Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, всех вас сердечно приветствую и поздравляю с престольным праздником этого замечательного храма и его общины, и прежде всего передаю приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление» – воспевает сегодня Церковь. Мы довольно легко можем понять первые слова – «спасения нашего начало». Но что означает «таинство от века»? О каком таинстве речь? Спасение мира и Боговоплощение были в замысле Бога прежде создания мира, и даже если бы первый человек, Адам, не согрешил, то замысел Бога о единстве с человеком оставался бы неизменным. Этот постарался запечатлеть в своём великом произведении наш русский иконописец преподобный Андрей Рублёв. Он использовал традиционный для иконописи сюжет – «Гостеприимство Авраама», – однако вложил в него совершенно новый глубокий богословский смысл. Это решение внутри Святой Троицы как о творении человека, так и о его последующем спасении. Неслучайно средний Ангел, облачённый в одежды Иисуса Христа, словно благословляет жертвенную чашу, стоящую на престоле. Именно это таинство от века и воспевает сегодня наша Церковь, повествуя о начале его исполнения – о начале нашего спасения.

«Сын Божий Сын Девы бывает» – это праздник Боговоплощения, который идёт в неизменной связи с Рождеством Христовым. Но не в Вифлеемском вертепе происходит воплощение Бога Слова, а в тот самый момент, когда Пречистая Дева отвечает небесному вестнику: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Бог становится Человеком нашего ради спасения, а Она, Богородица, становится Вратами Небесными и Храмом. Храмом в особом, исключительном смысле, чтобы и каждый из нас мог тоже в каком-то более общем, возвышенном смысле стать храмом для Бога. Из всех нас Господь собирает Свою Церковь, Свой Дом, Свой Храм. Воспринятое человечеством от Пречистой Девы Тело и Кровь Свои, исполненные Славою Божества, Он возвращает нам и вместе с этим дарует нам бессмертие и причастие Божественной природе.

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию Славу!»… О Благовещении можно долго рассуждать и много рассказывать, но если пытаться выразить его сущность одним словом, то этим словом будет «радость». Радость для Неба и земли, – встреча Неба и земли! Небо прикоснулось к земле, и земля открывается навстречу Небу. «Се, Раба Господня, буди Мне по Слову Твоему», – в этом ответе Пречистой Девы воплотилось согласие всего человечества, всего творения на спасение.

«Гавриил благодать благовествует». Спасение есть благой дар, данный нам Господом. Спасение явлено всему миру как бесценный дар – дар жизни вечной. Дар, данный нам не ради заслуг наших, ведь и святости всего мира не хватило бы, если бы мы посчитали, что в самом деле достойны того, что Господь для нас совершает. И эта радость возвещается сегодня: Жизнь является в этом мире!

В святоотеческой мысли есть удивительное сравнение Пречистой Девы с праматерью Евой. Это продолжение традиции, начатой апостолом Павлом, который говорил о Христе как о Новом Адаме. Согласно его словам, если от первого согрешившего человека происходит род человеческий, подверженный смерти, то Новый Адам – Христос – становится Родоначальником нового человечества, собирая всех нас в Свой народ и делая всех нас причастниками жизни вечной. Там, где первый Адам проявил непослушание, Сын Божий, напротив, являет всецелое послушание Своему Отцу. Вспомним, Он произносит накануне страданий те же самые по своей сути слова, что звучат в ответе Пречистой Девы небесному вестнику. Она говорит: «Се, Раба Господня, да буди Мне по Слову Твоему», а Он вторит: «Не Моя воля, но Твоя да будет». И в той единственной молитве, которой Он нас научил (почему она и так называется – Молитва Господня), снова звучит это наставление всем нам молиться об исполнении воли Божией: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли».

По той же аналогии святые отцы, начиная ещё с мученика Иустина и священномученика Иринея Лионского, сравнивают Пречистую Деву с Новой Евой. Как от праматери, само имя которой означает «жизнь», родилось человечество, так и Пречистая Дева становится Матерью Самой Жизни. Вспомним, как мы поём в тропаре праздника Успения: «Преставилася еси к Животу, Мати суща Живота», то есть, перешла к Жизни будучи Сама Матерью Жизни нашей. Там, где Ева первая проявила своеволие, Новая Ева проявляет всецелое послушание Богу.

В Писании есть моменты, где Господь призывает пророков – например, Авраама, Моисея, Иону – и возлагает на них особую миссию. И часто мы видим, как человек по слабости своей пытается отказаться, даже начинает спорить с Богом или вовсе пытается от Него убежать, как Иона. И ничего подобного мы не наблюдаем в диалоге в момент Благовещения: Дева не могла знать, но могла чувствовать, что путь, на который Она ступает, будет далеко не лёгким. Это крестный путь, путь испытаний, бегства от Ирода и какого-то, возможно, неприятия и непонимания со стороны других людей. Это и самое страшное испытание – предстояние Кресту. И после, до самого Успения, пребывание в Иерусалимской Церкви, которая была гонима, тоже никак не назвать лёгким. Но с абсолютными любовью, доверием и смирением перед Богом Она принимает то, к чему Он Её призвал. И даёт Своё смиренное согласие, от которого фактически зависело наше спасение. И спасение пришло!

В этом Своём согласии с волей Божией Она явила пример всем нам. Будем с такими же словами обращаться к Богу, когда внимаем Его Слову на страницах Евангелия. И каждый день в тех или иных обстоятельствах нашей жизни, даже когда нам непонятно, для чего происходят определённые испытания и трудности, не будем терять веры и преданности Богу. И будем стремиться впитать в себя хотя бы каплю такого же доверия Ему, какое было у Пречистой Девы. Будем всегда молиться Её словами: «се, раб Господень, или се, раба Господня, да будет мне по Слову Твоему, Господи!» Аминь.

7 апреля 2025 года,

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы