Дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и передаю наставление и поздравление с престольным праздником от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Церковное православное почитание архистратига Божия Михаила и всех небесных сил бесплотных восходит к временам глубокой древности, к первым столетиям христианства, когда возникали различные еретические представления об ангелах как о неких творцах или спасителях этого мира. Но Церковь утверждает подлинное, основанное на Священном Писании и Предании учение об ангелах. Хотя мы и мало знаем об этом мире, или даже мирах, имея, например, лишь общее представление о девяти чинах ангельских, но что-то нам всё-таки оькрыто. Прежде всего – это утверждение о том, что они не творцы. И у нас с ними общий Творец – Господь. В первых словах Книги Бытия, с которой начинается всё Священное Писание, – «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), – многие святые отцы, толкователи, видели указание на сотворение мира духовного. На то Небо, которое превыше видимого неба: так, Бог сотворил не только наш материальный мир, но и мир ангельский. И всё это объемлется выражением «небо и земля».
Ангелы могут быть названы нашими старшими братьями, потому что были сотворены ранее. Будучи бесплотными служителями Божиими, постоянно предстоящими Его престолу, они во многом могущественнее людей. Но вместе с тем Писание называет их «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (см. Евр. 1:14). И так, видимо, было с самого начала бытия этого мира: Бог избрал их орудием Его промысла в этом мире. И более того, в этом же послании апостол Павел цитирует стих из псалма: «Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8:5-6). «Малым чим от ангел» – то есть, не намного умалил Творец человека, венец творения видимого мира, перед ангелами. Есть и второе, более глубокое возможное понимание этого фрагмента Писания: человек умален от ангелов ещё и ненадолго.
Действительно, человек – младшее творение, более слабое, поражённое грехом и злом. И хотя последнее также возникло изначально не в нашем мире, именно человек по своему недомыслию отворил для него врата и впустил его в свою жизнь. В Книге Откровения, пусть прикровенно и таинственно, сказано, что архангел Михаил и ангелы его воевали против дракона и его ангелов, и свержен был с неба дьявол – древний змий. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).
Апокалипсис содержит указание не только на то, что происходило когда-то давно, возможно, даже прежде появления человека, но и на то, что происходит сейчас. Эта борьба ведётся и поныне. И хотя зло порой имеет вид непобедимой силы и претендует на последнее слово в этом мире, утверждение своего господства в нём, в человеческих сердцах и истории, будем помнить о том, кто сверг сатану с неба со словами: «Кто как Бог?». И затем – о том, что ни ходатай, ни ангел, ни даже архистратиг Божий Михаил, а Сам Господь явился в этом мире для спасения человека, чтобы вырвать нас из этой самопровозглашённой власти «князя мира сего» и даровать нам свободу. Господь, Спаситель наш, взошёл на небо и открыл нам путь, чтобы сопричислить нас к ангелам своим, ко всей Небесной Церкви, вознести человека и прославить. На языке святых отцов это называется обожение – спасение человеческой природы. И уже тот факт, что Господь воплотился ради спасения человека и Сам стал Человеком, – не ангелом, херувимом или серафимом, – говорит о несказанной высоте, несказанной славе, которая уготована Богом в Его замысле именно для человеческой природы, для каждого из нас.
Об этом мы сегодня вспоминаем, эти мысли и переживания приходят сегодня в наше сердце. И каким бы непобедимым и страшным ни казалось зло, как бы ни кричала об этом окружающая нас реальность, будем же всегда помнить, что последнее слово – всегда за Богом. И если Он за нас, то кто против нас? Сердце человеческое и мир наш с его историей – это арена борьбы. Но Откровение Иоанна Богослова говорит нам, чем эта борьба завершится: торжеством Бога, света и любви. Будем же нести эту надежду, этот свет и эту радость в своей жизни каждый день, не поддаваясь, не прогибаясь под зло, борясь с ним прежде всего в сердце и душе, освещая наши жизни и жизни окружающих нас светом Христовым, любовью и милосердием – верностью заповедям Христовым. И будем всегда помнить эти бессмертные слова, ставшие самим именем архистратига воинства Господня: «Кто как Бог?». Аминь.
21 ноября 2024 года,
Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле города Москвы