Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Исцеление Гадаринского бесноватого

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, по-своему ощущает, осознаёт и понимает, что мы живём в мире, где зло всё более и более доминирует над правдой Божией, где более и более несправедливость торжествует над справедливостью, и очень часто мы встречаем вещи, которые никто из нас не может не заметить и которые повергают нас в уныние, а быть может, даже в отчаяние и беспомощность. Мы порой разочаровываемся, и иногда человек разочаровывается даже в Боге, как бы страшно это не было сказано. Человек, осознавая царствующую вокруг него несправедливость, очень часто говорит о том, что если Бог и существует, а в существовании Его очень трудно сомневаться, то, по крайней мере, Он не замечает всего этого. Или иначе — Он замечает всех, кроме меня, и поэтому моя жизнь столь неудачна, столь сложна и исполнена всяческого рода жизненных испытаний и скорбей.

Это, я думаю, знакомо каждому из нас, и сегодняшнее Евангельское повествование как бы говорит нам о торжестве тёмных сил, о том, насколько они способны властвовать над конкретным человеком. Я уже обращал неоднократно внимание всех богомольцев на то замечательное обстоятельство, что дважды в год читается Евангелие, повествующее об этом событии: в Неделю пятую по Пятидесятнице оно пересказывается устами святого евангелиста Матфея, а сегодня евангелист Лука нам об этом же повествует и говорит. Как Господь со Своими учениками вышел на пустынный берег Генисаретского озера, неподалеку от двух селений, небольших местечек, имя одному из которых было Гадара, а другому Гергеса, поэтому в устах евангелиста Матфея эти бесноватые, которых встретили, называются Гергесинскими бесноватыми. А сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Гадаринского бесноватого. Никакого противоречия, повторяю, в этом нет, потому что эта местность пустынная, и берег был усвоен жителями этих двух приморских селений как кладбище.

Как мы знаем, иудеи по своему обыкновению не погребали в землю своих усопших, как это привычно для нашего восприятия, а они закрывали их в пещеры, в великом множестве находившиеся на берегу близ Гадары и Гергесы, именно в этом месте находили последний покой, последнее пристанище умершие люди.

И здесь же мог найти относительное спокойствие и умиротворение, если эти понятия вообще применимы к нему, этот несчастный человек, о котором сегодня ведётся речь в Евангельском повествовании.

Человеческие узы, узы любви, дружбы, какого-то сострадания и сопереживания были беспомощны и бесполезны, и, как свидетельствует об этом евангелист, не способны были удержать этого несчастного человека, не говоря уже о каких-то уговорах, о добрых, исполненных любви и сострадания словах, всё это было беспомощно, повторяю. Его даже связывали веревками, что указывает нам на буйный характер этого несчастного бесноватого, мало того, его сковывали железными цепями, но всё это было столь же бесполезно, как и слова увещеваний, обращённые к нему. Всё это разрывалось совершенно неимоверной, нечеловеческой силой, и он бежал прочь, бежал от людей, бежал от человеческих отношений, бежал от той любви, которой пытались его окружить его родные и близкие. Не было покоя этой несчастной человеческой душе среди людей, и только единственное пристанище, которое он способен был себе приобрести, – пустынный, безжизненный, мертвый берег Генисаретского озера, возле гробов, возле пещер с умершими людьми он нашёл себе пристанище.

И вот на этот берег выходит Спаситель вместе с учениками, приплыв на лодке к этому месту. Мы видим с вами какие необыкновенные, совершенно  поразительные образы открываются для каждого из нас в этом Евангельском повествовании, сколько в нём граней, каждая из которых важна и заслуживает отдельного внимания. Заметим то, как встречает этот бесноватый Христа, идущего к нему. Я уже повторяюсь, потому что всегда об этом говорю, и, мне думается, чрезвычайно важно об этом говорить. Бесноватый бежит навстречу Христу, он не может бежать прочь, не он, а бесы, которые живут и гнездятся в его сердце, они устами этого несчастного человека говорят: зачем Ты пришёл прежде времени мучить нас?

Обратим особое внимание, оказывается, есть существа, живущие на земле, над землёю, потому что иногда Священное Писании называет князя тьмы воздушным князем, то есть находящимся в пределах земли, над землёю, и в преисподней. Он тоже царствует, относительно конечно, он и его ангелы – есть существа, для которых Христос, Любовь воплощённая, абсолютная Любовь, может быть причиной страданий.

Это очень страшное состояние. Своею любовью, Христос, оказывается, может терзать и мучить некие существа, разумные существа (а бесы – это разумные существа). Они прекрасно понимают, что их ожидает после завершения истории рода человеческого, то есть они знают, что обречены на вечные страдания, вечные мучения, но это нисколько не изменяет их отношения к Господу, и не изменяет их собственного состояния. Они понимают, что их ждут страдания, их ждут мучения, но говорят: Ты пришёл не вовремя, ещё наше время.

Вспомним, есть такая замечательная шестнадцатая глава в Откровении Иоанна Богослова, в Апокалипсисе, я нередко обращаю на это место внимание присутствующих в храме и свое собственное. Состояние человека может быть настолько богопротивным, что несмотря ни на что, на самые жуткие, страшные страдания, человек не вразумляется этими внушениями, а всё равно остается противным Богу. И в этой главе написано, что пятый Ангел вылил чашу гнева на землю и люди страдали так, что страдания их были неописуемы, что они от своих страданий кусали свои языки. Вдумаемся в это, кусать языки от страданий и от боли, это невероятно предельное выражение мучений, человек готов откусить свой язык, но не раскаяться, оставаясь все равно при своем мнении.

Здесь мы видим то же самое в лице этого несчастного Гадаринского бесноватого: зачем Ты пришёл прежде времени? Бесы ясно понимают, что им некое право принадлежит здесь на земле, они имеют некое относительное право творить беззаконие и зло, и они делают всё максимально, чтобы подчинить этому злу как можно больше людей. Во многом им это удаётся. Реальность окружающей нас действительности об этом  говорит и подсказывает, реальность нашей порою духовной беспомощности, нашего духовного расслабления, нам тоже об этом говорит. Мы понимаем умом всё,  понимаем, что так делать нельзя, это грешно, это беззаконно, но всё равно это делаем, осознавая, что делаем грех. Что это, как не некое состояние одержимости  бесовской в нашей жизни. Не о ком-то говоря, о себе самих рцем сегодня.

Апостол Павел восклицает в Послании к Римлянам: Бедный я человек, кто меня избавит от этого тела греховного? доброго, чего я хочу, я не делаю, злого, чего я не хочу творить, я делаю. Живёт во мне этот страшный, неумолимый закон греха…

Иногда человек доходит до такого состояния беззакония в своём сознании в своей жизни, что Христос ему мешает, он может не этими словами, но примерно также по смыслу говорить: зачем Ты, Господи, пришёл раньше времени, оставь меня в покое, ведь я понимаю, что я грешный, окаянный и нет мне прощения, уж буду грешить до последнего, потом когда будет Твоё время, придёшь, спросишь, а пока оставь меня в покое. Примерно то же самое говорит этот несчастный бесноватый: зачем Ты пришёл прежде времени мучить нас?

А Господь спрашивает этого несчастного человека: Как тебе имя? И он отвечает: легион имя мне. Потому что целые полчища бесов гнездятся в нём. В  римской армии легион насчитывал по-разному, от двух тысяч до шести тысяч человек, разные были легионы. Представляете, какое количество бесов гнездится в сердце одного лишь несчастного человека, одержимого человека, который ничего не способен сам сделать над собой и для себя. И эти бесы вопят, визжат внутри сердца этого несчастного человека, понимая, Кто перед ними, зная, Кто пред ними, веруя, Кто перед ними. Не будем этому удивляться, Апостол Иаков говорил в своем Соборном Послании, что и бесы веруют и трепещут. Трепещут, ибо они ведают и знают своего Создателя, но, тем не менее, это никак не меняет их мировоззрения, не меняет их отношения к своему Создателю. Веруют, лицезреют и трепещут, но говорят Ему, понимая, что сейчас Христос в силу Своего неизреченного человеколюбия исцелит этого несчастного человека, которого они избрали вместилищем для себя. Они говорят: не посылай нас в бездну! Заметьте, они и это знают, что их удел адская бездна, никакого другого удела нет для них: не посылай нас в бездну, а пошли нас в это стадо свиней, которое пасётся здесь на горе. И Господь повелевает им.

Обратим внимание, что они даже малого без позволения Божьего сделать не могут, они не могут сами войти в стадо свиней. Поэтому, с одной стороны, вначале мы видим некий триумф тёмных сил, которые овладели сердцем человека, и которые гнетут его и сделали его рабом страстей — безвольным, беспомощным, не способным ничего изменить своими собственными силами. С другой стороны, мы видим превосходящую победу Христа над тёмными силами, потому что Господь повелевает им войти, по их же собственному желанию, в пасущееся свиное стадо, и эти свиньи бросаются с крутизны в море, и погибают в пучине морской.

