Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Я уже не единожды обращал ваше внимание на то удивительное обстоятельство, что фактически этим чудом начинается Евангельское Благовестие, и этим чудом завершается пребывание Спасителя на земле, явлением Господа на берегу Генисаретского озера.
Мы слышали, как Господь призвал Своих учеников, когда, придя на берег озера рано утром, Он увидел уставших, изнурённых бесплодным трудом рыбаков, которые вымывали от тины, от водорослей свои сети. Они всю ночь трудились, снискивая этим тяжёлым трудом свой скромный, скудный хлеб, но ночь прошла бесплодно, бесцельно, потому что ни единого улова не было и эти мрежи, эти сети ничего, кроме морских сорняков, не выловили, и поэтому рыбаки были раздражены, они были уставшими. Но, вместе с тем, Господь это прекрасно видя, всё это прекрасно зная, подойдя, говорит им слова, которые могли бы ввести уставших рыбарей в гнев. Господь им говорит: забросьте одесную корабля сеть, то есть, отплывите на глубину и еще раз забросьте свои сети в море.
Ну что могут сказать люди, которые провели в тяжелом бесплодном труде бессонную ночь, и Кто-то приходит и говорит им, чтобы они вновь это сделали. И тогда Пётр, может, по-человечески преодолевая свойственное всем раздражение, говорит: Учитель, мы всю ночь трудились и ничего не выловили, а Ты говоришь нам вновь закинуть сети с корабля в глубину, но по слову Твоему сделаем это. Т.е. где-то внутри себя, внешне даже выражая это, он противоречит Христу, говоря о бессмысленности этой просьбы, но всё-таки делает так, как говорит Христос. И они отплывают на глубину, забрасывают свою пустую доселе сеть, и вдруг вылавливают необыкновенное количество рыб.
Златоуст, я очень часто вспоминаю его удивительные слова, когда мы говорим на эту тему, как он восторженно, ликовствуя говорит: Бог повелел, Творец повелел твари исполнить Его послушание, рыбы – это тоже творение Божие, и они спешат выполнить послушание своего Творца, все они спешат наполнить собою эти сети. И сети разрываются, потому что вся рыба во всём пространстве этого Галилейского озера пытается исполнить послушливо волю своего Создателя, и поэтому сети прорываются от необыкновенного, невероятного рыбного улова. Ученики в изумлении, они не могут слова вымолвить, они жестами пытаются пригласить, позвать своих соработников, таких же рыбаков, как они на других кораблях, на других лодках, чтобы те поспешили им в помощь, ибо они не справляются, не способны выловить всё это невероятное количество рыбы. И когда рыба, переполняя их лодки, уже вынесена на берег, вот тогда, Пётр, благоговея, трепеща, говорит: выйди, Господи, от меня, ибо я грешный человек.
Но прежде, чем коснуться этой мысли, потому что она совершенно поразительна, я всё-таки продолжу то, с чего я в самом начале начал свой разговор. Именно этим чудом невероятного улова рыбы начинается общественное служение нашего Господа. Он, таким образом, показывает ученикам об их призвании, потому что, приглашая их вслед за Собою следовать, говорит: Оставьте эти сети, оставьте эти мрежи, ибо отселе вы будете ловцами человеков, не ловцами рыбы, но в сети Царствия Небесного вы будете улавливать людей, с тем, чтобы они были наследниками той вечной радости, которую Господь уготовил прежде создания мира.
И именно таким же чудом завершается служение Господа.
Уже после Воскресения Своего тридневного, вспомним эти замечательные Евангельские словеса, когда Господь вновь явился на берегу Генисаретского озера и, обратив к ученикам Свои слова, повелевает им вновь забросить сеть одесную сторону корабля. И ученики, даже не узнавая издалека, что это Господь, они повинуются Христу, и тоже происходит необыкновенное чудо, этот чудесный улов рыбы. И вот тогда, Иоанн говорит Петру: это Господь! Потому что никто, кроме как Он, не мог бы дать такого повеления, и, дав, не исполнить его. И как реагирует Пётр на эту весть? Издалека, с расстояния двести локтей, это не совсем большое расстояние, но зрение уже не способно отчётливо улавливать Того, Кто даёт распоряжение, а Иоанн чувствует и говорит — это Господь, и тогда Пётр бросается с корабля и плывёт ко Господу. Пётр, ещё недавно отрекшийся от Христа, он спешит явить свою любовь к Господу так же, как он явил её в описываемом сегодня Евангельском повествовании, он трепещет, благоговеет и говорит: Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек. Удивительное смирение наполняет сердце рыбака, потому что он понимает, что не заслуживает и не достоин того благодеяния, которое Господь к нему обращает.
