз хочу сказать — замечательный день, когда мы освятили храм. Храм дает возможность приходить на богослужения и тем, кто ранее не мог этого сделать из-за больших расстояний. Очень важно, чтобы появление храма возбудило в людях ревность о своей духовной жизни, желание быть ближе к Богу, чаще обращаться к Нему за помощью, чаще освобождать душу свою от бремени греховного, которое может действительно погубить человека для этой жизни и для жизни вечной.

Пусть Господь всем нам помогает. Живем, как говорят, в непростое время, хотя простых времен никогда не было. И да поможет нам Господь в этих непростых обстоятельствах быть Ему верными, сохранять веру в Него, делать все, что только можем сделать, чтобы не творить людям зла. Если чувствуете, что вас нечто толкает к совершению зла — уходите от этого! Это не от Бога, не от ангела света. Если хотите сказать неправду — помолчите. Если вас заставляют сказать неправду, сделайте вид, что не можете сейчас ответить на этот вопрос, найдите способы. Просто начните именно так сопротивляться злу, мало-помалу, и каждый через некоторое время почувствует, какие большие изменения произошли в его мировоззрении, в его взглядах на жизнь, на окружающих, на родных и близких.

Вот для этого — еще раз хочу сказать — мы строим храмы там, где они бы никогда не были построены, если бы не принятая нами Программа строительства новых храмов и замечательная поддержка со стороны наших мирян. Всем им низкие поклоны и благодарность. Потому что у Церкви нет средств, чтобы строить сегодня сотни храмов в городе Москве; и когда я начинал эту Программу, многие, как я уже говорил однажды, утверждали, что вообще ничего не получится. А все ведь получается! Получается именно потому, что не Патриарх, не архиереи, не священники строили — народ строил эти храмы. А если он строил и строит эти храмы, значит они нужны нашему народу. И пусть благословение Божие пребывает над теми, кто внес свою лепту в строительство, кто им руководил, кто физически совершал это строительство. И моя молитва к Господу еще и о том, чтобы приход, созданный в этих особых условиях под влиянием высокого энтузиазма, сохранялся и приумножался, чтобы сюда приходили папы и мамы, бабушки и дедушки, дети и внуки. И да хранит всех вас Господь и да помогает идти по тому единому истинному пути, который приводит человека к благополучию в этой жизни и к Царству Небесному в жизни будущего века. Аминь».

В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону Святой Троицы.

Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам и помощи в строительстве храма Казанской иконы Божией Матери — Патриаршего подворья в Лосиноостровской г. Москвы наград были удостоены:

  • настоятель храма протоиерей Олег Шалимов — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • заместитель префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы Е.Д. Каданцев — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • первый заместитель генерального директора ООО «Инновационный комплекс «Юго-Восток»» А.Н. Недбаев — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • глава управы Лосиноостровского района г. Москвы Р.А. Леонов — Патриаршей грамоты;
  • глава управы Бабушкинского района г. Москвы А.М. Кузьмин — Патриаршей грамоты.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Еще раз всех вас поздравляю с историческим событием для жителей этого места, для церковного сообщества нашего, не только пребывающего на Московской земле, но и вообще для всей Церкви, потому что открытие нового храма — это праздник всей Церкви. Храни вас Господь!»

На выходе из храма состоялось краткое общение Святейшего Патриарха с активистами движения «Сорок сороков».

***

6 марта 1916 года по старому стилю, во второе воскресенье Великого поста, было освящено место строительства храма в Лосиноостровской. Предполагалось, что церковь Троицы Живоначальной в Лосиноостровской будет двупрестольной, второй престол — в честь Казанской иконы Божией Матери. Строить начали именно с Казанского придела. Средств, собранных местными жителями, хватило лишь на Казанский придел, со звонницей.

В конце 1930-х годов храм был разрушен.

Ровно через 100 лет, на Страстной седмице 2016 года, в Лосиноостровском был освящен временный деревянный храм святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, знаменуя тем самым начало нового этапа возрождения духовной жизни в этом районе.

11 мая 2019 года архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Западным викариатствами, совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Двухэтажная Казанская церковь была возведена в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Архитектор храма — протоиерей Андрей Юревич в соавторстве с Владимиром Медиевским. Первая Божественная литургия в нижнем храме была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2021 года, а в верхнем храме — на Пасху 2023 года.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси