Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно приветствую и поздравляю в этот день, а также передаю поздравление и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Праздник Воздвижения Креста, который мы сегодня отмечаем (по старому стилю – 14 сентября), единственный из двунадесятых праздников, в основе которого лежит не Новозаветная история. Мы празднуем историческое событие самой Церкви – обретение того самого Креста Господня. А через несколько лет после того, как Крест Христов был обретён матерью императора Константина царицей Еленой, был освящён и храм Воскресения Христова на Голгофе.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Почитая Крест, мы неизбежно прославляем и Воскресение. Для каждого христианина крест – не символ страданий, не орудие казни, каким он был в Римской империи. Сейчас это знамение нашего искупления. Это символ победы и любви Божией, ведь на кресте Христос умертвил нашу с вами смерть, уничтожил наши грехи.
Нам даровано спасение, а Крест – это указание нашего пути. Прославляя Спасителя, мы с вами призываемся Церковью последовать за Ним. В сегодняшнем Послании апостол Павел говорит, что слово о Кресте для погибающих – юродство и безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия (см. 1 Кор. 1:18). Но почему безумие? Трудно было уместить в сознании людям, что отвергнутый, осуждённый народом и римским правительством Невинный Страдалец является Сыном Божиим, – Тем, Кто дарует нам спасение. И символ креста напоминал простому язычнику лишь о том конце земной жизни, который был уготован Иисусу.
Иудеи ищут чудес, а эллины – мудрости. Для иудеев, которые воспитывались в совершенно иных, нежели сейчас, представлениях о спасении и Спасителе, такая проповедь о распятом Сыне Божием казалась сущим безумием. Окрылённые воспоминаниями о воинах Маккавеях, которые однажды на недолгий срок вернули независимость народу Иудеи и установили правящую династию, они жили мечтами и во времена проповеди Спасителя. Они мыслили царя земного, который придёт и освободит их народ. Наверное, мало из книжников и знатоков закона вспомнил тогда слова пророка Исайи о страждущем Служителе Божием (см. Ис. 53) …
Эллины, или язычники, искали премудрости. Это собирательный образ, и речь не только о людях, увлекающихся философией, но и обо всей премудрости эллинского мира, который жил своими интересами и чаяниями. Люди пытались найти первопричину всего сущего, а лучшие представители эллинской мудрости возвышались даже над грубым идолопоклонством и приходили к идее единобожия и бессмертия души. Однако и для них первоначально проповедь о Христе казалась безумием. Получается, что и этот мир во всей своей мудрости не смог познать истинную силу и мудрость Божию. Ибо она открывалась, вторя словам апостола Павла, только избранным, собранным в Церковь, чистым душой и чутким сердцем. Иудеи и римляне, греки и сирийцы, которые слышали о Христе, – в жизнях каждого из них что-то переворачивалось, и они начинали понимать, что если истина и есть, то она может быть только такой. Если есть надежда для этого мира, то это Спаситель, о Котором возвещают апостолы, о Котором проповедует Церковь.
Потому апостол говорит, что для нас, спасаемых, слово о Кресте – это сила Божия. Но мы все – и христиане первых поколений, и мы сегодняшние, – не напоминаем ли подчас тех самых иудеев и эллинов, которые всё ожидают знамения и ниспослания мудрости? Порой мы предъявляем Богу целый список требований; как будто это Он, по нашему мнению, должен устроить нашу жизнь, наше благополучие, достаток, успехи… Но ведь в этом возрождается как раз-таки иудейское представление о том, каким должно быть царство Мессии! И очень часто мы совсем не замечаем за собой этот иудейский пережиток.
Иногда, особенно в пылу спора, мы стремимся доказать что-то сомневающимся или неверующим. Или сами требуем каких-то доказательств, от которых якобы зависит наша вера. Здесь мы напоминаем уже эллинов, требовавших мудрости и забывающих, что Бог – превыше всех теорем. Он не является частью этого мира, который живёт по созданным Им законам. И если мы этот мир ещё только-только познаём (и, вероятно, не познаем целиком никогда), то разве способен наш разум объять Самого Создателя?
Всегда остаётся тайна. И Бог всегда «не соответствует» ожиданиям человека. Но наш Спаситель распростёр руки на Кресте, чтобы объять весь мир, каждого из нас. Он приглашает нас за Собой: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Об этом напоминает и символ сегодняшнего праздника – и крест, который мы носим на груди, и знамение, которым мы себя осеняем. Это Божий призыв к нам: следовать за Ним, впустить Его в своё сердце, ухватиться за Его спасающую длань. Только так мы сможем преодолеть любые проблемы, искушения, сложности и скорби, какими бы они ни были тяжёлыми.
И даже когда кажется, что нет совсем никакого проблеска света, чествуемый сегодня Крест свидетельствует, что надежда останется всегда. И даже на грани отчаяния и боли, в сени смертной неожиданно приходит спасение от Бога. Осенью мы всегда знаем, что природа умирает и засыпает, но обязательно придёт весна. После долгой ночи приходит рассвет. И какие бы скорби и испытания ни падали на нашу участь, День обязательно приблизится. Но только со Христом, только неся свой крест вслед за Ним, мы сможем унаследовать и радость Воскресения. Аминь. С праздником!
27 сентября 2025 года,
Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы

