Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Совсем немного времени осталось до встречи светлого праздника. И нынешний воскресный день называется Неделей перед Рождеством Христовым, святых отец. Если в прошлое воскресенье, в Неделю святых праотец, мы с вами вспоминали всю ветхозаветную Церковь, то сегодняшний день мы посвящаем особо избранным святым Ветхого Завета. Среди них были и предки Христа по плоти.
Сегодня прозвучало удивительное Евангелие – это самое начало Нового Завета и самое начало Евангелия от Матфея. Оно начинается словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф. 1:1-2) и так далее. Для современного человека, внимающего этим строкам, кажется непонятным: зачем в самом начале Новозаветного Писания приводить столь длинный список имён, которые нам мало что говорят? Однако вспомним, что евангелист Матфей, согласно преданию, писал своё Евангелие для иудеев, чтобы они уверовали во Христа. А для иудейского народа чрезвычайно важны были подобные родословия, ведь именно благодаря им они и подтверждали свою принадлежность к народу, с которым Бог когда-то заключил Завет. Тот, кто не мог подтвердить свою принадлежность к богоизбранному народу, исключался из него как отверженный и нечистый. Потому особое место в этой родословной принадлежит Аврааму, с которого начиналась история этого народа.
Другая знаменательная фигура, которую приводит Матфей, это царь Давид, богоотец и пророк-псалмопевец. Согласно древним пророчествам, Мессия (то есть Спаситель, Царь) должен быть «из корени Давидова». Иудеи ждали именно такого царя, который восстановит земное царство Израиля, который в блеске и славе превзойдёт царства Давида и Соломона. Таким образом, для тех, кто впервые читал это Евангелие, для аудитории евангелиста Матфея доказывалось, что во Христе исполнились все пророчества. В том числе – пророчество Исайи, которое также приводится здесь Матфеем: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), что означает – «с нами Бог».
Все пророчества исполняются во Христе, но для каждого из нас, кто сегодня слышит или читает эти строки, это место звучит ещё более глубоко и по-особенному. Ведь каждое имя в этом списке – это благовестие о том, что Бог стал одним из нас, Он вошёл в человеческую семью, стал, говоря словами святых отцов, «сотелесным» роду человеческому. Тогда как всё человечество происходит от Адама, который стал виновником смерти, Господь Иисус Христос стал Новым Адамом, согласно богословию апостола Павла. И от Нового Адама проистекает жизнь роду человеческому, через Его единство с нами благодаря Воплощению, благодаря нашей общей природе и благодаря тому, что мы имеем возможность, по слову апостола Петра, быть причастниками природы Божественной (ср. 2 Пет. 1:4). «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», – так сказал об этом в IV столетии святитель Афанасий Великий. Господь явил Свою жизнь и Свою любовь в этом мире, чтобы мы стали причастны Его жизни и Его любви не только в нашем мире, но и в вечности. В этом вся суть Евангелия, в этом — вечно новый и вечно радостный смысл евангельского провозвестия.
И начиная праздновать светлый праздник Рождества Христова, не будем никогда забывать, что Бог воистину с нами. Он не оставил Свой народ, не оставил Своё творение, но, как мы произносим в молитве перед Крещением, Он «пришел еси и спасл еси нас». В Крещении мы становимся Его народом, в таинстве Евхаристии мы соединяемся с Ним теснейшим и реальнейшим образом. Он вошёл в нашу жизнь – откроем же для Него двери нашего сердца. Не будем избегать Его или изгонять Его из нашей жизни, потому что тайна спасения заключается не только в том, что Бог совершает его для нас, но и в том, что человек призван свободно ответить на эту Божию любовь, этот Божий призыв.
Постараемся же найти ответ в своей жизни и принести его Богу с любовью и с благодарностью. Аминь!
«Христос рождается – славьте, Христос с небес – встречайте!»
5 января 2025 года,
Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы