Проповедь протоиерея Георгия Гуторова. Вечерня с чином прощения

         Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

         Милостью Божией, дорогие братья и сестры, мы приблизились к этой дивной черте, которая отделяет нас от начала великого, благословенного и спасительного поста. Сие время Бог по особому Своему человеколюбию и милосердию даровал нам для того, чтобы мы, всеусердно потрудившись, в меру своих человеческих сил и возможностей, принесли Богу тот плод любви, благодарности и самое главное покаяния, к которому призываемся в эти святые и благословенные дни. Неслучайно, на кануне этого спасительного, молитвенного и покаянного делания Церковь нас ставит перед главным условием того, чтобы это осуществилось и сбылось в нашей жизни: попросить друг у друга прощения. Каждый из нас прекрасно понимает, что это сводится не только к тому, чтобы формально сказать друг другу привычные слова, а прежде всего, от всего сердца простить все, что в наших отношениях иногда запинает наш путь к Богу.

Вот так Господь премудро утроил, что тогда наша молитва слышна, тогда наше покаяние принимается Богом, когда мы сами, в свою очередь, прощаем окружающим нас людям. Все эти вещи всем нам очевидны, все мы прекрасно знаем, об этом мы не только много раз читали, слышали, все это мы знаем своим Христоименитым званием. И вот сегодня мы стоим на пороге этого святого, я бы сказал, таинства: таинства прощения друг друга, потому что это является главным и основным условием того, ради чего само время святого поста Богом нам так прещедро даровано.

Но мы понимаем, дорогие братья и сестры, что очень несложно попросить прощение у человека, который тебя ничем не обидел, с которым ты не вступал ни в какие конфликты, сложные отношения — это абсолютно не представляет какого-то затруднения. Совершенно иначе обстоит дело, когда нас разлучают и разделяют какие-то жизненные сложности и конфликты, вот здесь требуется самое главное — стремление к тому, чтобы прежде всего воцарился мир в наших человеческих отношениях. Без этого немыслимо и невозможно никакое дальнейшее следование за Богом.

Только что мы положили начало этому покаянному обращению к Богу, только что мы с вами совершили заемные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина, где среди всего прочего произнесли очень важные и главные слова: Даруй мне, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Вот это самая главная цель этого святого времени – научится видеть себя, научиться видеть, зрети своя согрешения, и при этом не осуждать своего брата. Не на чьи-то недостатки, не на чьи-то немощи, не на чьи-то недостоинства обращать внимание, а на свои собственные. Каждый из нас со всей определенностью может сказать, что его грехов, его собственных беззаконий гораздо больше чем тех же самых беззаконий в людях, которые его окружают, и поэтому, с этого необходимо начать этот святой путь, этот благословенный путь, вершиной которого является Пасха Христова.

Но чтобы достичь этого мироспасительного и благословенного праздника в радости, в мире с Богом, в своем сердце и со своей совестью, необходимо положить тот труд, с которого мы начинаем сегодняшний путь. И потому, самое главное для того, чтобы научиться прощать окружающих нас людей, необходимо самоукорение, себя видеть причиной любого конфликта. Это тоже для всех нас является очевидными, может даже банальными вещами, но насколько тяжело, насколько порой невыносимо трудно изменить себя, заставить свою выю, гордую выю преклонить перед человеком, который тебе неприятен. Но именно поэтому Церковь принуждает нас к тому, чтобы мы примирились друг с другом.

Иногда мы бываем разделены расстояниями и разделены вечностью. Кто-то умирает, уходит в вечность, и быть может мы не успеваем примирится, не успеваем сказать последнего «прости», но у нас есть величайшее средство, величайшее, Богом дарованное действие – молитва. Молясь за этих людей, мы тоже как бы искрашиваем у них прощения, чтобы Господь нас примирил, пусть даже мы не успели этого сделать здесь и сейчас. С теми же людьми, которые окружают нас в нашей повседневности, мы обязаны это сделать: должны примириться, должны попросить друг у друга прощение, и тогда это будет утешением для всех нас.

Каждый из нас имеет свой собственный опыт примирения, особенно тогда, когда затяжные, длительные, многолетние, семейные или иные конфликты разделяют и разлучают нас. Порой нам кажется, что у нас нет возможности и сил простить этого человека, потому что он такую рану нанес нам, что мы просто не способны его простить. У нас нет ни моральных, ни физических сил, чтобы простить его, но если с Божией помощью, если мы заставим себя, если понудим себя, смирим себя и сделаем первый шаг к этому примирению, то испытаем, будто бы гора с плеч свалилась — такая легкость, такое необыкновенное чувство, чувство радости и ликования.

Вот можно представить: наша душа некими узлами вся завязана, и если мы примиряемся с кем-то, если мы делаем первый шаг на встречу к человеку, пусть ненавистному и неприятному нам, то эти узлы как бы развязываются и освобождают нас от своего невыносимого гнета.

Почему у нас нет радости, почему мы все такие озлобленные, почему мы все раздражительные? Потому что нет мира в нашем сердце, а мира нет потому, что нет мира с окружающими нас людьми, потому что гордость, а точнее гордыня, это будет более точное определение нашего состояния, настолько воцарилась в сердце каждого из нас, что мы уже не способны по-другому мыслить об окружающих нас людях. Мы себя во всем оправдываем, и когда речь идет о наших собственных недостатках, мы начинаем изворачиваться, выкручиваться и находить всевозможные объяснения.

Мы постоянно пытаемся найти себе оправдание, даже, если и понимаем, что сами виноваты, понимаем, что сами согрешили и сами являемся причиной и источником конфликта, ссоры или ненависти, но мы всегда пытаемся себя оправдать, от себя отодвинуть ответственность за собственную вину. И это, конечно же, является главным препятствием, на пути к примирению.