Мне хотелось бы на два, как мне кажется, основных момента сегодняшнего Евангелия, обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры. Конечно же, мы говорим об этом и неустанно повторяем, что любой, небольшой, казалось бы, вполне узнаваемый, часто прочитываемый нами отрывок Евангелия, настолько многогранен, что невозможно чему-то одному отдать предпочтение, потому что многое Господь нам спешит сказать этими Божественными словами, этими Божественными глаголами.
И мне хотелось бы на два обстоятельства сегодняшнего Евангельского повествования указать. Первое то, о чём уже в первой части уже было сказано, о том, что Господь повелевает ученикам, чтобы они вновь бросили сеть с лодки, и они приобретают необыкновенный улов. Здесь мы видим с вами, дорогие мои, что значит трудиться без Бога и что значит трудиться с Богом. Что значит, когда человек всё своё упование возлагает на Господа, вот тогда всё в его жизни, даже если Господь иногда и медлит с исполнением сиюминутного нашего пожелания, но мы знаем, что, возложив свою печаль на Господа, Он никогда не оставит нас. Той нас препитает, Той воздаст нам по молитве и по желанию сердца нашего.
И вот мы видим с вами, что всю ночь, пока не было Христа, они трудились бесплодно, всё это было бесполезно, но когда Господь повелел им, и они послушливо, несмотря на всю свою усталость, всё-таки выполнили послушание Христа, Господь воздал и вознаградил их. Поэтому как это важно при начале любого дела, – банальные, элементарные вещи, которые всем нам ведомы и известны, – приступая, помолиться Богу. Любая хозяйка, готовит ли на кухне завтрак, обед, помолись Богу, прочитай «Царю Небесный», испроси благословение Господа, и еда твоя будет совершенно иная, нежели в привычном и обыденном твоём делании, потому что уже Бог будет споспешествовать в твоём труде.
И будет напротив, если мы полагаемся только лишь на свои силы, на свои знания, на своё умение.
Есть такая притча, она такая незатейливая, но мне кажется очень характерная и показательная. Были два друга, они росли в Церкви, они возрастали Церковью, для них это было главной частью их жизни, они были христианами, и вот один из них, как-то так случилось, ушёл в мир. Бывает такое со многими людьми, спотыкается человек, пленяют его какие-то жизненные перспективы, обещания чьи-то, и тому подобное. И дело не в том, что он перестал веровать в Господа, а просто сейчас ему некогда, просто сейчас он другими делами занят.
Мы в прошлый раз говорили, царь уготовил пир, а нас там нет, у нас пять пар волов, у нас своя земля и прочее, и прочее, нам ведь нужно трудиться, за нас никто этого делать не будет, совершенно справедливо мы это говорим. Но если мы это делая, предпочитаем земное Небесному, то ничего доброго из этого не будет.
И вот этот друг, как говорится, ушёл в страну далече трудиться, работать, ему необходимо было зарабатывать, его пленили какие-то жизненные перспективы и прочее, прочее, и он преуспел в них, понимаете. А друг, оставшийся верным Церкви, говорит, ну что же ты, мы с тобой ходили в храм Божий, мы с тобой исповедовались, причащались, вместе в молитве были, мы с тобой паломничества совершали, и прочие благочестивые христианские делания вместе осуществляли. А тот говорит, мне некогда, отойди от меня, мне не до тебя сейчас, я занят.
Спустя какое-то время, он опять к нему обращается, а тот всё более и более преуспевает в земном, и тоже самое говорит, что ему некогда сейчас, он сейчас занят, отстань от меня. Его друг периодически приходил, призывал: ну, что же брат, давай пойдём, когда ты исповедовался, причащался в последний раз? И каждый раз слышал: «мне некогда».
Ну что же, жизнь пролетела как мгновение, мы всё это прекрасно понимаем, разряд молнии может показаться медлительностью, в сравнении с тем, что означает пролетевшая жизнь человеческая, а люди уже зрелого возраста, преклонных лет, это особенно понимают. Если молодые пока еще живут так, как будто впереди ещё безграничное, непреодолимое море лет в этой жизни, то те, которые уже почтенных лет, озираясь, понимают и говорят себе: неужели это всё позади? Мгновение, и нет этой жизни. Вот, что значит наша жизнь самая долголетняя, в сравнении с вечностью, с бессмертием, которое ожидает каждого из нас.
