Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали зачало, которое традиционно именуется Евангелием о буре (см.: Мф. 14, 2-34). Начинается этот текст со слов о том, что Христос понудил Своих учеников сесть в лодку и отплыть от берега. Событие это происходит тотчас после чуда насыщения хлебами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. В этот момент сердца апостолов, которые стали причастниками этого небывалого чуда, воспламенились плотскими мессианскими чаяниями.

Это и есть мечта иудейская о мессии-освободителе, который придет и напоит вином и млеком, накормит медом и хлебом народ свой, и сделает этот народ владыками и князьями по всей вселенной. Апостолам эта мечта показалась близкой к осуществлению, поскольку они увидели, на что способен Христос.

Господь улавливает этот момент и, чтобы ученики не поддались на эту провокацию народа, буквально вталкивает их в лодку и просит отплыть на другую сторону моря Галилейского, и апостолы плывут, и разыгрывается страшная буря. Можно предполагать, что ученики в момент отплытия сердцами и мыслями были погружены в возможность близкого осуществления заветной народной мечты о том мессии и просто млели от счастья, что так близки ко Христу, что они Его избраннейшие ученики, а это значит, что в царствии мессии им «светят» очень выгодные места, комфорт и уют, слава.

Но вот нежданно-негаданно разыгрывается страшная буря, и они, опытные рыбаки, которые плавали по морю Галилейскому не раз, понимают, что их ждет верная гибель. И вдруг по этим смертоносным волнам навстречу к ним идет Христос. Этот контраст настолько был необычен для них, что они закричали, думая, что видят призрак. Но Христос, ободряя их, сказал: «Не бойтесь, это Я». Апостол Петр ответил: «Если это Ты, Господи, повели мне пойти к Тебе навстречу». И Господь повелел: «Иди». И апостол Петр вышел из лодки и пошел по водной стихии, как по суху, ко Христу. А потом, испугавшись, стал утопать, вскричал: «Господи, спаси меня, я погибаю». Господь протянул ему руку и сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?». И тотчас они взошли в лодку, и вскоре лодка пристала к берегу.

Какой урок из этого повествования мы можем извлечь для себя лично? Когда в нашей жизни случается что-то хорошее, светлое, доброе, то, что мы ждали и о чем просили Господа, нам кажется, что мы попали в число избранников Божиих. Тогда мы тоже начинаем млеть от мысли, что, чем дольше мы будем молиться, ходить в храм, тем лучше и слаще будет наша жизнь. И сердце наше отвлекается от самого главного, от единого на потребу, к чему призывает нас Святая Церковь и ради чего нам дано откровение, – вечного спасения. Но Господь попускает и бури, и встряски, и тошно нам становится от того, что мы находимся в этом мире, нам некуда деться.

Апостол Петр улавливает очень важный момент: там, где Христос, там безопасно, где бы Он ни находился – в воде, в воздухе, на небе. Поэтому Петр хочет идти к Нему и идет силою Христовой навстречу ко Господу. Но Петр ошибся в понимании того, что происходит, и то, что он пошел по воде, приписал себе. И как только он стал рассуждать, как идти и что дальше делать, он тотчас начал тонуть и вскричал: «Спаси меня, погибаю». То есть апостол Петр начал погружаться в самую что ни на есть настоящую смерть. Он чуть в ней не захлебнулся. И Господь вытащил его, спас от этой смерти.

Какое отношение это имеет к нам? Каждому из нас надлежит умереть, хотим мы этого или не хотим, это будет, и, пожалуй, здесь самое главное – это довериться Богу. Христос неслучайно сказал Петру: «Зачем ты усомнился, маловерный?». Он не обвинил его в неверии, но сказал «маловерный», значит, очень мало было у Петра к Богу доверия. К Богу должно быть огромное, великое доверие, тогда ничего плохого не произойдет. Петру не хватило веры в то, что если Господь повелел ему идти, то Он даст силу дойти до конца.

Для верующего человека сама по себе смерть очень страшна. А почему? Когда мы начинаем в эту зыбкую стихию погружаться, а мы делаем это постоянно старением, болезнями, проблемами, смертями наших близких, мы берем все на себя и начинаем рассуждать: как я буду сам выплывать из этого страшного водоворота, из этой зловещей воронки? А так рассуждать не надо. Если Господь пришел и спас нас, и сказал, что верою мы спасаемся по тем законам, которые Он нам принес, мы и должны спасаться по Его законам. И первый закон – это величайшее, глубочайшее доверие к Богу, вера в то, что Он как Всемогущий сможет сделать то, что обещал, и вывести нас через смерть в вечную блаженную жизнь. Но где взять такое доверие?

Сегодняшнее чтение апостольское, Послание апостола Павла, посвящено очень важной теме – тому, что верующий человек является храмом для Бога Духа Святаго (см.: 1 Кор. 3, 9-17). Того, кто растлит этот храм, покарает Бог, потому что этот храм свят, а этот храм есть верующие люди, «поэтому тот, кто хочет быть мудрым пред Богом, будь безумным, потому что мудрость века сего есть безумие перед Богом». То есть спасение происходит совсем по иным законам, по иным уставам, чем в обычной жизни человеческого рода, потому Царство Божие, Царство истинного Мессии Христа – это не царство мира сего. И спасаться мы должны по тем законам, которые нам приносит Господь, они кардинально отличаются от того, как мы привыкли здесь жить. Действительно, часто приходится своего рода безумствовать перед людьми и перед миром, чтобы быть мудрыми перед Богом, потому что мудрость заключается в том, что все здесь рано или поздно пройдет, как дым, исчезнет, а вечность откроется. Но если я к ней не подготовлюсь через свое безумие перед миром и через свою мудрость перед Богом, то я не войду в эту вечность, я тогда возьму удар на себя и, конечно, не смогу избежать уз вечной смерти, не смогу войти в вечную блаженную жизнь.

И поэтому Христос настаивает на необходимости исполнения заповедей, которые никак не вписываются в область тех законов, по которым живет мир, лежащий во зле. Чтобы мы навыкали, исполняя эти заповеди, видя, что ничего плохого от исполнения этих заповедей с нами не происходит, навыкали в себе раскрывать это доверие Богу, без которого не спастись.

Какие это заповеди? Мир смеется над ними: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны гонимые, будьте всем слугами, рабами, ходите в больницы, в темницы. Но при соблюдении их сердце просветляется, ум просветляется, возрастает доверие тому, что Господь не всуе нам их дал, что они являются маяком, указующим путь к вечному спасению. В сегодняшний день, вчитываясь, вслушиваясь в Евангелие о буре, будем помнить о том, что никому из нас не избежать страшной бури, когда будет проверка того, насколько мы созрели в своем доверии к Богу.

Аминь.