Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

ГуторовВеличаем, величаем Тя, Пресвятая Дева и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое! Таковыми словами, дорогие братья и сестры, весь православный мир сегодня чествует, прославляет и празднует Ту, Кого Церковь именует Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов, Деву Пречистую Богородицу. Её преславное Рождество, превеликое событие являет начала спасения всего рода человеческого.

Сегодняшний день не описан в Священном Писании, но Священное Предание, как неотъемлемая часть Богооткровенной истины, доносит до нас подробности этого удивительного события, повествующего и говорящего нам о том, каковым образом рождена Та, через Которую пришло спасение в мир, через Которую Господь явил полноту Своего Божества и даровал через Свои крестные страдания спасение всему роду человеческому.

Рождение любого человека является радостью, ликованием и торжеством, по крайней мере для родителей и для самых близких родственников, где рождается дитя, где появляется на свет новая жизнь, новый человек. Конечно же, все те скорби, все те трудности, которые предшествовали рождению в мир человека, как говорит Господь в Евангелии, тотчас забываются, потому что радость наполняет сердце, прежде всего, матери, которая более всех потрудилась для появления на свет этого нового человека, этой новой жизни. Радость переполняет все те трудности, повторяю, и сложности, которыми сопровождалось появление на свет новой жизни.

И если в нашем человеческом измерении это является поводом для ликования и радости, то кольми паче, когда рождается Та, через Которую спасается весь род человеческий. И потому именно к Ней мы обращаемся словами, каковыми мы обращаемся к Самому Творцу и Господу. Ни к кому из святых угодников Божиих мы не обращаем эти слова, много раз об этом говорили, но вместе с тем, это является жизнеутверждающем и несомненным чаянием и упованием всякого Христоименитого сердца, мы говорим, обращаясь к Матери Божией: Пресвятая Богородица, спаси нас! Мы имеем таковое дерзновение, а наипаче Она имеет такое дерзновение спасать всех тех, кто обращается к Ней с несомненной молитвой и с несомненным упованием, что кров Её святых и благодатных молитв никогда не оставит того, кто к Ней обращается.

Мы знаем с вами о подробностях сегодняшнего торжества и праздника, какими он сопровождался скорбями. Наверное, это есть неотъемлемая часть той радости, которая входит всецело в жизнь человека. Для этого необходимо претерпеть, пронести то жизненное испытание, каковое Господь возлагает на человека. Только лишь тогда это приобретает подлинный, настоящий, непреходящий смысл.

Мы знаем с вами о том, что это дивная праведная чета святых Богоотцев, как именует их Церковь, праведных Иоакима и Анны, дожила до преклонных лет, не имея детей. Мы говорим об этом, воспоминая что в традиции того народа, того времени, это являлось проявлением некой немилости Божией, и поэтому, конечно же, печаль прежде всего была обращена вглубь сердец тех, кто не имел этой радости — чадородия, но кроме того, человеческому естеству, удобопреклонному ко греху было свойственно обличать в какой-то мыслимой и немыслимой, ведомой и неведомой неправде того, кто, как казалось обществу, был наказан Господом, в частности, неимением чад, не имением детей. И поэтому жизнь этой благочестивой, Богобоязненной и праведной четы Иоакима и Анны была исполнена и внутренней скорби, оттого что Господь не дал им продолжения рода, но ещё они испытывали глубокие скорби от поношений, которые в их адрес обращались со стороны окружающих их людей.

Вот только что в песнопении, в кондаке Рождеству Пресвятой Богородицы, мы слышали глагол, каковым Церковь выражает скорби и печали, которые испытывали эти святые угодники Божии. Они испытывали поношения от бесчадства, это было целожизненной скорбью этих людей.

Но вместе с тем, они несли свой жизненный крест, они веровали в Промысл Божий и несомненно  уповали на то, что если Богу угодно, то ничто не станет препятствием на пути Божественного Промышления, и не были посрамлены в своём уповании. Есть такие замечательные слова, кто-то из мудрых сказал так: умеющий ждать, все получает вовремя.

Поэтому если мы умеем терпеть, если мы умеем ждать, то мы вовремя, в своё время получим то, в чём мы нуждаемся. Это правда. А если мы не умеем ждать, если мы нетерпеливы, если мы многозаботливы и многосуетны, то, конечно же, мы будем бесконечно торопить, подталкивать тот же самый Промысл Божий, волю Божию, чтоб именно по нашей воле всё происходило и по нашей воле всё совершалось. Это глубочайшее заблуждение.

