Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю с воскресным днём и принятием Святых Христовых Таин! Сегодня мы услышали слова из Послания к Галатам святого апостола Павла – это самый конец, завершение послания. Вспомним текст, чтобы отметить несколько моментов для нашего общего назидания:

«Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь» (Гал. 6 : 11 — 18 ). 

Послание к Галатам было посвящено теме оправдания через веру независимо от дел закона. Иудействующие учителя смущали совесть первых христиан заявлением, что для спасения необходимо соблюдать прежде всего Моисеев закон. Они утверждали: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (см. Деян. 15:1). И для апостола Павла, как и для других апостолов, которые обсуждали эту тему на Иерусалимском соборе, вопрос был принципиальным. Что спасает человека: закон Моисеев или же Сам Господь? 

Апостол Павел всегда бескомпромиссно отвечает: человек оправдывается верой в Иисуса Христа, независимо от закона. Конечно, имелся в виду закон ветхозаветный, с его жертвами, храмом в Иерусалиме, соблюдением субботы или, на чем больше всего настаивали иудействующие учителя, обрезанием по закону Моисееву. Но ведь этот вопрос гораздо шире, почему и сегодня Церковь предлагает нам это чтение: хотя мы и живём в Новом Завете, иногда наше сознание по какой-то общечеловеческой инерции работает так, словно мы застряли в доисторических временах религиозной истории, когда люди обращались к Богу (или языческим богам), принося жертвы и будучи убеждёнными, что этими жертвами они заслужили себе какую-то награду, победу, благодать…

В Ветхом Завете сохранялись те же законнические отношения между человеком и Богом, фарисеи видели основание своей праведности именно в соблюдении закона: якобы чем больше заповедей они выполняют, тем они более праведны. Конечно, эта внешняя праведность была лицемерием. И даже апостол Павел, который был до обращения ко Христу фарисеем, как человек горячей и искренней веры прекрасно понимал: никакой человек не способен исполнить закон во всей его полноте, в какой-то заповеди он обязательно прегрешит, будет «преступником перед законом» (см. Иак. 2:9). Внимание на это апостол Павел обращает в разных посланиях: он приходит к выводу, что закон открывает человеку глаза на его греховность. Когда человек видит свою неправедность перед Богом, свою оторванность от Него и непособность к Нему вернуться, он осознаёт свою болезнь, – а это уже немало. 

И когда в лучших умах и душах человеческих стало происходить это осознание, тогда и было явлено спасение от Бога во Христе, был искуплен весь наш мир драгоценною Кровью Иисуса Христа. А значит, что спасение – это великий дар и благодать, которые не зависят ни от каких наших заслуг, мнимых или реальных. Нет никаких таких достижений, которыми бы мы заслужили себе спасение: только Господь может исправить ту разорванность, в которой пребывает человек, уничтожить эту разделяющую нас пропасть, соединить Небо и землю. Простой человек был неспособен это сделать, а Христос, воплотившийся в Человека Бог, в Себе Самом и уничтожает это расстояние и примиряет нас с Богом. 

Весь пафос богословия апостола Павла – именно в этом. Мы оправдываемся верой во Христа, независимо от дел закона. И это, конечно, вовсе не значит, что под верой мы мы понимаем какое-то отвлечённое убеждение – мол, Бог есть, мы просто верим в Его существование и этого нам достаточно; такая вера пуста.

У апостола Иакова, к которому уже отсылали слова выше, говорится: вера без дел мертва (см. Иак. 2 : 17 ). И вера у апостола Павла – это всегда безграничное доверие Богу, и это всегда – образ жизни и образ действия. Это не отвлечённое теоретизирование, а ежедневная жизнь Церкви и конкретного человека, которая проявляется в поступках и отношении к ближнему и основана на этом безграничном доверии Богу. 