         У преподобного Пимена Великого один брат как-то спросил: У меня нет мира в сердце, у меня нет мира с братьями, что мне, отче, делать? И тот ответил: Когда моряки попадают в бурю, когда они видят мрак надвигающийся, когда они видят обуревание, которое, несомненно, способно их потопить в пучине морской, тогда они все силы прилагают к тому, чтобы устремится к берегу, и уже прибившись к нему, бросают все якоря, чтобы уже ничто не способно было их унести в открытое море и открытую погибель. Вот так и самоукорение способно не дать человеку унестись в бездну погибели. И это то, к чему нужно всегда себя приучать.

Есть замечательный и известный пример, думаю, многим он известен: в жизнеописании преподобного Кирилла Белозерского, великого русского святого, есть эпизод, повествующий о том, что когда он был игуменом монастыря, его возненавидел один монах, которого звали Феодул. Для любой ссоры, для любого конфликта ведь, порой, и повод не нужен, лукавый так умело может подстроить жизненные обстоятельства, что человек считает себя абсолютно правым, а того, на кого эта злоба поднялась, конечно же, всегда будет считать виноватым, даже беспричинно. А повод, какой угодно найдется, все что угодно можно о каждом из нас сказать.

 Так вот этот Феодул настолько возненавидел игумена, преподобного Кирилла, что даже и слышать о нем ничего не мог. Он сеял среди братии всевозможные сплетни, россказни, братия смущалась, кто-то верил, кто-то не верил. Но настолько злоба поработила Феодула, что даже те трезвомыслящие голоса, которые обращались к нему, чтобы он примирился, внутри себя изменил свое отношение к игумену, были бесполезны. Все это тонуло в шквале его ненависти, озлобленности и раздражительности, и он в такую ярость впал, что даже делился с братией, что имеет помыслы убить настоятеля. Вот такая ненависть была у человека.

К сожалению, это мы можем понять, кончено, не с такой очевидностью и категоричностью, но все же это состояние нам знакомо.

 Так вот, Феодул решил уйти из обители, бросить монашество, потому что настолько впал в ярость и озлобление, что решил все бросить. Но, при этом, он не мог не попрощаться, то есть не в смысле прощение попросить, а в смысле сообщить игумену, что он уходить окончательно и бесповоротно. Когда он пришел к настоятелю, он все что угодно мог ожидать, но он не ожидал того, что встретил. Озлобленный монах увидел такой ласковый и любящий взгляд преподобного Кирилла, что даже опешил. Он не ожидал такого отношения к себе, потому что все знали, и игумен знал о злобе Феодула к себе.

Но преподобный встретил его с такой любовью и сказал: Брат, ты единственный в монастыре, кто правильно обо мне судил, все почему-то считают, что я добрый человек, но как они глубоко ошибаются, ты среди всех единственный, кто был прав.

Это совершенно обескуражило озлобленного монаха. Наверное, трудно передать душевное состояние человека, который сталкивается совершенно с иным, противоположным чувством, относительно того, которое он стяжал в своем сердце. Господь коснулся сердца этого озлобленного человека, и ради любви, ради мудрости, ради пасторского душепопечения игумена эта душа не погибла, и Феодул остался в монастыре. А потом, этот монах не только не помышлял о наветничестве на игумена, а напротив, всех одергивал и вразумлял: Брат, ты заблуждаешься, если озлобляешься на брата своего, от того, что сам с подвержен навету врага рода человеческого — диавола.

Вот поэтому, дорогие мои, мы должны друг друга просить ради Христа, простить все, потому что на чаше весов: либо наше прощение, либо – наше осуждение. Это зависит от нас. Казалось бы, Господь Судия Праведный, Господь Мздовоздаятель, Ему принадлежит последнее слово к нам. Но Господь, по Своей необыкновенной, нам непостижимой любви так устраивает наши человеческие взаимоотношения, и Свои отношения с нами, что ставит наше спасение в зависимость от того, как мы относимся к окружающим нас людям: простим – будем прощены, не простим – не будем прощены. Казалось бы, последнее слово всегда за Господом, и это безусловно так. Но с другой стороны, от нашего с вами слова и от нашего благого и доброго намерения чрезвычайно многое зависит, настолько многое, что выше этого ничего нет и быть не может — будем ли мы с спасены или будем осуждены. Хотим мы Вечной жизни – простим всем ради Христа, потому что нет таких ссор, нет таких обид, нет никаких нанесенных оскорблений, которые могли бы перевесить желание христианина быть с Богом и быть в Вечной Жизни.

А если мы только лишь на словах христиане, только лишь говорим об этом, а на деле мы абсолютно не имеем к этому званию никакого отношения – это тоже наше право, это тоже наш выбор, и от каждого из нас зависит то, какой выбор мы предпочтем для себя.

Я думаю, что это очень важно и назидательно всем нам. Но то, что мы находимся сегодня здесь, в этот святой и благословенный вечер, вечер, предшествующий началу сего долгого, непростого, трудного, молитвенного, покаянного пути, все же говорит нам, что мы предпочитаем Вечную Жизнь, мы предпочитаем простить друг друга, и чтобы ничто из запинающего нас неспособно было увести нас на противоположную сторону от спасения.

         Я прошу у вас прощения, дорогие братья и сестры, я осознаю и понимаю многие свои недостатки, и прошу прощения, чтобы ваше великодушие, ваше человеколюбие покрыло мои немощи вашей любовью. Понимаю и осознаю, что и невнимательностью, и грубым словом, и неподобающим поведением и прочим и прочим вас обидел. Осознавая это, прошу у вас прощения, прошу ради Христа меня простить.

           Господь и вас простит и помилует яко Благ и Человеколюбец. Аминь.