Так вот, святые праведные Иоаким и Анна могли ждать, они умели ждать и Господь не посрамил их надежды, чаяния и упования. И тогда, когда уже все естественные физические способности и возможности для чадородия в семье были исчерпаны ими и совершенно невозможны, вот тогда Господь даровал им чаемое, показывая то, что не от человеческого хотения, а от Промысла Божьего  совершается в нашей жизни.

Ещё раз вернусь к этой мысли: если мы возлагаем всё своё упование на Господа, тогда Господь никогда не посрамит нашего упования.

Мне хотелось сегодня, кроме сказанного, сказать о том, что удивительной и отличительной чертой этой супружеской четы было, прежде всего, смирение, смирение, которое не посрамило их. Смирение по отношению к тем оскорблениям, уязвлениям, колкостям, язвительности, которые были обращены к ним, они всё это смиренно претерпевали. Перелистывая удивительное, трогательнейшее повествование этого события, мы обнаруживаем совершенно замечательные строки, всем нам известные. Помните, когда Иоаким пришёл в храм Иерусалимский для того, чтобы принести свою ежегодную жертву Господу, а первосвященник Иссахар, несший свою череду в храме, отверг эту жертву, сказав: Господь от тебя отвернулся, и поэтому я не принимаю твоей жертвы, иди прочь.

Что мог испытывать этот праведный, благочестивый человек, когда даже священник в храме отверг его жертву, и он, конечно же, со скорбью был вынужден  уйти из храма, он печалился, он скорбел, он плакал, но вместе с тем, несомненное,  твёрдое упование на волю Божию всё равно наполняло сердце этого человека.

И то же самое Анна, его супруга, которая тоже скорбела, быть может, даже в превосходной степени, потому что чувство желающей быть матерью совершенно иное, нежели отца. Она тоже была в великой скорби, но вместе с тем, возложив всё своё упование на Господа, она не была посрамлена. Потому что в одно мгновение, тот же самый, кто через некоторое время явится их Дщери Преблагословенной, архангел Божий Гавриил явился в одночасье и ему, и ей и благовествовал, что у них родится чадо.

И те, которые уже не способны были даже мечтать и думать об этом, они удостоились великой чести иметь надежду на чадородие. Не просто как утешение своего супружества, но как благословенное, чаемое упование во спасение не только их, но всего рода человеческого, потому что через них родилась Пресвятая Преблагословенная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, прреобретшая те особенно выстраданные Её родителями качества и прежде всего смирение.

Именно поэтому Матерь Божию мы считаем в этой добродетели наивысшей среди всех прочих живущих на земле человеков. Она Своим смирением поражала и поражает даже ангельские силы.

Нам с вами, дорогие, это не понять. Я об этом пытался размышлять и думать, но мой скудный ум отказывается понять и постичь, как ангельские силы восхищаются, недоумевают, поражаются смирению Пресвятой Богородицы. Казалось бы, они, ангелы у престола Христовой благодати, непрестанно словословят Творца и Зиждителя, но вместе с тем, они поражаются, они недоумевают. Недоумевает всяк язык, и человеческий, и ангельский, взирая на смирение Пресвятой Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

У преподобного Иоанна Лествичника есть такие удивительные, замечательные слова, давайте вдумаемся в них. Он говорит: «Любовь возвышает к Богу, а смирение не даёт упасть с этой высоты». Сама по себе любовь может вознести, но человек может возгордиться, он может споткнуться и пасть самым жалким образом. Помните, преподобный Макарий Египетский говорил такие замечательные слова, много раз повторяемые, он говори: «Многие были облагодатствованы чрезвычайно, но пали самым жалким образом».

Т.е. можно достичь великих высот, вершин, но без смирения пасть самым жалким образом. Так вот смирение не позволяет человеку упасть с той высоты, на какую возносит его любовь. Поэтому без смирения ничего невозможно достичь, без смирения нет ни одной добродетели, потому что все они без смирения превращаются в некое тщеславное самолюбование и не более того.

Иногда Господь попускает нам жизненные скорби, иногда даже падения для того, чтобы мы видели себя в том подлинном, настоящем свете, в каком мы есть на самом деле. Не придуманными себе, а такими, какими мы есть, то есть грешными и недостойными никакой милости Божией. Осознавая, что только лишь по неизреченной благости и милости Божией мы Им чрезвычайно облагодатствованы, поэтому не дай Бог нам, не имея смирения, пасть, как уже об этом сказано, самым жалким образом.

Есть такой чудесный пример, всем нам известный, коль скоро мы на эту тему заговорили, я позволю себе его привести во всеуслышание. Помните, когда Антоний Великий, а Церковь очень не многих называет великими, Антоний среди этих не многих был велик действительно. Он подвизался всю свою жизнь в пустыне, в отшельничестве, в безмолвии и Богомыслии, в трезвении, в посте, в молитве непрестанной, и вот враг рода человеческого обольстил его помыслом, что выше него иного нет, и он достиг совершенства. И тогда, чтобы не дать врагу рода человеческого одержать победу нал праведником, Господь оградил своего избранника и говорит ему, Антоний, не думай о себе высоко, пойди в Александрию, найди на такой-то улице кожевника и получи от него назидание, ибо ты не вошёл в меру его праведности.

И Антоний предпринял огромный труд, он из пустыни дошёл до Александрии, на указанной ему улице нашёл скромное жилище кожевника, который выделывал кожу, очень изнурительным, тяжёлым, чёрным трудом. Антоний поклонился ему и вопросил кожевника: скажи, брат, о своих добродетелях? А тот отвечает: отче, никаких таких добродетелей нет, но если ты просишь рассказать о моей жизни, то она такова: хлеб свой я снискиваю очень тяжёлым, изнурительным трудом, и все деньги, которые зарабатываю, делю на три части. Одну часть издерживаю на себя самого, другую треть отдаю нищим, а ещё третью часть на храм Божий жертвую. А после своего труда ежедневного обращаюсь к Господу и говорю: Господи, прости меня окаянного, потому что я ведаю и знаю, что все люди на земле спасутся, один лишь я, грешник, погибну, потому что ничего другого по своим грехам я не заслуживаю.

Вот и всё. Тот, который всю свою жизнь провёл в пустыне, в отшельничестве, в меру этого обыкновенного простолюдина, ничем абсолютно не выдающегося, не вошёл. Так рассудил Бог. Вот что значит смирение.

Очень тяжело говорить о том, чего ты сам не имеешь, мне сегодня тоже тяжело говорить о добродетелях, к которым, к сожалению, отношения я не имею никакого или очень мало имею отношения.

Поэтому, дорогие мои братья и сестры, положим смыслом своей человеческой жизни, своего человеческого существования приобрести эту Христоподражательную, Богоподобную добродетель – смирение, каковою навыкла по молитвам Своих святых родителей Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. Добродетель, в которой навыкли все те, кто взирал на Её святой подвиг и стремились к тому, чтобы стяжать Христоименитое смирение и через него унаследовать вечную жизнь и Царствие Небесное.

Нам гордым, самолюбивым, тщеславным людям, очень трудно эту добродетель стяжать. Потому что мы все больны этими страшными болезнями, в том еще заключается коварство всех этих страстей, что мы, как правило, не замечаем их в себе, мы их замечаем и обнаруживаем в других людях, а в себе не видим.

Есть такой замечательный пример у преподобного Иоанна Мосха, когда однажды  старец, обличая своего послушника, говорил ему: ты гордец. А он ему отвечает: отче, я не гордец. Ну, вот уже тем, что ты не признаёшь за собою гордости, этим самым ты показываешь свою гордыню, – говорит старец.

Действительно, гордыня — очень коварный грех, очень изощрённый грех, который может рядиться в одежды даже добропорядочности, но при этом человек может быть насквозь изъеден этим пороком, внешних, кажущихся и мнимых добродетелей. Но этот порок способен пересилить все наши мнимые добрые дела и не дать нам войти в то Царство, где царствует любовь и смирение.

Вот об этом должно каждому из нас без исключения иметь заботы и попечение в течение всей жизни. Об этом думать, это стяжать, это приобретать и потому, помоги нам, Господи, всем, взирая на молитвенный подвиг Царицы Небесной Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Её родителей святых Богоотцев праведных Иоакима и Анны к этому стремиться.

А наипаче, прося их о том, чтобы они даровали нам эту подлинно спасительную добродетель смирения, а через приобретение оной удостоиться вечной жизни и Царствия Небесного, каковое Господь Своим рождением через Пресвятую Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию уготовил всем верующим в Него. Аминь.