«Видите, как много написал я вам своею рукою», – апостол Павел, согласно античной традиции, диктовал свои послания (см. Гал. 6 : 11 ). И кто-то из учеников, как скорописец или, по-гречески, стенограф, записывал за ним. Но в конце апостол Павел всегда самостоятельно, собственноручно ставил автограф. Как правило, это: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами». Чем уникален этот отрывок послания – здесь автограф расширяется в довольно большой фрагмент, в целое зачало, которое мы сегодня услышали. И дальше: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (Гал. 6:12-13). Внешний показатель условного успеха для иудействующих учителей заключался именно в передаче своих отеческих традиций уверовавшим во Христа язычникам. Но это бессмысленно, и апостол Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Ничто в этом мире не могло спасти человека, даже закон Ветхого Завета. Он не спасал; он, как мёртвая буква, неспособен любить, а потому лишь выносил приговор: человек виновен перед Богом. Любит же и спасает только Сам Господь, Спаситель; Он Своим Крестом разрушает вражду между Богом и человеком, Он сошёл во ад из любви к человеку и ради его спасения. Вот о чём говорит апостол Павел. 

«Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15), – раньше весь мир делился на богоизбранный народ (то есть, иудеев) и всех остальных (язычников и варваров). Но теперь и это разделение разрушается и ничего не значит: новое творение, о котором говорит апостол, есть Церковь, Новый Израиль Божий, Дом для всех народов, для каждого человека. И во многом благодаря именно деятельности апостола Павла христианство перешагнуло границы иудейского мира. Как мы видим из книги Деяний Апостольских, первоначальная вера во Христа распространялась довольно стремительно среди иудеев. Но для иудеев по плоти и по вере принятие Господа Иисуса Христа означало исполнение всех пророчеств, всего Ветхого Завета. Они не считали, что они изменили своей вере и избрали иную; им был обещан Мессия, и они Его узнали… Однако внешне они продолжали соблюдать древние законы, что для Церкви было тупиковым путём. Ведь даже если бы весь Израиль обратился таким образом ко Христу, вселенская миссия – призвание всех народов – не могла быть исполнена. То, что Церковь становится именно Церковью Вселенской, а не течением внутри иудаизма, – наиболее всего заслуга именно апостола Павла. Все народы, и мы в их числе, составляют народ Божий, Новый Израиль, где есть место для каждого человека. 

«Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17), – очень важный, часто неправильно понимаемый текст. В греческом тексте здесь стоит «стигматы»: апостол Павел говорит о каких-то видимых знаках исповедничества за Христа. Возможно, это были следы от ударов или истязаний, либо некая телесная немощь, на которую он намекал в другом месте этого же послания (и от которой просил избавления у Господа, но, получив ответ «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (см. 2 Кор. 12 : 9 ), принял со смирением это испытание). Но что это значит для нас? Греческое слово στίγματα, или «стигматы» буквально означает «знак», «клеймо». В античном мире такие клейма ставили на рабах, домашнем скоте, чтобы обозначить принадлежность хозяину.

И говоря, что он носит на себе язвы Господа Иисуса Христа, он провозглашает себя рабом Божиим – и больше ничьим. Он свободен от всего: от мира, от закона и от человеческого мнения. Он следует только за Христом, а это высочайшая степень свободы для каждого человека. Если мы постараемся применить это высказывание к себе, для нас этими «язвами», внешними знаками принадлежности ко Христу могут служить прежде всего наши добрые дела, которые следуют из нашей веры и нашего всецелого доверия Господу. И сегодняшнее Евангелие нам поясняет, как мы можем следовать за Ним и выстраивать свою жизнь – относясь к ближним подобно милосердному самарянину. Нет границ для любви Божией, для того, чтобы мы были провозвестниками этой любви, её орудиями и соработниками в этом мире!

Будем нести со смирением и достоинством эти знаки принадлежности ко Христу. Как говорит апостол Павел в том же послании чуть выше, прямо перед зачалом: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» ( Гал. 6 : 10 ). Будем же и мы делать добро всем, будем истинными свидетелями, учениками и соработниками Господа нашего и Спасителя в этом мире! «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братья, аминь!» (Гал. 6:18).

24 ноября 2024 года,
Храм Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово города Москвы