Вечером 1 марта, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье) – архиепископ Егорьевский Матфей молился за вечерней и возглавил чин прощения в храме Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в усадьбе Свиблово г. Москвы.

Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

После отпуста вечерни архиепископ Матфей произнес проповедь, в завершение которой коленопреклоненно испросил прощения у пастырей и многочисленных верующих, пришедших в храм.

Затем состоялся чин прощения. Отметим, что с этого богослужения — с вечерни и следующим за ней чином прощения — начинаются богослужения святой Четыредесятницы.

— Великий пост – это постановление Божественное, мы видим яркий пример в земной жизни Господа, когда он Своим сорокадневным постом перед выходом на общественное служение дал нам образ истинного поста. Сегодняшний день называется прощенным воскресеньем, потому что именно в этот день православные христиане издревле  просили друг у друга прощение. Братья и сестры, давайте отложим свои обиды, свою гордость, и все примиримся друг с другом в этот день, который установила Церковь для того, чтобы за время прохождения этого поста мы приобрели добродетельные состояния нашей души, — отметил архиепископ Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами.

Затем Владыка преподал крест для целования духовенству и мирянам, которые подходили к архипастырю, чтобы получить благословение на прохождение Великого поста.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному в пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды — как перед смертью. И конечно сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным всеми и — благодаря этому — с Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.