Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого. 10.11.2019
Сегодня за литургией мы слышали евангельское повествование об исцелении бесноватого Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 8, 26-39). Событие это изрядное, неслучайно о нем говорят три евангелиста.
Господь приплыл в Гадаринскую страну, где не было практически людей, кроме одного бесноватого. Его боялись настолько, что обходили эту землю стороной, настолько, что периодически пытались связать железными цепями, но он разрывал эти цепи – такова была сила бесов, вселившихся в этого человека.
Но Господь приходит к нему, потому что Он пришел спасти погибшее, а значит, никто не может быть оставлен нашим Господом. Мы видим, что Спаситель был бесстрашным Человеком, очень мужественным, любящим всякого, кто пришел в этот мир наследовать вечную жизнь. Никто не может быть оставлен Богом.
В гадаринском бесноватом находился не один бес, а много, они вселились в него, поработили его душу и, самое главное, волю, так что он не в состоянии был даже назвать свое имя. На вопрос Христа об имени этого человека за него ответили бесы: «Легион имя мне, потому что нас много». Таким ответом бесы устрашали или пытались устрашить Христа и апостолов. Во-первых, слово «легион» значило для иудея того времени чужеземное порабощение, иго. Во-вторых, легион – единица древнеримской армии, которая включала в себя от 2-х до 6-ти тысяч воинов. Расположенный в боевом порядке легион вызывал в человеке того времени панику, поскольку создавал впечатление несокрушимой силы, с которой бесполезно бороться.
Но Господь выходит на это поле боя и убивает врага: Он освобождает человека от бесов, которые просят Его послать их в стадо свиное. И Господь говорит: «Идите». 2000 голов свиней, которые паслись на пастбище, обезумев, с крутизны бросаются в море и погибают. А исцеленный человек садится при ногах Иисуса, как говорит Священное Писание, он уже одет и в здравом уме, он хочет быть с Господом постоянно и просит взять его с собой. Но Господь говорит: «Нет, иди в селение свое и расскажи людям, что сделал тебе Бог».
И человек идет и рассказывает, что сотворил ему Иисус, поскольку для него, пережившего, с одной стороны, весь ужас общения с бесовскими полчищами, а с другой – исцелевшего по слову Христа, Иисус и есть истинный Бог, Которого нужно проповедовать. Вот это повествование.
Обратившись к толкованиям этого эпизода вселенскими учителями, мы увидим, как много полезного они извлекают для каждого из нас, актуализируя текст Священного Писания. О многом мы, наверное, читали, слышали. Скажем лишь об одном: человек в здравом уме, как говорит Евангелие, освобожденный от владычества бесовского, не может не хотеть быть постоянно при Христе, не может не желать быть только там, где Он, потому что любит Его.
Но приложим это изречение к своей жизни – и в ней откроется много драматичного. Поставим перед собой вопрос: хотим ли мы постоянно быть при ногах Иисуса? Исповедуем ли мы постоянно, что пойдем за Ним, куда бы Он ни пошел? Конечно, нет. А почему?
Однажды святителя Феофана Затворника спросили: всякий ли человек подвержен бесовскому влиянию? Не гипотетически подвержен, а в настоящий момент всегда ли он находится под этим влиянием, испытывает действие бесовское? Святитель Феофан, подумав, сказал: да.
И та мгла, тот мрак, та злость, та ненависть, то нежелание общаться с ближними, которые завладевают нами иногда, приводят в неистовство, что греха таить, поскольку мы раздражаемся, кричим, топаем ногами, иногда колотим кого-то, не есть ли свидетельство того, что мы находимся под влиянием падших духов? Мы, верующие люди, которые именуем себя христианами.
Какие самые важные внутренние критерии, свидетельства для человека, что он все-таки не находится под влиянием бесов?
Самое страшное действие, в котором запечатлел себя диавол, это то, что он, даже при всем понимании возможности спастись через покаяние, не хочет и не может этого сделать. И он действительно не хочет этого, и поэтому никогда не сделает. И диавол, как человекоубийца искони, то есть желающий вечного погубления людям, понимает как никто другой, что самое главное – навести на человека состояние нежелания покаяния, чтобы он запечатлел себя в этом действии.
Внутренний критерий для каждого из нас, который показывает, с Богом ли мы или под действием дьявольским, это осознание, желаем ли мы постоянно находиться в изменении себя, в приведении себя к истинному образу и подобию Божию. Иными словами, желаем ли мы каяться или не желаем. И если мы этого не желаем, то это верный признак того, что мы находимся под воздействием падших духов.
Священное Писание этим евангельским чтением из года в год неоднократно напоминает человеку о той ответственности, которую он несет на себе по отношению к своему спасению. Ответственность, которая заключается именно в свободном выборе – принятии или отвержении человеком – того важного положения, о котором говорит Святая Церковь, что падшие духи существуют, что они всеми силами стараются навредить нашему спасению, используя для этого самые различные уловки.
И здесь можно выделить две крайности. С одной стороны, дух лукавый убеждает человека в том, что его в принципе нет, и мы понимаем, как хорошо жить с Господом, святыми ангелами, и мы себя ощущаем практически праведниками, посещающими церковь, творящими добро. С другой стороны, бесы говорят нам символически о том, что имя им – легион, и этим вызывают такой ужас в нашей душе, что он довлеет над нами, что у нас дрожат руки, что мы впадаем в панику, а самое главное, убеждаем себя, что бороться против них бесполезно. Конечно, это не так. Господь всегда близ нас, святые ангелы всегда готовы нам помочь, но для того чтобы побеждать падших духов на этом незримом внутреннем фронте, нужно брать пример с нашего Господа. Быть таким же мужественным и бесстрашным, таким же сильным и любящим человеком, как Он.
Если будет так, если мы будем желать изменять себя, исправлять себя, будем жаждать покаяния, чтобы в вечную блаженную жизнь войти, то тогда обязательно Господь нас оградит Своею благодатью, как нерушимой стеной, оберегающей нас, как огненным столпом, попаляющим всякие нападки вражии, пытающиеся приразиться к нам. И тогда мы будем вместе с Господом, и тогда мы будем способны, по слову сегодняшнего Евангелия, как исцеленный бесноватый, свидетельствовать и ближним и дальним, сколь благ Господь, какие великие чудеса Он творит, а самое главное, что Он сотворил самое великое для нас, но не чудо, а реальность, которая называется вечной блаженной жизнью.
Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.
Исцеление гадаринского бесноватого.
10.11.2019