И вот наступило время, смертный час и для того, и для другого. Мы не знаем, как предстал Вечности оставшийся верным Церкви, мы только можем догадываться. Атот, который ушёл из Церкви и которому было всё время некогда, вдруг увидел приближение самой смерти, он увидел олицетворённую смерть, приближающуюся к нему, и в ужас пришёл от того, что всё, что он делал, к чему он стремился, чему отдавал своё жизненное предпочтение, всё это пролетело в мгновение ока, и не оставило после себя ни единого следа.
И он говорит ей, этой смерти, как бы предмету и существу одушевленному: подожди, погоди, мне ещё покаяться надо, мне ещё нужно многое сделать! А смерть ему отвечает: мне некогда.
Мы тоже говорим: нам некогда в храм Божий ходить, нам некогда Богу молиться, некогда добрые дела творить, мол, мы заняты земной работой, о чём мы говорили в прошлое воскресение. Мы ведь очень серьёзно все заняты.
Тем ли заняты, возникает сегодня вопрос? Далеко не всегда тем, чем должны были быть заняты. Это первое, на что мне хотелось бы обратить внимание, дорогие братья и сестры. Какой выкуп, говорит Христос в Евангелии, даст человек за душу свою, даже если он весь мир приобретёт и что проку в этом мире, если меня сегодня или завтра Господь призовёт к Себе. Безумные, говорит Христос всем нам, сегодня в эту ночь душу твою отнимут от тебя, кому ты это всё оставишь?
Заботы, попечение о житейском, о земном, обязанность каждого из нас, без исключения, и мы прекрасно это понимаем, и никто кроме нас и за нас нашу работу делать не будет, и семью за нас, кроме нас, тоже кормить не будет. Но когда мы только лишь этому отдаём самое главное место в этой жизни, только лишь к этому нацеливаем и направляем все свои силы, умения, таланты, способности и возможности, тогда мимо проходит самое главное, проходит мимо Христос, Которого мы не замечаем. Это первое.
А второе, на что хотелось обратить ваше и свое внимание в сегодняшнем Евангельском повествовании, дорогие мои братья и сестры, это то, о чём отчасти уже было сказано, это удивительное состояние апостола Петра, который благоговеет перед тем, чему он оказался очевидцем и свидетелем, и он говорит Господу: Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек.
Это удивительное осознание своего недостоинства, это то, что тоже должно наполнять наше сердце. Это не так, когда гадаринцы сказали, помните, когда Христос исцелил бесноватых на том же озере, когда утонуло в пучине их стадо свиное, и гадаринские жители вышли и сказали: выйди, уйди из наших пределов, Ты не нужен нам. Т.е. им Христос не нужен, свинство им было гораздо ближе и дороже, нежели Христос, нежели даже их близкий человек, который жил в пределах их города, одержимый духами нечистыми, но Христом исцелённый. Это всё было неважно, важны были потерянные свиньи. Уйди, выйди от нас.
Эти же слова говорит и Пётр: выйди, Господи, от меня, – но продолжая, – ибо я грешный человек. Выйди не потому, что Ты мне не нужен, а потому, что я, грешный, Тебя не достойный по своим грехам.
И именно поэтому, уже спустя совсем недолгое время, тот же самый Пётр скажет, помните, удивительное есть в Евангелии место, шестая глава Евангелия от Иоанна, где Христос говорит о Себе, как о хлебе жизни, говоря ,что всяк ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне прибывает и Аз в нем.
И после этих слов многие перестали ходить за Христом, ибо это слово не вмещалось в них, а Господь говорит ученикам: Может, и вы хотите пойти вслед за ними? И тогда именно Пётр восклицает: Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы вечной жизни!
А сегодня он говорит: выйди, Господи, я недостоин быть рядом с Тобой, ибо я грешный человек.
Осознание своей греховности, это удивительное смирение, позволяет сказать потом, в нужный момент Господу: Господи, к кому же нам идти? Не к кому нам идти, кроме, как к Тебе, ибо Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы веруем, что Ты Христос Сын Бога Живаго.
На эти слова сегодняшнего Евангельского повествования, мне тоже хотелось, дорогие братья и сестры, обратить наше общее внимание.
Нам не к кому идти, никто нас так не утешит, никто так нас не согреет, никто нас так не примет, как примет Господь наш и Спаситель Иисус Христос, и поэтому не к кому нам идти, нечего нам на стране далече искать, потому что Христос Господь, дарует нам глаголы вечной жизни и через эти глаголы вечной жизни, которые мы слышим за каждой Божественной Литургией, Господь соделывает нас причастниками вечной жизни и радости в Господе, которому подобает всякая слава, честь и поклонение Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.