Это тоже чрезвычайно замечательный образ. Свинья, – по крайней мере, с точки зрения Ветхого Завета, нечистое животное. Иудеям было возбранено вкушать эту нечистую пищу, но мы видим, вопреки закону Божьему, они всё равно пасут свиней, может сами, по-фарисейски не вкушают её, но выращивают на продажу.

И здесь происходит ещё одно событие необыкновенное. Весть об исцелении несчастного Гадаринского бесноватого, которого знали все, облетела всю окрестность. В небольших городках, деревнях все знали деревенских дурачков, таких вот болященьких, их жалели, милостыню подавали, кто-то одевал их, чем-то помогал и так далее. Так же и здесь, его все знали. И когда весть, что он исцелён, облетела этот город, все буквально высыпали на берег, не потому, чтобы возрадоваться и возвеселиться, и Христа прославить, и преклонившись перед Ним возблагодарить Его за эту неизреченную милость, которую Он осуществил Своею любовью к несчастному бесноватому. Нет, они услышали о той потере, они услышали, что их свиньи, их доход, их деньги были безвозвратно утрачены. И вот тогда они сказали Христу примерно то же самое, что сказали бесы, живущие в этом несчастном Гадаринском бесноватом: уходи, уйди отсюда, иди Своей дорогой, зачем Ты пришёл сюда. Там бесы, а здесь люди то же самое говорят. Бесов понять можно, они ненавидят Бога и святыню, а здесь люди, на глазах у которых чудо Божие произошло, говорят: уйди, зачем Ты пришёл к нам, нам так спокойно было с нашими свиньями, а Ты пришёл со Своею любовью к нам. Иди прочь.

Это тоже очень важный момент, который мы сегодня слышали в Евангелии. Действительно, для иных разумных существ, умных существ, невыносимо присутствие Христа, для них это страдание. Для бесов страдание быть рядом с Богом, поэтому они отпали от Него, еще, будучи ангелами.

Но и человек тоже может до такой глубины вниз пасть. Почему апостол Павел говорит: Корень всех бед –  сребролюбие, в любых его проявлениях. И вот здесь, жалость от потерянного  свиного стада взяла верх даже над человеческой порядочностью. На их глазах исцелён несчастный бесноватый, убогий, которого они по-своему пытались пожалеть и к которому Христос являет Свою Божественную жалость и Свою Божественную любовь, исцеляя его. Спаситель прогоняет прочь это гнездилище бесов, а люди говорят: уходи, Ты нам не нужен, иди Своей дорогой, нам так без Тебя спокойно было (очень часто иному человеку бывает спокойно без Бога). Зачем Ты пришёл преждевременно мучить нас?

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангельское повествование говорит нам  об очень важных вещах, которые касаются каждого из нас без сомнения. Поэтому не будем это воспринимать как некое отвлечённое повествование, к нам не имеющее никакого отношения, а примем его так, как если бы Господь каждому из нас это сказал.

Увидим себя в лице тех людей, которым мешает Христос. Чтобы никогда в нашей жизни этого не произошло, и чтобы мы те бездны, пучины греха, которые живут и царствуют в каждом из нас, способны были с Божьей помощью преодолеть. Чтобы мы способны были самым главным и основным деланием в своей жизни избрать покаяние, потому что без него мы не войдём в жизнь будущего века, не войдем в согласие с Богом и со Христом. Даже если человек осознаёт и понимает, что у него нет собственных сил преодолеть те или иные страсти и грехи, которые живут в нём, с Божьей помощью всё преодолимо.

Апостол Павел говорит такие замечательные слова, которые нам всем знакомы: всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. И мы всё можем в укрепляющем нас Спасителе Господе нашем Иисусе Христе.

У преподобного Иоанна Лествичника есть такие замечательные слова: бесы боятся даже голоса того, кто исповедуется. То есть если мы будем каяться в грехах своих, исповедаться, то даже голоса кающегося они трепещут. Посему, не будем стыдиться, не будем бояться, не будем лениться, не будем отлагать на потом, на когда-нибудь, когда успею, осознаю, пойму, когда найду в себе решимость избавиться от всего того, что мешает в моей жизни приблизиться к Богу. Всё это отстраним от себя и будем в сердце своём иметь сокрушение и несомненное покаяние в своих грехах, потому что через это Господь простит все наши грехи, все наши беззакония, все наши немощи и несовершенства. И удостоит нас той радости, которой Он удостоил сегодняшнего Гадаринского бесноватого, изгнав из него полчища нечистых духов, которые владели им, с тем, чтобы через эту радость унаследовать вечную радость и Царствие во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.