С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Этот воскресный день именуется Неделей пред Богоявлением, то есть это воскресенье перед праздником Крещения Господня.
Сегодняшнее евангельское зачало – первые стихи Евангелия от Марка: «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (см.: Мк. 1, 1-11). А дальше повествуется о том, что Иоанн Креститель выходит на проповедь, исполняя тем самым пророчество древних пророков Исаии и Малахи́и, которые говорили о том, что перед выходом на общественное служение Мессии явится Предтеча. И первыми словами Иоанна Крестителя, которые он обратил к человечеству в лице иудейского народа, были слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».
Для каждого верующего человека это блаженные слова, ведь покаяние есть необходимое условие для вхождения в Царствие Божие. Христианин, как ему часто кажется, знает, что такое покаяние, он знает, что нужно каяться для того, чтобы спастись.
Но когда Креститель обратился к иудейскому народу с этими словами, для многих они оказались очень неожиданными и многих разозлили, потому что люди не понимали, в чем и зачем им каяться. Спасение понималось ими как вхождение в особое царство мессии, где они будут править всем остальным миром. Они праведники, они сродники по плоти от Авраама, они исполняют дела закона – это необходимые и достаточные условие для их спасения. И поэтому, когда они услышали призыв «Покайтесь!», то есть измените прежде всего образ своих мыслей, многим это показалось издевательством над ними.
Актуально ли все это для нас? Дело в том, что настоящего покаяния не может быть до тех пор, пока человек не ответит для себя на очень важные вопросы. Вот они: что значит «сидеть во тьме и сени смертной» (см.: Ис. 9, 1-2); в чем прежде всего грех человека перед Богом; почему я постоянно призываюсь исповедовать то, что все люди грешники, но «от них же первый есмь аз»; что́ самое главное должен был исправить в человеке пришедший во плоти Бог, исправить в отношениях между человеком и Богом?
То идолослужение, в которое впало ветхозаветное человечество, заключалось прежде всего в том, что человек не любил Бога. Сказать, что не искал Бога, это, по сути, ни о чем не сказать, а вот сказать, что он не любил Бога, это уже очень серьезно. Даже ветхозаветные иудеи, которым единственным во всем мире было дано откровение о Едином Истинном Боге, замкнувшись в своей национально-религиозной гордости, не любили Его. Именно поэтому Иоанн Креститель обратиться к ним на берегах Иордана со страшными словами: «Порождения ехидны, кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (см.: Мф. 3, 7).
Поставим перед собой вопрос: вот сейчас из стоявших здесь, на Литургии, многие ли изливали свою любовь сердечную к Богу с благодарностью за все, что Он сделал для нас? Благодарили ли мы Его вчера, позавчера или думали только о том, как бы сделать так, чтобы нам было хорошо? Чаще всего ведь оказывается, что именно последнее выступает доминантой нашей жизни и все наши интересы по отношению к Церкви, к Богу, ко всему тому, что здесь нам дается, имеют такую подоплеку.
Один вид Иоанна Крестителя заставлял иудеев духовно содрогаться от того, каким величественным может быть человек и каким он убогим может выглядеть перед Богом, и это заставляло их исповедать свои грехи. Многие думали, что Иоанн – Мессия и спрашивали его об этом. Но Креститель ответил: «Я крещу вас в воде покаяния, но Идущий за мной больше меня есть. Я недостоин Ему понести обувь. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
С греческого языка эти слова Крестителя можно перевести так: «Я омываю вас водою (иными словами, смываю с вас физическую скверну), а Идущий за мной омоет вас Духом Святым (омоет скверну духовную, иными словами, очистит ваши грехи)». Далее Креститель говорит: «Прямыми сделайте стези Ему». Он призывает человека не юлить, не хитрить, не изворачиваться, а прямым путем идти к Богу. Что это за прямой путь? Это путь самого простого исповедания перед Богом того, что мы Его не любим, но знаем, что без этой любви мы спастись не можем. И мы просим: «Помоги, Господи, сделать так, чтобы Ты был для меня самым вожделенным в этом мире!».
Если будет так, тогда для каждого из нас то покаяние, к которому призывает нас Иоанн Креститель, будет действительно тем самым что ни на есть прямым путем к Богу нашему, а значит, и к нашему спасению.
Аминь.