Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Рождество Пресвятой Богородицы

Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником и с 165-летним юбилеем этого храма! Имя Пресвятой Богородицы окружено большим почитанием в Церкви с самых первых веков христианства, и особенно на Руси. Многочисленные храмы и монастыри, построенные в Ее честь, празднования в честь многочисленных икон, это выражение именно народной любви. И та же народная любовь с самых незапамятных времен, с самого начала христианства, собирала по крупицам сведения, которые можно было найти о Ее детстве, о Ее рождении, о кончине Ее жизни — всё то, что не вошло в евангельские повествования, но однако же вызывало трепет, чувство радости, чувство благоговения и интерес. И в частности, повествование о Рождестве Пресвятой Богородицы, которое дошло до нас благодаря незаписанному преданию и из которого мы узнаем чудесным образом сохранившиеся до нас имена Ее родителей — Иоаким и Анна. Мы узнаем, что рождение Пречистой Девы Марии, будущей Матери нашего Спасителя, произошло, когда Ее родители были уже в преклонном возрасте. Они которые вели праведный образ жизни, но были бесчадны. Вспомним представления того времени — все считали, что бесчадие это наказание за грехи.

И тем не менее, эти праведники не оставляли надежды, не оставляли упования, не оставляли своих молитв и продолжали хранить верность Богу, несмотря на «поношение безчадства», как говорится в кондаке праздника. И происходит невероятное! Словно бы вернулись древние времена, когда Бог послал Аврааму сына в глубокой старости или матери пророка Самуила в ответ на ее молитву Бог даровал рождение будущего пророка. Рождением Пречистой Девы Господь открывает нам, что спасение, которое должно совершиться — следствие особого вмешательства Бога в историю. Это не естественный ход событий, но в то же время, само это вмешательство Бога в историю, является ответом на все чаяния, на все вопрошания людские. Это ответ не только на молитву праведных Иоакима и Анны, а на молитвы всех праведников от Сотворения мира, ожидавших спасения, чающих спасения, сквозь все невзгоды, тяжести и ужасы этого мира хранящих верность Богу. И несмотря на все падения, на все зло, которое творит человек, Господь обращает внимание на верность, может быть избранных, и, отвечая на их молитву, делает возможным наше с вами спасение.

Праведные Иоаким и Анна для нас с вами могут служить образцом подлинного отношения к дарам Божьим. Для них таким даром стало рождение самой Пречистой Девы в их преклонном возрасте. И они с благодарностью посвящают Богу этот дар — вскоре мы будем вспоминать Введение во храм Пресвятой Богородицы. И наше отношение к дарам Божьим призвано быть благодарственным, когда мы Божии дары, благодеяния, все что окружает нас, посвящаем Богу для того, чтобы все это наполнилось Божиим присутствием и своим истинным предназначением, потому что только тогда это может принести подлинную пользу и для нас, и для окружающих нас людей. И Господь, как бы принимая этот Свой дар, который которые они Ему приносят с благодарением, посвящая Пречистую Деву на служение Ему, снова возвращает этот Свой дар нам — уже не одним Иоакиму и Анне, а всему человечеству, делая возможным наше спасение. Потому что в лице Пречистой Девы мы видим Ту, Которой Господь предуготовил быть Матерью нашего Спасителя. «Радуся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая», — так воспевает Ее одно церковное песнопение. А еще мы обращаемся к Ней словами Акафиста: «Радуйся, заря тáинственного дня!». Пришествию Солнца правды — Христа — в этот мир, погруженный во мрак греховной ночи, предшествует рассвет, появление зари. И сегодня мы это вспоминаем, сегодня мы празднуем появление этой зари.

Но даже теперь пришествие Солнца правды еще было не предопределено само по себе. В том, что наше спасение стало возможным, глубочайшая заслуга и самой Пречистой Матери нашего Спасителя. Если мы задумаемся над этим, то поймем, что это не какая-то данность, которая суждена была Ей от рождения. Она прошла путем святости, смирения, чистоты, верности Богу, молитвенного предстояния перед Ним, глубочайшего смирения перед Ним.

Можно с полным правом говорить, что в мире еще не было и, вероятней всего, не будет человека такой святости и такой чистоты, такого смирения перед Богом. И вот эта святость, эта чистота, это доверие Богу открывает двери для нашего спасения. Вспомним повествование о Благовещении, когда она сказала в ответ на весть о рождении Спасителя от нее, безмужней Девы, «Се, раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). «Се, раба Господня…», «се, раб Господень…», — эти слова должны стать и нашей молитвой, выражением и нашего предстоянием перед Богом. Не случайно ведь Ее Божественный Сын, Господь наш, научил нас этой же молитве «…да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), и Сам Он молился так накануне страданий. Это главный урок, который нам дает Пречистая Матерь, а вместе с Ней и Спаситель наш. Это образец преданности Богу, образец глубочайшего смирения, образец глубочайшей чистоты и доверия Ему. И вот, это смирение, это доверие и эта верность производят невозможное, с человеческой точки зрения — наше спасение. Бог, являя Свое спасение, Сам становится человеком, одним из нас, ради каждого из нас.

Обо все этом мы размышляем в контексте праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вглядываясь в самую суть этого праздника, мы увидим ещё множество смысловых оттенков, некоторые из которых мы только что услышали. Будем и дальше с любовью вчитываться в слова Священного Писания, в святоотеческие наставления, внимать церковным поучениям этог дня и всех других церковных праздников. А главное, постараемся не только внимать, но и жить согласно Слову Божию, согласно этим смыслам, согласно этой радости, которая нам открывается и в молитве, и в предстоянии перед Богом, и в Причастии, и в почитании Пречистой Матери нашего Спасителя и в почитании многих святых, которые также являются для нас и образцами, и молитвенниками, и наставниками, помогая нам идти путем спасения. Но самое главное будем помнить, что с пришествием в мир Девы, после того, как воссияла Заря тáинственного дня — взошло Солнце Правды, Которое уже никогда не закатится, но навсегда остаётся с нами. Господь Иисус Христос всегда с нами, и Он делает нас причастниками Своего Царства и Своей жизни. Аминь.

21 сентября 2024 года,
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине города Москвы