Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь торжественно вспоминает священные события обретения Честнаго Животворящего Креста, совершенные трудами святой равноапостольной Елены в начале 4 века. Для нас это должно быть не только воспоминанием, но и напоминанием великого значения креста для каждого христианина. В прочитанном сегодня послании ап.Павла к Коринфяном есть такие слова: “Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть” (1 Кор.1.18.) Так в чем же является сила Божия?

Есть люди, иногда даже называющие себя христианами, но не почитающие Крест Христов. Они обвиняют нас, православных, в том, что мы, будто бы, поклоняемся орудию казни. Они вопрошают нас: «Как можно поклоняться кресту, который есть орудие смерти?»

Да, Господь наш умер, но Он и воскрес! Если бы Он не воскрес, если бы Он не был Бог, Его смерть на Кресте не стала бы поразительным, уникальным событием мировой истории, а была бы, конечно, очень страшным, очень жестоким, но всё же вполне обычным происшествием, какие не однажды случались на громадных просторах Римской империи. Наш Господь воскрес, и в свете этого воскресения стала осмысленной и непостижимо великой крестная Голгофская Жертва Сына Божия. Поэтому не орудию казни поклоняемся мы, но Богом установленному средству нашего спасения. Крест напоминает нам о величии жертвы, которую Господь принес ради нас, и удостоверяет нас в Его любви. Когда люди претерпевают страдания и смерть — а всем нам, рано или поздно, предстоит страдать и умереть — Крест напоминает, что Христос пребывает с нами и подобно тому, как Он сам претерпел смерть и воскрес, Господь выведет и нас к блаженному воскресению из мертвых.

Мы поклоняемся не дереву, не материалу. Мы поклоняемся не форме, не соотношению перекладин. Мы поклоняемся орудию нашего спасения. Реальная возможность вечно жить для каждого человека оплачена Кровью Господа, вечная наша жизнь совершена Жизнью Господа. А мы об этом – забываем, когда зачастую накладываем на себя крестное знамение небрежно, торопливо или когда носим нательный крест в качестве украшения.

Но ещё важнее помнить вот о чём. Мы с вами называемся христианами не только потому, что мы – Христовы, а ещё и потому, что нам надлежит пройти Христовым путём, путём несения нашего жизненного креста. И на этом пути, по слову апостола, “распять плоть со страстями и похотями” (Гал.5.24.).

Но что же значит нести свой крест? Наша человеческая жизнь сопряжена с болезнями, трудностями, переживаниями, неприятностями, разными видами горестей и, в конце концов, завершается физической смертью – все это и именуется крестом. Если кто ропщет, не принимает своего креста, протестует, обвиняет Бога: «За что мне Бог это послал…?» и прочее, то восстает против того, что по Промыслу Божиему, и именно из-за любви, как спасительное врачество, посылается этому человеку.

Существуют три ступени несения своего креста.

Первая – самая низшая, самая элементарная. Просто перетерпеть, никого не винить, пережить. Речь идет, конечно, о тех обстоятельствах жизни, которые мы изменить не можем. Заболел – лечись, ищи способ изменить свое состояние, обращайся к врачам. Здесь тебе предоставляется свобода сделать все то возможное, что может помочь. Но вдруг человеку ничего не удается. Болезнь, к примеру, оказывается неизлечимой. В таком случае не восставай против Бога, а прими, христианин, происходящее как волю Божию.

Вторая ступень – куда более серьезная и очень важная. Церковь объясняет, что с христианской точки зрения случайностей в нашей жизни нет. Все происходит закономерно, и эта закономерность обусловлена не внешними обстоятельствами, а всецело обусловлена нашим состоянием души. Это не проделки злых людей или наших недругов. Преподобный Исаак Сирин утверждает, что «ни ангелы, ни темные духи, ни звери, ни птицы, ни обстоятельства – никто и ничто не может нам что-то сделать без воли Божией, которая действует чтобы исцелить наши внутренние духовные недуги».

Вторая ступень заключается буквально в одной фразе «Я достойное получаю по делам своим». Человек, который осознает и произнесет это от души, сразу снимает огромный нравственный груз, груз обиды на многих людей, обстоятельства, а часто и на Самого Бога – и сразу почувствует облегчение. Нет у тебя личных врагов, которые постоянно замышляют против тебя зло. Это орудия воли Божией, зачастую даже не осознающие себя таковыми. Но пока Бог не дозволит – никто тебе ничего не сделает. Если человек трезво посмотрит на свои дела, на свои намерения, желания, устремления, лукавство, на обманы, на лицемерие, то искренне уверится, что получает достойное. Вот такое состояние, в котором человек реально осознает, кто он есть перед Богом и называется «смирением».

Есть третяя ступень, которая невозможна без второй, и если мы взойдем на нее, то получим великую награду в Царствии Небесном. Человек, который видит, что он действительно достойное по своим делам получает и сумеет от всей души поблагодарить Бога за это горькое лечение, ощутит блаженство уже здесь на этой земле, если сможет от всей души сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты мне даешь хотя бы этими скорбями, страданиями исцелиться от всей той страстности, которой я заразил самого себя.»

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Те же, которые не переносят вразумления Божия с благодарностью, а предаются ропоту, кроме того, что не получают от того никакой пользы, еще и подвергают себя крайним бедствиям.»

Помоги нам, Господи, благословить тот Крест, который видим сегодня перед собой и свой собственный крест, который несем в жизни и вознести Христу благодарственную молитву: «Господи, всё, что Ты посылаешь нам, всё нам во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешки. Всё это может стать способом нашего исправления. Дай нам только сил правильно понять это, дай нам сил не отказаться от креста, дай нам сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобою во Царствии Твоём”. Аминь.

27 сентября 2024 г.